Великие географические открытия 8 страница
2. Орден иезуитов и папская инквизиция
Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, одной фразой, четко определил цели этой новой монашеской организации: "Лютер требует реформы церкви? Мы ему противопоставим нашу контрреформу".
Испанский дворянин Иньиго (Игнатий) Лопец де Ренальде де Оназ и де Лойола был восьмым по счету сыном в обедневшей дворянской семье. Не рассчитывая на большое наследство, но желая жить соответственно своему происхождению, он избрал военную службу и активно участвовал в итальянских войнах. В 1522 году был ранен при осаде Памплоны. Личная храбрость испанского воина поразила французов, и они оказали испанскому офицеру первую медицинскую помощь. В дальнейшем, с переломами ног он был отправлен на лечение домой. Вскоре Лойола с ужасом узнал, что одна нога срастается неровно, криво. Для человека, наделенного неутомимым честолюбием, тщеславного и крайне бедного, это несчастье казалось невыносимым, ибо оно не оставляло надежд на возвращение к военной службе, а затем и в общество "золотой испанской молодежи". И Лойола без всяких колебаний идет на крайнюю меру: он просит повторить операцию, вновь сломать ему ногу и наложить новые шины. Легко вообразить, как мучительна была эта операция при тогдашнем уровне хирургии: однако Лойола все вытерпел. Кость сломали, но она вновь срасталась криво. Пришлось пережить еще одну мучительную операцию, но все напрасно – одна нога осталась короче другой: о походах, дуэлях, танцах надо было забыть. Лойола и тут не хотел сдаваться – им был придуман особый ворот, который изо дня в день вытягивал ногу. Новая пытка стоила предыдущей. Но нога осталась короткой на всю жизнь. Он был тринадцатым ребенком в семье и восьмым сыном, поэтому ему не приходилось надеяться на наследство. Оставался один путь – быть слугой церкви. По мнению Т.Н.Грановского обращение к Богу было связано с болезнью Лойолы. Во время долгих месяцев лечения, он начал читать легенды о святых. Это произвело на бывшего офицера чрезвычайно сильное впечатление, воображение его распалилось; все свои рыцарские понятия он перенес на религию. Такие явления не были редкостью в то время, а он был сыном своего времени. Лойола вообразил себя рыцарем девы Марии.
Так начинается его путь в религию. Он отправился в Монсерратский монастырь, переночевал в часовне Богородицы, оставил там свое боевое оружие и сменил офицерский мундир на лохмотья. А далее более... Он стал нищенствовать, вызывая изумление и кривотолки знакомых, и наконец, чтобы заставить говорить о себе округу, стал "спасаться в пещере". Именно в ней он написал свои "Духовные упражнения" – настольную книгу иезуитов.
В 1523 году Лойола посетил Палестину. Целью этой поездки стало желание разнести повсюду поклонение Святой Деве и обратить в христианство мусульман-арабов. Но когда он прибыл на Восток, его поразило собственное невежество: он не мог ответить ни на один серьезный вопрос мусульман и явно проигрывал в спорах с ними. А проигрывать Лойола не хотел. Он вернулся в Европу с сознанием собственного бессилия и с желанием учиться. Сначала он обучался в испанских университетах. В 1531 году в возрасте 40 лет Лойола прибыл в Париж, он хотел учиться в Сорбонне. Наука давалась ему нелегко, но Лойола отличался удивительным упорством и работоспособностью, он умел подчинить себе людей и делать их соучастниками своих планов. Вскоре друзья и единомышленники объединились в небольшой кружок "компания Иисуса" (рота Иисуса). Уставом этого кружка и стали его "Духовные упражнения". Этот кружок практически начал действовать в Париже в 1534 году. Однако вскоре Лойола переехал в Венецию, за ним последовали и его друзья. В 1540 году папа Павел III официально признал новую организацию. Была выделена и главная цель ордена – вернуть заблудшие массы в лоно католической церкви. Лойола был убежден, что в начале нужно привлечь всеобщее внимание к новому ордену. В первое время иезуиты старались заработать себе хорошую репутацию. Они основывали приюты для сирот и престарелых, лечили заразные болезни, занимались благотворительностью, открывали школы, лучшие в Европе. Когда же им это удалось, они заставили репутацию работать на себя.
