Организация допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, статьи 22(основание для отказа) Закона о ГТ.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
31. Система защиты государственной тайны.
Режим секретности является частью системы защиты засекреченной информации, а точнее, это реализация системы защиты информации для конкретного объекта или одного из его структурных подразделений или конкретной работы.
Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Таким образом, система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей складывается:
· из органов защиты государственной тайны;
· средств и методов защиты государственной тайны;
· проводимых мероприятий.
Под защитой сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей понимается деятельность органов защиты этой тайны, направленная на обеспечение безопасности информации, отнесенной к государственной тайне, предотвращение ее утечки и ее максимально эффективное использование.
В систему защиты государственной тайны включаются кроме мер, осуществляемых непосредственно в местах сосредоточения и обращения сведений, составляющих эту тайну, также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно-правовые режимы:
· борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны;
· охрана государственных тайн в печати;
· пограничный режим;
· режим въезда и передвижения иностранцев;
· режим выезда специалистов в служебные командировки за границу.
32. Организационное управление защитой информации.(повторяется)
33. Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий.
Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.
Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.
Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности.
Специальные экспертизы предприятий (аттестационных центров) проводят Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и их органы на местах (в пределах их компетенции).
Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.
34. Организация контроля за обеспечением режима при работе со сведениями, содержащими коммерческую тайну.
Контроль за обеспечением режима при работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну, осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности коммерческой тайны, выявления недостатков и нарушений режима при работе с материалами с грифом "КТ", установления причин таких недостатков и нарушений и выработки предложений, направленных на их устранение и предотвращение.
Контроль за обеспечением режима при работе с материалами с грифом "КТ" осуществляет служба безопасности и руководители структурных подразделений.
Комиссия для проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом "КТ" комплектуется из опытных и квалифицированных работников в составе не менее двух человек, имеющих доступ к этой работе. Участие в проверке не должно приводить к необоснованному увеличению осведомленности проверяющих в этих сведениях.
Проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом "КТ" проводятся не реже одного раза в год комиссиями на основании предписания, подписанного директором или его заместителем по направлению.
Проверки проводятся в присутствии руководителя структурного подразделения или его заместителя.
Проверяющие имеют право знакомиться со всеми документами, журналами (карточками) учета и другими материалами, имеющими отношение к проверяемым вопросам, а также проводить беседы и консультации со специалистами и исполнителями, требовать предоставления письменных объяснений, справок, отчетов по всем вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
По результатам проверок составляется акт (справка) с отражением в нем состояния режима при работе с материалами с грифом "КТ", выявленных недостатков и нарушении, предложении по их устранению.
С актом после утверждения его директором или заместителем под роспись знакомится руководитель структурного подразделения.
Об устранении выявленных в результате проверки недостатков и нарушений в режиме при работе с материалами "КТ" и реализации предложений руководитель подразделения в установленные комиссией сроки сообщает начальнику службы безопасности.
В случае установления факта утраты документов, дел и изданий с грифом "КТ" либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность директор, его заместители по направлениям и начальник отдела службы безопасности.
Для расследования факта утраты документов, дел и изданий с грифом "КТ" при установлении факта разглашения сведений, содержащихся в этих материалах, приказом директора (распоряжением руководителя структурного подразделения) назначается комиссия, заключение которой о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию.
На утраченные документы, дела и издания с грифом "КТ" составляется акт. Соответствующие отметки вносятся в учетные документы.
Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения директором или его заместителями по Направлениям передаются в архив.
35. Состав и структура системы безопасности предприятия.
Организационная структура системы безопасности предприятия может быть самой разнообразной и зависит от вида конкретного предприятия (организация, банк, фирма), его размера, формы собственности, вида деятельности и т.п. Создавать ее необходимо осознанно и рационально, максимально используя опыт специалистов в сфере безопасности бизнеса.
Структура, численность и состав службы безопасности определяются реальными потребностями предприятия. В зависимости от вида деятельности и размера предприятия его безопасность может быть обеспечена по-разному: от абонементного обслуживания силами частных охранных и детективных структур до развертывания полномасштабной собственной службы и системы безопасности с развитой структурой и штатной численностью.
Основными элементами такой структуры могут быть:
1. руководитель системы безопасности;
2. совет по безопасности предприятия;
3. служба безопасности предприятия в составе отделов: охраны, режима, кадров, специального документооборота, инженерно-технических средств безопасности, контрразведывательной и информационно-аналитической деятельности;
4. структурные подразделения предприятия, активно участвующие в обеспечении комплексной безопасности (кадровое, финансовое, плановое, юридическое, маркетинга и др.).