Особенности развития государства и права
На Востоке и Западе
Первая зона цивилизации человечества – Восток. Здесь государства появляются более 5 тысяч лет назад, на 2 тысячи лет раньше, чем на Западе. В долинах великих рек: Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Брахмапутра, Хуанхэ и Янцзы.
Система земледелия – ирригационная. Требует огромной концентрации труда на строительство дамб, плотин и каналов. Не по силам семье, роду и общине. Поэтому частная собственность на землю исключается. Только государственная.
Власть деспотическая. Система организации труда и образа жизни строго иерархическая: подчинение младших старшим, беспрекословное послушание. Форма государства патриархально-патерналистская.
Мировоззрение мифологическое.
Образ жизни архаичный – стабильный, прочный, долговечный, но консервативный, однообразный и застойный.
Вторая зона цивилизации – Запад. Государства Греции, Рима развиваются в Средиземноморье на полуостровах, в прибрежных зонах, на базе дождевого земледелия, специализирующегося на экзотических субтропических культурах в сочетании с мелким животноводством, развитым ремеслом и торговлей. Смешанная система хозяйства порождала интенсивный товарооборот, динамизм жизни, энергичную деятельность и предприимчивость, политическую свободу и интеллектуальный прогресс.
Здесь складывается противоположная Востоку политико-правовая система. Вместо монархии – республика в её полярной демократической форме.
Перед нами два разных способа производства – азиатский и античный, два разных образа жизни, две противоположные политико-правовые системы. Запад переходит от родового строя к государственному на две тысячи лет позже Востока – в начале первого тысячелетия до нашей эры. Однако разные стартовые условия порождают разные темпы развития. За пять веков Греция, Рим переходят от Веры к Разуму, от естественного права к позитивному, обгоняют Восток. Но в середине 1 тысячелетия с крахом Римской империи этот процесс прерывается. Европа снова стартует с нуля.
В части первой курса ИППУ нам предстоит подробнее ознакомиться с этими процессами.
4. Политико-правовой путь |
Схема 3 |
Восток | запад | ||
государство | |||
полярность форм | |||
деспотия | монархия – республика | демократия | |
естественное | право | позитивное | |
Вера | источник | Разум | |
Убеждение | метод | Принуждение | |
Добро | сущность | Справедливость | |
общинная (царская, государственная) | собственность | Частная |
| Человек | |||
| Субъект права Объект права | гражданин раб | ||
азиатский общинный | способ производства | античный рабовладельческий |
медленное | развитие | быстрое |
консерватизм | Динамизм | |
стабильность прочность долговечность | взлеты падения прогресс и регресс | |
прямолинейное | циклическое |
Египет, Вавилон Персия: Зороастризм Индия: Буддизм Китай: Конфуцианство Естественное и позитивное право Востока |
Древний восток
Атеистический период советской истории почти на век лишил народ того духовного потенциала, который приобретался человечеством тысячелетиями. Религия была объявлена «опиумом», подлежащим искоренению, как алкоголь и наркотик. Она обвинялась в «мракобесии», несовместимости с наукой. Так ли это на самом деле? Чего мы лишились, исключив религию из научного потенциала.
Первое. Мы лишились научного понимания развития мировоззрения человечества в историческом аспекте, которое проходит стадии созревания: мифологическая – теологическая – философская – научная.
Второе. Мы лишились здравого смысла в понимании индивидуального духовного развития человека, формирования личности от рождения до смерти через те же фазы развития, что и человечество в целом.
Человек – биологическое существо. Его превращение в homo sapiens происходит первично по закону отражения. Смысл жизни – выживание. Основная тенденция живого – вечность, бессмертие. Однако жизнь не бесконечна. Основное противоречие всего живого: жизнь – смерть.
Отсюда двоичное восприятие окружающего мира: всё, что способствует жизни, выживаемости – положительно (+) всё, что представляет угрозу жизни – отрицательно (-). Так весь живой мир бессознательно усваивает первый закон диалектики. Всем живым существам по закону отражения присуще инстинктивное расчленение всего окружающего на + и – . Формируется двухмерное, чёрно-белое видение мира и поведения (реакция).
Вечность, бесконечность существования достигается воспроизводством: простейшими – размножением, высшими – приспособлением. Человек отрывается от животного мира и природы за счёт познания законов природы и социальной организации. Он поднялся над инстинктами животного, разделив речевыми символами всё бесконечное разнообразие окружающего мира на Добро и Зло, тотемируя или персонифицируя силы природы, создавая и накапливая в образах мощный капитал представлений о мире.
Абсолютно не зная законов природы, человек делает громадный шаг вперёд, отрываясь от самых развитых живых существ созданием стройных мифологических представлений о его устройстве и интуитивно опираясь в первичной систематизации предметов и явлений природы на закон единства и борьбы противоположностей.
Так формируется мифологическая ступень познания, в корне отличающаяся от инстинктивной. Мифологическое мировоззрение становилось главным признаком человека (sapiens). В этом мировоззрении в фундаменте заложен зародыш научного знания, ощущаемого пока интуитивно.
Развитие мифологического мировоззрения способствовало переходу человечества от дикости к цивилизации, от родового строя к государственному. Первые древние формы государственных образований и правовых систем осмысливались мифологически.
Схема 4 |