Древние цивилизации в мировой истории

Вопрос 1

История как наука

История -гуманитарная наука , занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука , изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого .

Слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации - анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное.

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Эпоха Возрождения

Роль городов в Западной Европе последовательно возрастала. Первоначально города возникали на землях крупных феодалов и уплачивали в их пользу различные налоги. В X–XIII вв. развернулось коммунальное движение, или коммунальная революция, целью которой было получение городами полной независимости. Способы борьбы были разными, вплоть до вооруженных восстаний. Но часто использовался выкуп у сеньоров повинностей, прав и муниципальной независимости в целом. Полную независимость обрели итальянские города Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан, Болонья и другие, ставшие независимыми городами-республиками. В городах развивались ремесла, торговля, рыночные отношения, появились первые мануфактуры, университеты.

Во Флоренции и других богатых городах Италии начался Ренессанс (или Возрождение). В развитии Ренессанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто)] Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг.

XVI в. (чинквеченто); позднее – до конца XVI в. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Вопрос 9

Вопрос 13

Петровские реформы

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны (1700—1721 ). Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Предпосылки:

1)Экономическое и военное отставание России от Европейских стран представляло серьёзную угрозу национальному суверенитету.

2)Бунтарский характер XVII века, соц. нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия.

3)Для преодоления экономической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям.

Характер реформ:

Проведена необходимость преобразований при недостаточной зрелости экономических предпосылок, традиционализма общества порождали насильственный характер реформ.

По соц. последствиям:

· Обновление и европеизация сочетались с самодержавием и крепостничеством.

· По соц. - политическому содержанию реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и преобразовали её в служебное сословие

· С цивилизационной точки зрения реформы стали первым шагом модернизации отсталой аграрной страны.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

С 1января 1700гПетрI ввёл новый календарь, в России стали отмечать Новый год.

16 мая 1703 г-Петр основал Петербург.

1708—1715 годах – Губернская реформа, была проведена с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами.В 1708 году страна была разделена на 8, а затем на 11губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти.

Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

Перепись населения

В 1722 была разработана Табель о рангах, которая определяла порядок прохождения государственной службы в соответствии с определенным рангом (всего 14).

1721-царь принимает титул императора.

1722-указ о престолонаследии(император сам может назначать приемника)

При Петре были созданы армия и флот,мощное промышленное производство, в Санкт-Петербурге были основаны Академия наук и Первый музей-Кунсткамера.

Вопрос 14(+)

Россия при Екатерине II

Время Екатерины II (1762-1796) — «золотой век» дворянства. Екатерина правила почти всю вторую половину XVIII.Эту эпоху принято называть эпохой просвещённого абсолютизма, т.к. Екатерина следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была намерена служить обеспечению общественного блага с помощью прочной основы в виде системы законов.

Но политика была направлена прежде всего на укрепление положения той социальной базы , которая обеспечивала ей политическое гос-во.При ней бмного было сделано для укрепления прав дворянства. Привилегии и влияние дворянства достигают апогея — царица, пришедшая к власти незаконно, нуждалась в его поддержке. Ближайшее окружение, помогающее царице в решении государственных дел, — ее фавориты Г. Г. Орлов, Г. А. Потемкин и др.

В первые годы своего правления она издавала десятки законодательных актов в месяц. Но самым крупным был созыв в1767 г. комиссии для создания уложения – нового свода законов. Возникли различные проекты реформ, в т. ч. облегчения положения крестьян (впервые в русской истории). С 1768 г. комиссию почти не созывали во избежание чрезмерного вольнодумства.


В 1764 г. началась секуляризация (передача государству) церковных земель и была ликвидирована автономия Украины. В 1775 г. проведена губернская реформа, упорядочившая местное управление (деление на губернии и уезды). «Жалованная грамота дворянству» (1785) гарантировала его исключительное право на владение землей и крестьянами, свободу дворян от телесных наказаний, учреждала дворянские собрания с правом ходатайства перед монархом. Грамота городам определяла порядок самоуправления в городах.


В экономике, как и при Елизавете, проводится политика дальнейшей отмены мелочной регламентации производства и торговли. Растет число ушедших на заработки крепостных, некоторые заводят свои предприятия.
Однако недовольство народа произволом чиновников и помещиков велико. В 1771 г. вспыхивает «чумной бунт» в Москве, в 1772 г. — восстание казаков в Яицком городке. В 1773 г. начинается крестьянская война во главе с самозванцем «ПетромIII» — Емельяном Пугачевым. Она охватывает Урал и Поволжье, но в 1774 г. Пугачев был разбит и выдан сообщниками, а в 1775 г. казнён.

В 1782-1786 была проведена школьная реформа, положившая начало системе среднего образования. В стране также была полностью изменена судебная система.

