Внутренняя и внешняя политика России в 12 веке. «Бунташный век»
А. Городские восстания (1648,1662)
1. В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.
2. В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказньм. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.
3. 1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).
4. Соляной бунт был необычен тем, что правительство, видя широкий размах городских восстаний, пошло на уступки:
> было прекращено взимание недоимок по налогам;
> стрельцам выдано повышенное жалованье;
> сменены судьи в приказах;
> дано согласие на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Были отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.
5. Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.
6. В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название «медного бунта». Его участники — московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60—70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту».
7. 25 июля 1662 г. в Москве на Лобном месте читали «воровские» (анонимные) письма, в которых перечислялись изменники, причастные к чеканке «преступных денег». Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал «рубить их до смерти». Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.
Б. Восстание Степана Разина (1670—1671)
1. Но через несколько лет после «медного бунта» началось крупнейшее социальное выступление под руководством донского казака Степана Разина. Его причиной стало Соборное уложение 1649 г., окончательно закрепостившее крестьян, усилившее феодальную эксплуатацию. Выросли натуральный и денежный оброки, барщина достигла 4 дней в неделю в страдную пору. В Поволжье появились крупные вотчины бояр Морозовых, Милославских, Черкасских, где повинности крестьян были очень высоки. Ухудшилось положение стрельцов, были введены налоги на торговлю, ремесло, уменьшено жалованье, ожесточились наказания.
2. В это время на Волге было много так называемых «гулящих людей», т. е. ушедших из своих мест или от непосильного гнета, или в поисках вольных заработков. Проживавшие здесь нерусские народности — татары, мордва, башкиры — тоже находились в тяжелом положении.
3. После 1649 г. и отмены Юрьева дня началось широкое бегство крепостных крестьян в основном в казачьи области Дона, откуда казаки никогда не выдавали беглецов: «С Дона выдачи нет». Казаки охраняли южные границы России, получали царское жалованье деньгами, хлебом и порохом, занимались рыбной ловлей и охотой. Они также получали доход от набегов («за зипунами») на Турцию, в Крым и Персию. Здесь устанавливались казачьи порядки: отсутствие помещиков и воевод, выборность атаманов, важные решения принимали общие сходы. Но и среди казаков уже выделялись богатые (домовитые) и бедные (голытьба). Предвестником крестьянской войны стал поход казаков во главе с Василием Усом с Дона до Тулы в 1666 г. Они разгромили многие имения, убивали помещиков. Правительство срочно бросило против восставших войска, и казаки отступили к Дону. Особенно обострилась ситуация после окончания войны с Польшей (1667) — на Дон устремились тысячи беглых, начался голод. Чтобы добыть средства к существованию, бедные казаки объединялись в ватаги и грабили торговые суда. Во главе крупной ватаги встал казак Степан Разин.
4. Весной 1667 г., собрав отряд в тысячу человек, Разин на Волге совершал нападения на купеческие и царские караваны судов. Спустившись вниз по Волге, отряд Разина морем дошел до устья Яика и овладел укрепленным Яицким городком. Спустя почти год двухтысячный отряд, уже имевший артиллерию, подошел к берегам Ирана, пограбил западные берега Каспийского моря — владения персидского шаха. В июне 1669 г. Разин нанес сокрушительное поражение флоту шаха. Из 70 легких стругов, специально снаряженных шахом для борьбы с разинцами, в целости остались только три. Были захвачены Баку, Фарабад и Дербент. В августе 1669 г. разинцы направились к устью Волги, где раздали щедрую милостыню. Несмотря на то что в Астрахани была многочисленная рать и на рейде Каспийского моря стоял первый русский военный трехъярусный корабль «Орел», царские воеводы не рискнули вступить в бой с казаками Разина — они боялись, что многие царские ратники, а тем более «черные люди города», перейдут на сторону Разина, если дело дойдет до битвы. Послав Разину грамоту, в которой казакам прощалось их воровское прошлое, и обещав им свободное возвращение домой, воеводы впустили богато разукрашенные струги повстанцев в Астрахань. Толпа простого народа встретила их бурными приветственными возгласами. Поднявшись по Волге, захватив Царицын, Разин вскоре вернулся на Дон. Здесь он начал возводить свой центр — Кагальницкий земляной город. Зимой 1669/70 г. Разин стал готовиться к новому походу, но не за добычей, а против бояр московских, «бояр-изменников», и для того, чтобы «дать всем волю».
5. В начале 1670 г. казацкое восстание начинает перерастать в крестьянскую войну. В ней принимают участие крепостные крестьяне, холопы, донские и волжские казаки, работные люди, городская беднота, чуваши, татары и другие народы Поволжья. Тысячи людей бегут к атаману Разину, придавая новую окраску выступлению казацкой голытьбы. В рассылаемых Разиным посланиях народ призывался к восстанию за волю, землю, хорошего государя
6. В апреле 1670 г. Разин захватил Царицын и ввел там казацкое управление. Число разинцев достигло 10 тысяч. В конце июня 1670 г. Разин штурмом взял Астрахань, где управление было также организовано по казацкому образцу. Летом 1670 г. война, начатая Разиным, достигла наибольшего размаха на Волге, были взяты Саратов, Самара, осажден Симбирск. Как пламя огромного пожара, война перекинулась в глубинные районы России, полыхали Дон и Слободская Украина.
7. Правительство было обеспокоено успехами Разина и в августе 1670 г. сформировало отряд стрельцов и служилых людей (60 тысяч). В октябре 1670 г. разинцы были разбиты под Симбирском, Разин ранен и отвезен друзьями на Дон. Еще в течение нескольких месяцев восстание продолжалось в Поволжье и на Слободской Украине, там действовал брат Разина — Фрол. В начале 1671 г. основные очаги восстания были подавлены, а в апреле Разин вместе с братом были схвачены домовитыми казаками и выданы правительству. Разина подвергли пытке и в июне 1671 г. четвертовали в Москве на Лобном месте.
8. В ходе кровавой войны казачество пыталось свергнуть государственный строй в России, утвердить вольное правление. Но, если даже предположить, что восставшие захватили бы власть в центре, ликвидировали ненавистных бояр, уничтожили приказы и т. п., они не смогли бы создать новое, справедливое общество по образцу и подобию казацкой вольницы. Казаки жили за счет захвата и раздела чужого имущества. Страна не могла бы жить по таким порядкам. Однако никакого другого порядка восставшие не знали и не могли знать. Поэтому в конечном счете государственное правление неизбежно установилось бы в старых формах. Но светлая память о славном борце за волю и «правду», о защитнике обиженных, обещавшем бесправному и нищему народу свободную и сытую жизнь, о храбром крестьянском атамане и политическом деятеле России XVII в. Степане Разине глубоко хранится в сердце и памяти народа.