В это же время сложилась и организационная структура ордена. Во главе его стоял генерал, хотя формально высшая власть в ордене принадлежала генеральной конгрегации – в нее входили высшие сановники ордена. Весь мир иезуиты разделили на провинции-роны. Каждая такая провинция включала несколько стран. Во главе провинции-роны стоял провинциал, он лично подчинялся генералу ордена. В отличие от других монашеских орденов иезуиты жили в миру, а не в монастырях. Главной обязанностью иезуитов было находиться в центре общественной жизни и оказывать влияние на эту общественную жизнь в интересах католической церкви. Для выполнения этой задачи орден был построен на жесткой дисциплине и централизации. Долг повиноваться младшего старшему четко определил сам Лойола: "Подчиненный должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях... Если бы Бог, – учил Лойола, – дал тебе в повиновение животное, лишенное разума, ты должен не колеблясь, подчиняться ему, потому что так угодно Богу". С этим слепым послушанием было связано и особое понятие "коллективной совести". Рядовому иезуиты предписывалось (ради веры) лгать, хитрить, убивать. Отвечать за это будет орден в целом.
У ордена было три главных направления деятельности:
1. Воспитание молодых людей в духе католицизма.
2. Возвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с "ересями".
3. Миссионерская деятельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колониях.
Какие же средства использовали иезуиты для решения своих задач?
Так как шла напряженная борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. Преподавание в этих школах было отличным. Во-вторых, иезуитские священники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Шепотом произнесенные признания давали ценные тайные сведения (разведка, шпионская деятельность была поставлена отлично). Короли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. В-третьих, как священники они использовали проповеди для увеличения числа членов ордена и укрепления католической веры. С помощью проповедей они привлекали в свои ряды нехристиан – жителей Америки, Азии и Африки.
Слово "иезуит" вошло в нашу речь как символ вероломства и коварства, сочетающийся с внешним благочестием. Орден иезуитов не раз изгонялся из ряда стран. Королева Елизавета 1 изгнала членов ордена из Англии еще в 1581 году, позднее они были изгнаны из Португалии (1759), затем из Франции (1764) и Испании (1767) и других стран. В 1773 году папа Климент XIV вынужден был распустить орден "на вечные времена", генерал и многие другие члены ордена были даже арестованы. Правда, "вечные времена" продолжались только 41 год, в 1814 году папа Пий VII восстановил орден. Интересный факт, в период своего запрета иезуиты нашли убежище в Пруссии и России. В нашей стране им покровительствовали Екатерина II и Павел I. Во времена Александра I и наполеоновских войн Грубер, глава иезуитов в России, был агентом Наполеона Бонапарта. Только в 1820 году иезуиты были изгнаны из России.
Однако орден иезуитов избрал методы относительно мирные. Карательные функции принадлежали папской инквизиции. Борьба с инакомыслием началась, конечно же, не в XVI веке. Еще Феодосий Великий в 382 году создал специальный институт расследования – инквизицию (от лат. inquisitio расследование). В 1542 году папа Павел III учредил "священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище с правом действия во всем христианском мире. "Папская инквизиция просуществовала очень долго, только в 1965 году она была реорганизована в конгрегацию вероучений.
Структурно инквизиция делилась на папскую и национальные. Верховным главой инквизиции был римский понтифик. Ему подчинялись инквизиторы – обычно члены монашеских орденов доминиканцев и францисканцев. Именно они были руководителями инквизиции на местах. В католических государствах действовали инквизиционные суды, особенно активно в Испании и Португалии. Каждый такой суд возглавлялся судьей-инквизитором, другими членами суда были прокурор, врач и палач. Прокурор это, как правило, один из монахов на службе инквизиции. Он выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно, под пытками. Роль палача – исполнение приговора. Кроме руководящего состава трибунала имелся подсобный: тайные доносчики, тюремные слуги и т.д. При поступлении доноса в инквизиционный суд, его дальнейшая судьба решалась очень быстро: обвинение, допрос, пытки, приговор аутодафе (то есть торжественное оглашение приговора) и исполнение приговора, часто это была смертная казнь "без пролития крови", т.е. костер. Обычно приговоренного одевали в позорное одеяние – санбенито и провозили по улицам города. Казнь превращалась в торжественное зрелище.
Можно согласиться с мнением Карла Маркса: «Благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное оружие абсолютизма... Вокруг лились потоки золота, звенели мечи, и зловеще горело зарево костров инквизиции".
