Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром.Принятие христианства и его значение.Свод законов «русская правда»
Заняв киевский престол, сын Святослава Владимир совершил несколько походов против восточнославянских племен, которые еще не были покорены Киеву. Князь низложил племенных князей и вместо них посадил в крупных городах своих сыновей. При Владимире Русь стала крупнейшим государством Европы того времени. А введение христианства как государственной религии способствовало налаживанию тесных отношений со многими государствами. Сын Владимира Ярослав, которого называют Мудрым, прилагал немалые усилия для сохранения единства и могущества Русского государства. Ярослав не оставлял строительства, начатого отцом, и окончательно одолел печенегов. При Ярославе вырастали новые города, расцвели старые, расстраивался и укреплялся стольный Киев.
ХристиянствоВ 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Целью реформы было возвышение международного авторитета княжеского рода и Киевской державы. Византийский император давал разрешение на брак царевны Анны с князем Владимиром только при условии принятия им христианства.Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами."Русская правда" - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси. Известно более 100 списков "Русской правды", которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник "Русской правды" был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции "Русской правды", которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Краткая редакция содержит: "Правда Ярослава", или "Древнейшая правда" (автором ее считается Ярослав Мудрый),"Правда Ярославичей", или "Устав Ярославичей", а также две статьи - так называемый "Покон правильный" и "Урок мостникам", о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником "Русской правды" были нормы обычного права. В частности, "Правда Ярослава" отражает общественные отношения раннефеодального периода.В целом "Русская правда" представляет украинское право.В ней не было предусмотрено смертной казни,а убийство наказывалось "гривной", т.е. возмещалось в денежной форме.За преступление против человека,независимо от его социального положения, устанавливался штраф.Следующие списки "Русской правды" юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В "Русской правде" предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе."Русская правда" состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: "веру" - в пользу князя и "головщину" - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний "Русская правда" не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось.