Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева.
Реформатор-я деят-ть Хрущева отлич-сь противоречивостью. В п/еw 50е г. в с/х сложилась обстановка: разорительное налогооблож-е деревни, низкие закупочные цены. Результат: низкий уровень развития с/х, угроза продовольственного кризиса в услов-х быстрого роста насел-я. Поэтому задачей правительства Хрущева б обеспечить подъем с/х,улучшить матер-ое полож-е колхозников, обеспечить бесперебойное продовольственное снабжение городов. Для этого б приняты меры: По подъему производительности труда в с/х: ликвидация МТС и передача всей с/хозтехники колхозам с обязательным ее выкупом, это привело к определенному росту производительности труда в колхозах. Последствия такого решения б плачевными. Техникабыстро выходила из строя, т.к. лишилась квалифицированного обслуживания, потому что большая часть механизаторов МТС не захотела переезжать в деревню. Меры по соц-му преобразованию деревни: проект по укрупнению колхозов (созд-е агрогородов) привел к ликвидации многих «бесперспективных» сел и деревень, что привело к оттоку сельского насел-я (особенно молодежи) в города. Меры по стимулированию развития личного подсобного хоз-ва колхозников: снижение норм обязательных натуральных поставок; снижение налога с приусадебных участков, что привело к ускоренному развитию подсобного хоз-ва. Меры по решению проблемы кормов для животноводства. Для этого развернулась кампания по расширению посевов кукурузы, что частично решило проблему кормов и повысило рентабельность колхозов, но привело к сокращ-ю производства традиционных растительных культур в отдельных регионах, т.к. посевы кукурузы навязывались всем регионам без учета природно-климатических условий. Освоение целины и залежных земель в Сев Казахстане, на юге Урала и Сибири, что до нач 60х привело к улучшению продовольственного снабжения насел-я во 2/п 50х, т.к. целина в это t давала свыше 40% валового сорта зерна в стране.
В промыш-ти: стремление Хрущева преодолеть чрезмерную централизацию управления промыш-тью, бюрократизм, ведомственность, расширить полномочия местных органов вл-ти привело в 1957 г. к замене отраслевых министерств терр-ми совнархозами, что привело: к упрощению сис-мы взаимоотношений предприятий и их смежников (установлению горизонт-ых связей м/у ними); резкому сокращ-ю встречных перевозок, укреплению ранее распыленных средств и ресурсов; ускорению развития некоторых отраслей местной промыш-ти. Резко сократился управленческий аппарат, т.к. десятки тысяч министерских чиновников вынуждены б отправиться из Москвы в провинцию. Произошло усиление позиций местной бюрократии и ослаблению контроля центра за хоз-ми руководителями на местах. Стремление центра восстановить контроль над совнархозами привело к созданию в 1960 г. в России, Казахстане и Укр респ-х совнархозов. В 1962 создание ВСНХ.
К-ая жизнь общ-ва: В развитии к-ры в к.50х – н. 60х прояв-сь противоречивые тенденции. Общий подход к к-ой среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления вызвал оживление к-ой жизни. Больш влияние на к-ую пол-ку оказывал лично Хрущев. Шк реф-ма 1958: срок обучения увеличился до 11 лет, с 9го кла 2 дня в нед учащиеся осваивали производственные специальности. Студенты технич-х вузов, с целью приближения к производству должны б работать часть учеб t токарями, слесарями и т.п. В худ-ой лит-ре появ-сь такие высокохуд-ые произведения как «Василий Тёркин» Твардовского, «Битва в пути» Николаевой. Но в то же t б запрещены роман Дудинцева «Не хлебом единым», «Собственное мнение». За роман «Доктор Живаго» Пастернак б изгнан из союза писателей. Роман б издан в Итал, автор б удостоен Нобелевской премии. Хрущев б ярым ненавистником православ церкви.
36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
Историография. С конца 60-х гг. в советской историографии утверждается оценка 60-70-х гг. как периода «совершенствования развитого социализма», до середины 80-х гг. Сейчас отечественные историки работают над проблемой торможения социально-экономического и духовного развития страны в 70 – 80 гг. По мнению историков-диссидентов, усиление политической реакции в стране было связано с вступлением страны в период структурного кризиса.
Социально-экономическое развитие СССР.14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех постов. Первым секретарем (с 1966 г. - Генеральным секретарем) ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, выражавший интересы партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г ., проводившаяся под руководством. Реформа затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Ее основными направлениями стали: новая административная централизация: упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер.
Общественно-политическая обстановка.Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В брежневский период происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение.
«развитой социализм» – застой; большие достижения ВПК – диспропорции и кризисные явления в экономике.
37. Эпоха перестройки в СССР в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
Хаар-р перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать сов-ое общ-во, к нач 80х г. вступившее в затяжной соц-эк- и духовно-нравств-ый кризис. В истории перестройки выделяют 3 этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг. 1985—1986 г.: п/д ускорения. Б выдвинута концепция ускорения соц-эк развития Горбачевым. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промыш-ый потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «чел-го фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, б/ба с пьянством— знаменитая антиалкогольная кампания); Наметились сдвиги во внеш пол-ке. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Евр, началась нормализация отнош-й с США, в предшествующий п/д фактически зашедших в тупик. Итоги пол-ки ускорения малоутешительны. Добиться существ-го повышения темпов роста не удалось, антиалког-ая кампания привела к гигантским потерям бюджета.
1987—1988 г.: «гласность» и перестройка. Идеолог-ой основой нов курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой б найден в нэпе. Закон «О гос-ом предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоят-сть предприятий. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это б попытка изменить хоз-ый механизм, ослабить адм-ое давление, ввести конкуренцию. В 1988г. б сделан след-щий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках т.н. кооперативного сектора). В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического гос-ва, проведение на альтернативных началах выборов в нов высший орган вл-ти— Съезд народных депутатов. В 1987г. б сформулирована концепция нов пол-го мышления во внеш пол-ке: мир признавался целостным и не÷.
1989—1991 г.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. М/у тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный хар-р. Рушились базовые стр-ры сов-ой сис-мы. Уже в 1989г. возникло несколько пол-х партий разной направленности, выступавших п/в всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Меж-региональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реф-м (рынок, демократия и др.).
19 авг б объявлено о переходе вл-ти Гос-му комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, прав-во и парламент РСФСР. 25 дек Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено б стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую сис-му. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в услов-х эк-го кризиса, резкого ослабления вл-ти.
Причины распада: Пол-ие причины«Перерождение» элиты, Кризис КПСС. Из-за постепенного старения сове-го руководства центр-ый аппарат Коммунистич-ой партии Сов Союза постепенно теряет рычаги контроля над ситуацией в стране. Эк-ие причины:Диспропорции в эк-ке, Исчерпание ресурсов для развития.
Соц—идеолог-ие причиныКризис прежней идеологии. Поражение в афганской войне.
Современный этап отечественной истории, начавшийся в середине 1980-х гг., по глубине коллизий и перемен сопоставим с самыми драматичными историческими эпохами. Распространилось его сравнение со <смутным временем> начала XVII в. и с общественно-политическими потрясениями, привнесенными революцией 1917 г. Новейшие российские перипетии вызывают разное отношение в обществе и порождают глубоко противоречивые оценки. Нет единства в их понимании и среди профессиональных исследователей.
зарубежных авторов: Согрин В.А.«Политическая история Современной России 1985-1994 гг. От Горбачева до Ельцина». В свете теории модернизации современная трансформация российского общества прошла три этапа. На первом (1985-1986) Горбачев и его окружение использовали главным образом командно-административные методы реформирования, похожие на те, к которым уже прибегали Хрущев и Андропов. Однако они не только не принес -ли ожидаемых результатов, но даже усугубили экономические и социальные проблемы страны. Полная исчерпанность командно-административной модели реформ была очевидна.
На втором этапе (1987-1991) Горбачев попытался воспользоваться своего рода советской моделью демократического социализма, призванной раскрепостить экономические и социальные потенции общества. Новая стратегия дала результаты, которых ее авторы совершенно не предвидели. Экономические реформы не удались, зато демократизация приобрела собственную, неподвластную Горбачеву, динамику. Ее напора не выдержали ни командно-административная система, ни <реальный социализм>, ни сам Советский Союз. Последней жертвой мирной политической революции, выросшей из политических реформ Горбачева, стал сам архитектор перестройки.
С распадом СССР и крахом коммунистического режима начался третий этап преобразований, который Б. Ельцин и его окружение проводили уже по либерально-радикальным образцам.
38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
В дек 1991г. РФ вместе с др респ-ми бывшего Союза вступила на путь самостоят-го существования. Приоритетные цели: стабилизация эк-ой ситуации при одноt-ой приватизации гос-ой собств-ти в промыш-ых, торг-х сферах. Определение внешнепол--го курса (Рос потеряла ряд важных морс-х портов, воен баз, удалилась от Евр, в геопол-ом плане прекратила свое сущ-е супердержава). Рос през-т, прав-во, Верховный Совет в течении неск-х дней обрели вл-ть и п/д ними встала проблема претворения радик-х реф-м в жизнь. Однако при наличии идеологии реф-м отсутствовала программа конкретных эк-х действий, всплыло много ??, но не б единства в понимании путей реформировании Рос. Глав идея – свободные, не обремененные госконтролем эк-ие отнош-я, полностью отвергается эк-ое регулир-е. Считали, что рыноч эк-ка яв-ся основой пол-ой демократии, а авг 1991г рассм-ли как буржуазную рев-цию. План эк-их реф-м обнародован в окт и состоял из след мер:1. разовое введение свободных цен с янв 1992г., которые д. б. определить рыночную стоимоть товаров, ликвидировать тов-ый дефицит. 2. либерализация торговли, для ускорения товарооборота, создания инфрастр-ры по сбыту max возможного продукции. 3.широкая приватизация жилья, госпредприятий для превращения массы нас-я в собственников, создания эк-х стимулов для стимулир-я предпринимательской деят-ти. Правительство Гайдара (35 лет) состояло премущественно из молодых ученых-экономистов в янв 92г. начало претворение реф-м в жизнь «шокотерапия». Это привело к резкому взлету цен (при росте з/п в 10-15 раз цены возросли в 100-150 раз) т.е произошла практически конфискация денег у нас-я и абсолютное число граждан не приняло участие в приватизации, взамен нас-ю выдали приватизационные чеки (ваучеры). По мнению прав-ва, россияне могли бы получить % с прибыли в соответствии с кол-ом вложенных в то или иное производство чеков, если оно будет прибыльным. Сразу началась неконтролируемая вл-ми скупка ваучеров.
Расчеты Гайдара на помощь Зап не оправдалась, полож-е в эк-ке продолжало ухудшаться: промыш произв-во упало на 35%, начался рост инфляции, рост цен и резкое снижение уровня жизни.
В дек 1992г. 7 Съезд народных депутатов РФ оценил работу прав-ва как неудовлетвор-ую и добился отставки Гайдара=>Чермомырдин. Важной задачей в области внутр пол-ки в 91-92гг. стало оформление рос-ой гос-сти. Пол-ая стр-ра б представлена 3мя ветвями вл: законод-ой(Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет), исполн-ой ( президент и назначаемое им правительство) и исполн-ой (высшая инстанция-Конституц-ый суд). Однако в действовавшей Конст-ции РФ четкого ÷ м/у ветвями вл неб, что повлекло за собой конфликт м/у президентом с одн стороны и Верховным Советом – с др. В стране возникло 2властие. В мар 1993г б/ба 2х ветвей вл-ти достигла опасных пределов. В стране вводилось президентское правление. Срочно собравшейся 26 мар внеочередной 9 Съезд народных депутатов обвинил президента в превышении полномочий и пытался повергнуть импичменту. Однако большинство съезда высказалось за доверие Ельцину. Проведенный референдум упрочил положение президента.
К осени 93г. Рос оказалась в состоянии глубокого пол-го кризиса. Начиная с весны 92г депутатский корпус б нацелен на ограничение полномочий президента. Тогда Ельцин указом от 21 сент 93г. «о поэтапной конституционной реф-ме в Рос» объявил о роспуске съезда и Верховного Совета и проведении 12 дек референдума по нов Конст-ции и выборах в 2хпалатное Федер-ое Собрание (Гос Думу и Сосет Федерации).Указ Ельцина противоречил действовавшей Конст-ции. Оппозиция решилась на решительные шаги и в ночь на 23 сент 93г. Чрезвычайный 10 съезд народных депутатов принял постановления, в котором объявил действия Ельцина гос-ым переворотом и избрал Руцкого президентом. Началось формир-ие параллельного прав-ва.
Центром сопротивления президенту стало здание Верховного Совета Рос (Белый дом). Массовые беспорядки вылились в активные боевые действмя 3 и 4 окт, что привело к гибели военных и мирного насел-я. 4 окт руководители сопротивления б арестованы. 12 декабря в ходе всенародного голосования была принята нов Конст-ция Рос.по нов з-ну президент получал чрезвычайно шир полномочия. В качестве главы гос-ва он определяет пол-ку, назначает главу прав-ва, выдвигает кандидатуры судей в Конституц-ый суд. Имеет право роспуска Госдумы. Субъекты Федерации имеют собственную конст-цию или устав, а также органы вл-ти, что позволяет учитывать местные особенности и интересы. Они лишены права выхода из состава РФ, что соответствует мировой практике. В Конст-ции четко заявлено, что РФ – демокр-кое федеративное правовое гос-во с республ-ой формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником вл-ти яв-ся народ.
Распад СССР и провозглашение СНГ определили 2е сферы внешнепол-х интересов Рос: дальнее и ближнее зарубежье, т.е. бывшие республики СССР.
Сложность состояла в том, что Рос потеряла своих традиционных союзников в Вост и центр Евр и приобрела гос-ва настроенные не дружелюбно. Проблемы порожденные распадом супердержавы: вывод войск сопровождался национализацией бывшими респ-ми наиболее мощных военных ед-ц, флот потерял часть своих баз на Балт море, возникла проблема Севастополя, нарушаются в ряде гос-в права русскоязычного насел-я, воен конфликты обострили проблему беженцев. Поэтому отношения со странами ближнего зарубежья становятся проритетными, но осознали это не сразу. Сначала адм-ция Ельцина начала выстраивать отношения о США. В кон 91г-нач 92г. Ельцин выступил с заявлением, что ядерные ракеты Рос не направлены на объекты США. Кэмп - Девидская декларация, подписанная президентами обоих гос-в в 92г фиксировала окончание «Х.в». В 93г. Рос и США заключили догоров ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003г. ядерн потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1.
Пытаясь предотвратить движение НАТО на Вост, Рос выступила с идеей предоставления странам Ц. и В. Евр гарантий безопасности со стороны как Рос, так и западноевр-х гос-в. Однако в 94г. 20 стран В. и Ц. Евр подписали программу «Партнерство во имя мира», разработанную в НАТО, своеобразный вариант сотрудничества НАТО с этими странами. Остановить расширение НАТО на Восток не удалось.