Борьба с инакомыслием продолжалась, и ее жертвы не скрывались. Так как одним из главных зол многие служители католицизма считали книги, то в помощь ордену иезуитов и инквизиции был учрежден Индекс (список) запрещенных книг. Первое официальное издание индекса вышло в 1559 году. Он был составлен римской инквизицией. В 1571 году была создана Конгрегация индекса – настоящий департамент цензуры католицизма. Конгрегация имела судебные функции. Она могла отлучить автора от церкви или даже передать дело в инквизиционный суд. В XVII веке пострадал за свою книгу "История Тридентского собора" итальянский историк Паоло Сарти. Правда, кроме книги он был известен еще и тем, что вмешался в политический конфликт Венецианской Республики с Ватиканом, за что был убит иезуитами. Конгрегация существовала с 1559 до 1966 года. За это время вышло 32 издания (списка) запрещенных книг. Последний 32 том был издан в 1948 году. Историки считают, что до Великой французской революции 1789 года Индекс был довольно эффективным оружием церкви, после революции его издания мало волновали просвещенные умы Европы.
3. Тридентский собор и успехи контрреформации в Европе второй половины XVI—начала XVII вв.
Широта распространения реформационного движения и популярность протестантских идей показали на необходимость некоторых реформ в самой католической церкви. Причем провести эти реформы мыслилось так, чтобы не пойти на уступки реформации в целом. С этой целью и был создан собор в городе Триденте (Тироль) или Тренто. Собор заседал с перерывами 18 лет (1545-1563). С самого первого заседания на соборе начались противоречия, которые и определили две тенденции, два подхода к проблеме реформирования католической церкви.
1. Наиболее радикальная группировка была представлена императором Карлом V, а также делегациями Испании и Франции. Они настаивали на решении вопросов по реформе самой католической церкви, требовали решительной борьбы со злоупотреблениями духовенства, выступали за повышение морального облика духовенства. Делегации Германии и Испании склонны были даже пойти на уступки протестантам в области догматики.
2. С непримиримых позиций выступила папская партия, ее поддержали иезуиты и священники Италии. Т.Н.Грановский считает, что на первых заседаниях собора две трети его делегатов были из Италии и всего два немецких епископа на 200 человек. Папская или итальянская партия заняла непримиримую позицию по отношению к Реформации. Ее сторонники выдвинули главной задачей собора укрепление церковного единства в борьбе с протестантами, по вопросам догматики они также выступили против любых компромиссов.
Из-за разногласий между партиями Павел III закрыл собор. Правда, причиной закрытия собора было еще одно обстоятельство. В 1547 году Карл V одерживает военную победу над немецкими протестантами. Папа, с одной стороны, помогает императору деньгами и людьми, а с другой – опасается, что эта победа может быть окончательной и Карл V заговорит на соборе языком властелина. Поэтому еще до окончания войны Павел III отозвал своих солдат, прекратил помощь деньгами и в 1547 году перенес заседания собора из германского Тренто, где он чувствовал "дыхание победоносного императора", в Болонью, вторую столицу папской области. Германские епископы в Болонью не поехали. Фактически с 1547 по 1551 год собор не функционировал. Он был возобновлен только в 1551 году папой Юлием III. Карл V, для которого вопрос о власти был выше вопроса о вере, все же рекомендовал протестантским князьям явиться на заседания собора. Некоторые из них приехали в Тридент. Однако в дело вмешалась Франция. Французский король Генрих II (1547-1559) вел переговоры с протестантами Германии, надеясь закрепиться в трех германских епископствах Туль, Мец и Верден. Это изменило положение дел в Империи. Карл V снова начал борьбу с протестантами. С 1552 по 1562 год собор не функционировал. Италия в это время покрылась сетью инквизиционных трибуналов. Даже папский дипломат кардинал Джованни Мороне, который выступал на первом заседании собора по вопросу "об оправдании верой" в примирительном духе, был арестован инквизицией и некоторое время провел в тюрьме.
В 1556 году Карл V отрекся от престола. Распалась унивесалистская империя. Испанскую корону он передал своему сыну Филиппу (Филипп II Испанский), имперская же досталась брату Карла V Фердинанду I. Несчастный Карл V, неутомимый борец за веру во славу империи, последние два года вел себя очень странно, постоянно корил себя за то, что не смог противостоять ни протестантам, ни папам. Религиозный мистицизм довел его до безумия (он даже при жизни сам себя отпел, то есть "заочно" похоронил). Умер бывший император в 1558 году.
В январе 1562 года папе Пию IV удалось возобновить деятельность собора.