Вопрос 15

Вопрос 16

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 19

Вопрос 20

Восстание декабристов

Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. личность императора неоднозначно оценивалась современниками. Одни восхищались его работоспособностью, др. считали его деспотом. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции. При Ник. I роль гос. совета уменьшилась, система Министров была заменена канцелярией, которая была разделена на несколько отделений, вмешивавшихся в полит., обществ., духовную жизнь страны. Особое место занимало III Отделение С.Е.И.В. канцелярии и корпус жандармов. Создавались секретные комитеты.
Составление российского законодательства было поручено Сперанскому. В 1832 г. был опубликован свод законов – “Основные государственные законы России”, где был закреплен державный порядок.
Крестьянский вопрос во время правления императора не был окончат. решен. В 1841 г. был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ “об обязанных крестьянах”: не обязывал помещиков продавать землю крестьянам, получившим личную свободу без выкупа, за данный в пользование надел крестьянин нес повинности. 1837-1841 гг. реформа упр-я гос. крестьянами, целью кот.было поднятие благосостояние этой части крестьян, для чего было создано Мин-во гос. имуществ.
Россия при новом императоре стала образцом бюрократически-полицейского гос-ва.
Мысль о восстании возникла в тайном обществе декабристов с самого начала его существования. Она возникло для открытого выступления во имя уничтожения самодержавия и крепостничества. Это были основные требования программы декабристов. Эти революционные лозунги являлись главной идейной силой, которая сплотила и вывела участников восстания на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
Первая декабристская организация – Союз Спасения, возникшая в 1816 году, хотела, свергнув самодержавие, заменить его конституционной монархией. Но в результате обострившихся противоречий между членами общества Союз Спасения объявил себя ликвидированным, чтобы основать в 1818 году новое тайное общество – Союз Благоденствия, с теми же основными целями ликвидации крепостничества и самодержавия, но с новыми способами их достижения.
В январе 1821 года в Москве, на съезде депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество (в действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе).
На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году. Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. А программным документом «северян» была «Конституция» Н. М. Муравьёва.
По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол — были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.
Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.
Крымская война началась как захватническая с обеих сторон. Если царизм стремился к захвату черноморских проливов и к расширению своего влияния на Балканах, то Англия и Франция стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и из пределов Закавказья. Османская империя также преследовала в этой войне свои, ревВ ноябре 1953 г. русская черноморская эскадра (под командованием адмирала Нахимова) уничтожила турецкий флот в бухте г.Синопа, и скоро западные державы – Англия, Франция и Сардиния открыто выступили против России. Австрия, со своей стороны, ультимативно, потребовала от России очищения Молдавии и Валахии; Николай вынужден был подчиниться этому требованию, но ввиду угрожающего положения, занятого Австрией, он должен был оставить на австрийских границах большую армию, которая таким образом, не могла принимать участие в военных действиях против западных союзников.

В сентябре 1954 г. союзники высадили значительное количество французских, английских и турецких войск в Крыму и скоро приступили к осаде Севастополя. Русский флот, по своей относительной слабости, не мог оказать сопротивления и был затоплен русскими моряками при входе в севастопольскую бухту (чтобы затруднить вторжение в нее с моря). На суше солдаты севастопольского гарнизона с исключительным мужеством выдерживали одиннадцатимесячную осаду крепости, отражая штурмы неприятеля. Лишь в конце лета 1955 г. союзникам удалось овладеть южной стороной Севастополя и принудить русские войска отступить на север. Но геройские подвиги русских войск не могли скрыть то полное банкротство правительственной системы, которое обнаружила Крымская война. Причинами военной неудачи были отсталость вооружения и недостатки снабжения, отсутствие удобных путей сообщения, отсутствие подготовленных и способных военных командующих. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции.
Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

Вопрос 21

Вопрос 22

Вопрос 23

Вопрос 24(+)

Вопрос 25

Вопрос 26

Вопрос 27

Вопрос 28

Вопрос 29

Вопрос 30 (+)

...Россия в первой мировой войне.

В 1915 г. военныедействияГерманияперекинула на Восточныйфронт. Несмотря на упорноесопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины. Неудачи русской армии побудили Николая II самому встать во главе армии. России, хотя она и совершила накануне войны большой скачок в экономическом развитии, этого потенциала все-таки не хватало, чтобы справиться с огромными военными потребностями.

Остро не хватало вооружения и боеприпасов. Неудачи обусловливались и позицией Англии и Франции, которые вопреки союзническим обязательствам ограничивались обороной, а не вели активных действий против немцев.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.

Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии.

На этом направлении армии под командованием генерала А.А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название брусиловско-го прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома.

В результате этого наступления получили облегчение англо-французские войска и итальянские армии, терпевшие от австрийцев поражение.

Но армия Брусилова не была поддержана другими силами.

Наступление было приостановлено. На других фронтах ситуация также не изменилась. Коренного перелома в войне не произошло.

В 1917 г. после политических изменений в России уже Временное правительство выполняло союзнические обязательства страны – продолжало боевые действия в войне против германского блока. Но наступления русской армии на Юго-Западном фронте были неудачными. В армии стремительно нарастал процесс разложения, она теряла боеспособность. В России активно велись поиски путей и условий заключения мира.

Выход из мировой войны России обеспечило уже советское правительство, подписав с Германией 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске мирный договор.

На Западном фронте боевые действия закончились подписанием Компьенского перемирия в 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором в 1919 г.

Условия нового мира воюющие державы подписывали без России. Россия открывала новую революционную страницу своей истории.

Вопрос 31

Вопрос 32

Вопрос 33

Вопрос 34

Вопрос 35

Вопрос 36

Вопрос 37

Вопрос 38

Вопрос 39

Вопрос 40

Вопрос 41

Вопрос 42

Вопрос 43(+)

Вопрос 44

Внешняя политика в послевоенный период. «Холодная война»
Поражение стран континентальной оси в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой не решался ни один вопрос международной жизни.

Однако господство и могущество США за годы войны выросло ещё больше. Это позволило американской администрации начать отход от соглашений военной поры.

Всё это вело к тому, что в советско-американских отношениях наступила полоса резкого охлаждения.

Советский Союз беспокоили ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами. США были обеспокоены заметным ростом авторитета СССР в Европе и мире. Всё это привело к началу холодной войны.

Чтобы не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, представителями стран Запада намечался широкомасштабный комплекс мер.

Основной целью внешней политики стало создание дружественных политических режимов в Восточной Европе

В 1945-1948СССР заключил двусторонний договор с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией.Эта страны также создали военную структуру – организацию Варшавского договора и экономическую – Совет экономической взаимопомощи.

Мир оказался разделен на две противостоящие группировки с различной идеологической направленностью. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверх державами –СССР и США.Особенно обострились взаимоотношения между ними во время войны в Корее (1950-1953).

Холоднаявойна —глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Вопрос 45

Вопрос 46

Вопрос 47

Вопрос 48

Вопрос 49

Вопрос 50

Вопрос 51

Вопрос 52

… Перестройка СССР 1985-1993

Перестройка — общее название совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1986-1991 годах. Во многих источниках датой начала перестройки указывается март 1985 года — дата прихода к власти М. С. Горбачёва, однако это неверно. В 1985—1986 гг. проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки.

В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов перестройка (как результат кризиса советского общества во всех сферах жизни ) завершилась ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.

Культурная политика

· снятие цензуры с западной культуры.

· снятие запрета с русского рока.

Причины распада

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

ü центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

ü авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая засорённость, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции));

ü растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

ü диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

ü кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

ü ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

ü неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

ü снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

ü моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

ü Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Беловежское соглашение —термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины[1] 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза ССР. За две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза»[2]. Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.)

Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:

Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).

Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).

Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Вопрос 53

Вопрос 54

Вопрос 55

Вопрос 56

Вопрос 57

Вопрос 58

Вопрос 59

Вопрос 60

Вопрос 1

История как наука

История -гуманитарная наука , занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука , изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого .

Слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации - анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное.

Вопрос 2

Древние цивилизации в мировой истории

Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Античную эпоху составляют история Древней Греции (II тысячелетие – 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.).

Основой восточного типа цивилизационного развития было преобладание государственной (царской), а также коллективной (общинной) собственности на землю и другие ценности над частной собственностью. Основой античной цивилизации, которая послужила базой западного типа цивилизационного развития, стала частная собственность на землю, на другие орудия и средства производства. В восточных обществах царская власть была единовластной, деспотической, наследственной, опиралась на чиновничество и армию, часто наемную. В Древней Греции и Древнем Риме возникли основы демократии, республиканской формы правления. Многие должности были выборными. Свободные полноправные мужчины в Риме, Афинах, греческих городах-полисах были активными избирателями, присяжными заседателями в судах, считали службу в армии гражданским долгом. Но власть в определенные периоды истории античных государств осуществлялась также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры. В древних восточных империях высшие правители (фараоны, цари и т. д.) обожествлялись. Художественная культура обслуживала высшую власть и духовенство, а общественное сознание большинства простых людей отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. Античная мифология, языческая религия древних греков и римлян почитала богов (Зевс-Юпитер), но ориентировала людей на соревнование, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему. Для многих примером служил Прометей.

В системе Древнего мира территория современной России играла роль периферии. Обширные пространства Северной Евразии постепенно обживали арии, прародиной которых в III–II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современных Афганистана и Ирана. Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.). Скифские племена расселялись на юге европейской части современной России, в Причерноморье, Приазовье, в Крыму. Они вступали в торгово-экономические отношения с греческими колониями в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Фазис и др.), основанными еще в VII–VI вв. до н. э.

Вопрос 3

Вопрос 4

Наши рекомендации