Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
Социально-политическое развитие. История России второй половины 19 в. характеризуется существованием двух крупных этапов, это, во-первых, эпоха великих реформ Александра II (крестьянская, земская, городская, судебная, финансовые и военные), во-вторых, эпоха контрреформ Александра III и так называемая политическая реакция 80-90-х годов, вызванная кризисом самодержавной власти. Крупнейшим историческим событием этого времени была отмена крепостного права в 1861 г., которая сильно отразилась на облике России. Сама Россия из аграрной страны превращается в аграрно-индустриальную.
Общественное движение. Все происходящие события в значительной степени повлияли на развитие общественного движения в России. В это время значительный размах приобретают крестьянские выступления. Большое значение в общественном движении играли А.И. Герцен («Полярная звезда», «Колокол»), Н.А. Огарев («Колокол»), Н.Г. Чернышевский («Современник»), Н.А. Добролюбов («Современник»). В 61-62гг. возникает тайное общество «Земля и воля», руководителем которой был Н.Г. Чернышевский.
Революционное народничество. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине – «ячейке социализма» и качествам крестьянина-общинника Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Теоретики народничества М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев расходились в вопросах реализации своих идей.
«Народная воля». НВ объединила в своих рядах студентов, рабочих, офицеров. Руководство: Желябов, Перовская, Фигнер и др. программа НВ содержала требования демократических преобразований: созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права, свобода совести, слова, печати, замена постоянной армии народным ополчением, передача земли народу. Пытаясь вызвать острый политический кризис с целью захвата власти, руководство НВ вынесло в августе 79 г. смертный приговор Александру II. В 79-80 гг. проведен ряд террористических акций против государственных чиновников и самого императора. 1 марта 81 г. бомба, брошенная И.И. Гриневицким, смертельно ранила царя.
«Черный передел». Возник в августе-сентябре 79 г. члены ЧП отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику, считали, что революцию может совершить только народ. В 80-х годах их взгляды претерпели эволюцию, ЧП-цы стали признавать важность борьбы и использование террора.
Марксизм. В конце 83 г. под руководством Г.В. Плеханова в Женеве, возникла первая русская социал-демократическая марксистская организация – «Освобождение труда». Ее представители перевели на русский язык и распространили в России сочинения Маркса и Энгельса. Плеханов стал первым пропагандистом марксизма, заявляя что Россия неуклонно развивается по капиталистическому пути, и призывал передовые круги направить энергию на организацию рабочего класса, внесение идей социалистического сознания в его ряды.
Историография: Николай Константинович Михайловский трактовал народничество как чисто интеллигентское движение и наметил 3 этапа движения: 1) генезис народников; 2) 1860 г. народничество сформировалось в доктрину; 3) 1870 г. оформление народничества в целое.
М.П. Головин крайне негативно оценивал роль революционных движений в России.
Либералысчитают, что народники – это благородные мечтатели которые стремились к просвещению русского народа мирным путём, но политика правительства превратила из в злостных революционеров.
Значительный вкладвнесламарксистская историографияПлеханов, Ленина. Во 2 пол. 20-30-х гг. 20 в. Развернулась крупная дискуссия вокруг личности Чернышевского. Также вокруг организации «Народной воли». Теодорович пытался доказать, что народовольцы были предтечей социалистической борьбы. Решающей оказалась речь Сталина: «Если мы в народовольцах будем воспитывать наших людей, то воспитаем террористов». После эта тема оказалась полузакрытой для научно-исследовательских кругов.
В конце 50-х гг. возобновились споры о народническом движении. Работа Левина, Антонова. В 70-е гг. под руководством Троицкого изучалась тема «белого террора», где он доказывал, что террористической деятельностью никогда не занимались.
Современный исследователь Ливандовский в противовес Троицкому, доказывал обратное.
Эйдельман Н.Я.наиболее достойные из революционеров изначально не стремились в борьбе за власть к террору, а стремились к созидательству.
Будницкий А.В. зарождение террора в России было результатом конфликтом власти и общества.
Начало изучению народнического движения в России и его теоретической базы было положено либо самими народниками, либо его противниками еще в 70-90-е годы XIX века. Одной из первых попыток осмыслить народничество, как направление общественной мысли была книга В. В. (В. П. Воронцова). «Наши направления» (М., 1893). Обращает на себя внимание, что многие из народников оставили о движении воспоминания, что можно расценивать как своеобразный «взгляд изнутри», самооценку их деятельности. К наиболее известным их воспоминаниям необходимо отнести: Кропоткин П. А. Записки революционера (М., 1966); Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Соч.: В 2 т. (М., 1965); Фигнер В. Очерки биографические. Полн.собр. соч.: В 7 т. Т.5. (М., 1932); и другие.
В момент разворачивания русского народнического движения на его теоретические платформы обратили внимание родоначальники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс, положив начало марксисткой критики народничества, особенно его анархистским и бланкистским течениям. Пропаганда идей анархизма М. А. Бакуниным имела большое влияние на региональные организации I Интернационала, членом которого Бакунин был с 1864 г.
Не меньше внимания русские марксисты уделили выступлениям идеологов либерального народничества. Классическими среди их работ можно назвать три: работы Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»(1895), П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894) и В. И. Ленина. Первые оценочные публикации о народничестве, помимо марксистских появились в России еще в дореволюционное время. К такого рода работам относятся: Барриве Л. Е. «Освободительное движение в царствование Александра II: Исторические очерки» (М., 1911); Богучарский В. Л. «Активное народничество семидесятых годов» (М., 1912), Глинский Б. Б. «Революционный период русской истории (1861-1881 гг.): Исторические очерки» (СПб., 1913) и др.
С 1917 года до середины 30-х годов всем течениям народничества было посвящено немало разнообразных публикаций: публицистических, мемуарных, научных. Некоторые работы заслуживает внимания: «П. Л. Лавров. Сборник статей» (СПб., 1922); «Петр Кропоткин. Сборник статей» (Пг. – М., 1922); «Очерки истории анархического движения в России. Сб. статей» (М., 1926); Горев Б. И. «Анархисты, максималисты и махаевцы» (Пг., 1918); и др.
Интерес к народничеству проявился в обширных публикациях трудов идеологов народничества, как отдельных, так и в собраниях сочинений. К примеру, были начаты публикации «Избранных сочинений на социально-политические темы П. Л. Лаврова: В 8 т.», «Избранных сочинений на социально-политические темы П. Н. Ткачева: В 6 т.» «Собраний сочинений и писем М. А. Бакунина.
Также, необходимо отметить повышенный интерес к русскому народничеству у западных исследователей. Самой фундаментальной работой среди зарубежных исследователей считается трехтомное исследование итальянца Франко Вентури «Русское народничество»