Вопрос 56. международное и внутригосударственное право
Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.
Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции:
♦ регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств;
♦ обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения;
♦ охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.
Международное право и внутригосударственное право представляют из себя две самостоятельные правовые системы, отличающиеся по целому ряду параметров. Прежде всего, они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не бывают субъектами международного публичного права, где субъектами бывают государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою вне зависимостисть, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью.
Данные правовые системы различаются также своими объектами и предметами регулирования. В корне отличается их механизмы реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.
При этом эти две различные и самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. Международно-правовые нормы формально не являются производными от норм внутригосударственных и не могут оказывать влияния на обязательную силу внутригосударственных норм, однако, международное право может отсылать к внутригосударственному праву, а это последнее – к международному праву.
Международно-правовая норма и норма внутригосударственного права имеют различный предмет регулирования. Международно-правовые нормы регулируют только отношения между субъектами
международного права, а внутригосударственные нормы – субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.
Вместе с тем, с одной позиции на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой позиции, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние проявляется в том, что государства издают акты внутреннего законодательства, необходимые для приведения в деи̌ствие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция или трансформация дает толчок для развития какой-либо отрасли внутреннего законодательства в новом направлении.
Государство, в соответствии с императивной нормой международного права pacta sunt servanda, обязано выполнять все свои международные обязательства, вне зависимости от того, где осуществляется.
Имплемента́ция (международного права) (англ. implementation — «осуществление», «выполнение», «практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.
Способами имплементации являются:
- инкорпорация;
- трансформация;
- общая, частная или конкретная отсылка.
При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путём отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15 часть 4) в Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конституция государства, воплощающая ᴇᴦο суверенитет, не должна быть автоматически подчинена нормам международного права, международному договору, заключенному государством с другим или другими членами мирового сообщества.
В Конституции Российской Федерации нет положения о её изменении в связи с международно-правовыми актами, договорами, в т.ч. содержащими нормы, противоречащие Конституции. Часть 1 ст. 15 гласит, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое деи̌ствие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Толкование ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации дало основание заключить, что Конституция России (1993 ᴦ.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны.