Особенности развития государства и права

На Востоке и Западе

Первая зона цивилизации человечества – Восток. Здесь государства появляются более 5 тысяч лет назад, на 2 тысячи лет раньше, чем на Западе. В долинах великих рек: Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Брахмапутра, Хуанхэ и Янцзы.

Система земледелия – ирригационная. Требует огромной концентрации труда на строительство дамб, плотин и каналов. Не по силам семье, роду и общине. Поэтому частная собственность на землю исключается. Только государственная.

Власть деспотическая. Система организации труда и образа жизни строго иерархическая: подчинение младших старшим, беспрекословное послушание. Форма государства патриархально-патерналистская.

Мировоззрение мифологическое.

Образ жизни архаичный – стабильный, прочный, долговечный, но консервативный, однообразный и застойный.

Вторая зона цивилизации – Запад. Государства Греции, Рима развиваются в Средиземноморье на полуостровах, в прибрежных зонах, на базе дождевого земледелия, специализирующегося на экзотических субтропических культурах в сочетании с мелким животноводством, развитым ремеслом и торговлей. Смешанная система хозяйства порождала интенсивный товарооборот, динамизм жизни, энергичную деятельность и предприимчивость, политическую свободу и интеллектуальный прогресс.

Здесь складывается противоположная Востоку политико-правовая система. Вместо монархии – республика в её полярной демократической форме.

Перед нами два разных способа производства – азиатский и античный, два разных образа жизни, две противоположные политико-правовые системы. Запад переходит от родового строя к государственному на две тысячи лет позже Востока – в начале первого тысячелетия до нашей эры. Однако разные стартовые условия порождают разные темпы развития. За пять веков Греция, Рим переходят от Веры к Разуму, от естественного права к позитивному, обгоняют Восток. Но в середине 1 тысячелетия с крахом Римской империи этот процесс прерывается. Европа снова стартует с нуля.

В части первой курса ИППУ нам предстоит подробнее ознакомиться с этими процессами.

4. Политико-правовой путь

Схема 3


Восток запад
  государство  
  полярность форм  
деспотия монархия – республика демократия
естественное право   позитивное
  Вера   источник   Разум
Убеждение   метод   Принуждение
  Добро   сущность   Справедливость
       
общинная (царская, государственная)   собственность   Частная
1/2

Человек  
1/2
подданный

Субъект права Объект права гражданин раб
азиатский общинный способ производства античный рабовладельческий
  медленное   развитие     быстрое
консерватизм     Динамизм
стабильность прочность долговечность   взлеты падения прогресс и регресс
  прямолинейное     циклическое

Египет, Вавилон Персия: Зороастризм Индия: Буддизм Китай: Конфуцианство     Естественное и позитивное право Востока
Особенности развития государства и права - student2.ru Особенности развития государства и права - student2.ru

Древний восток

Атеистический период советской истории почти на век лишил народ того духовного потенциала, который приобретался человечеством тысяче­летиями. Религия была объявлена «опиумом», подлежащим искоренению, как алкоголь и наркотик. Она обвинялась в «мракобесии», несовместимо­сти с наукой. Так ли это на самом деле? Чего мы лишились, исключив ре­лигию из научного потенциала.

Первое. Мы лишились научного понимания развития мировоззрения человечества в историческом аспекте, которое проходит стадии созрева­ния: мифологическая – теологическая – философская – научная.

Второе. Мы лишились здравого смысла в понимании индивидуального духовного развития человека, формирования личности от рождения до смерти через те же фазы развития, что и человечество в целом.

Человек – биологическое существо. Его превращение в homo sapiens происходит первично по закону отражения. Смысл жизни – выживание. Основная тенденция живого – вечность, бессмертие. Однако жизнь не бес­конечна. Основное противоречие всего живого: жизнь – смерть.

Отсюда двоичное восприятие окружающего мира: всё, что способст­вует жизни, выживаемости – положительно (+) всё, что представляет уг­розу жизни – отрицательно (-). Так весь живой мир бессознательно усваи­вает первый закон диалектики. Всем живым существам по закону отраже­ния присуще инстинктивное расчленение всего окружающего на + и – . Формируется двухмерное, чёрно-белое видение мира и поведения (реакция).

Вечность, бесконечность существования достигается воспроизводст­вом: простейшими – размножением, высшими – приспособлением. Чело­век отрывается от животного мира и природы за счёт познания законов природы и социальной организации. Он поднялся над инстинктами живот­ного, разделив речевыми символами всё бесконечное разнообразие окру­жающего мира на Добро и Зло, тотемируя или персонифицируя силы природы, создавая и накапливая в образах мощный капитал представлений о мире.

Абсолютно не зная законов природы, человек делает громадный шаг вперёд, отрываясь от самых развитых живых существ созданием стройных мифологических представлений о его устройстве и интуитивно опираясь в первичной систематизации предметов и явлений природы на закон един­ства и борьбы противоположностей.

Так формируется мифологическая ступень познания, в корне отли­чающаяся от инстинктивной. Мифологическое мировоззрение становилось главным признаком человека (sapiens). В этом мировоззрении в фунда­менте заложен зародыш научного знания, ощущаемого пока интуитивно.

Развитие мифологического мировоззрения способствовало переходу человечества от дикости к цивилизации, от родового строя к государствен­ному. Первые древние формы государственных образований и правовых систем осмысливались мифологически.

Схема 4
1. Первые политические учения.

Наши рекомендации