На последнем заседании собора католики заняли непримиримую позицию по отношению к протестантизму. Собор закончился победой папской партии. В целом Тридентский собор организационно усилил католическую церковь.
1. Он подтвердил верховенство папы над собором.
2. Увеличил власть епископов в пределах их епархий.
3. По инициативе Собора были созданы специальные семинарии по подготовке священников.
4. Собор обязал монашеские ордена пересмотреть свои уставы, укрепить дисциплину.
5. Важнейшим результатом Тридентского собора было усиление гонений на свободомыслие, расширение деятельности инквизиции.
Таким образом, Тридентский собор определил стратегию и тактику католической церкви в переходный период от средневековой к индустриальной цивилизации. Опираясь на решения собора, папство укрепило все звенья церковной организации. Со второй половины XVI века католическая идеология одержала победу в Испании, Чехии, Польше, Италии и Папской области. Эти идеологические успехи имели и свои последствия.
1. Экономическое развитие этих стран стало существенно отставать от стран протестантских. В Италии и Испании исчезли прогрессивные формы организации экономики, в сельском хозяйстве наблюдается возврат к крепостничеству.
2. Было заторможено и культурное развитие католических стран, запрещались книги прогрессивных писателей, гуманистов, уничтожались картины художников (например, картины Эль Греко в Испании).
Однако успехи контрреформации – это и обновление католического христианства: укрепилась церковная организация и дисциплина монашеских орденов, что привело к росту авторитета католической церкви. Это помогло ей активно действовать в странах Азии и Латинской Америки. Но успехи католической реформы были неповсеместными. В начале XVII века в Западной Европе растут силы, способные нанести более сокрушительный удар по традиционному мировоззрению, а значит и по традиционному обществу в целом. В конце XVI века победила буржуазная революция в Нидерландах, была образована Республика Соединенных провинций. В первой половине XVII века назревает революция в Англии. Идеологией ранних буржуазных революций стал протестантизм.
Л Е К Ц И Я 9
АНГЛИЯ ПРИ ТЮДОРАХ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ
1. Характер развития промышленности и торговли в период ПНК.
2. Эволюция сельского хозяйства и аграрный переворот.
3. Последствия процессов “огораживания” и внутренняя политика Тюдоров.
4. Крестьянские восстания XVI века, как реакция на огораживания.
Литература
1. Дмитриева О.В. Английское дворянство в XVI - начале XVII в.: Границы сословий // Европейское дворянство XVI-XVII вв.: Границы сословий. - М., 1997.
2. Маркс К. Капитал (люб. изд).
3. Мор Т. Утопия (люб. изд).
4. Мор Т. История Ричарда III (люб. изд).
5. Сапрыкин Ю.М. Социально- политические взгляды английского крестьянства в XIV-XVI вв. - М., 1973. Гл. 3.
6. Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии. - М., 1959.
7. Семенов Ю.М. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI века. - М., 1949.
8.Твен М. Принц и нищий (люб. изд).
Изучение истории Англии имеет огромное значение, потому что именно здесь процесс первоначального накопления капитала проходил в классической форме. Огораживания в Англии привели к тому, что, во-первых, начинается развитие производительных сил в промышленности, идёт оно на новой капиталистической основе, ибо огораживания дали промышленности рабочие руки. Во-вторых, огораживания привели к развитию капитализма в сельском хозяйстве, здесь применяется наёмный труд, развивается фермерство. Все эти явления были следствием тех процессов, которые происходят в Англии ранее.
Что же это за процессы? Рычагом капиталистического развития английской промышленности было производство шерсти. На этой же основе развивалась в средние века и английская торговля. Мешок с шерстью – символ могущества Англии, недаром в средние века лорд-канцлер сидел в парламенте на мешке с шерстью, сейчас он сидит в кресле, тоже набитом шерстью. Чтобы понять, какую роль играет шерсть в промышленности Англии XVI столетия, обратимся к цифрам – самому убедительному доказательству.
1). В XV-XVI вв. в стране наблюдается сокращение вывоза шерсти – сырья. До конца XIV века многие текстильные производства во Фландрии работают на привозной английской шерсти. Так, например, в XIV веке из Англии вывозилось 30-35 тыс. мешков шерсти в год. А в 1532 г. только 1 тыс. мешков, т.е. экспорт сырья уменьшился в 30 раз. Но производство шерсти в самой Англии не сократилось. Просто теперь вся шерсть перерабатывается внутри страны.
В сер. XV в. в стране перерабатывалось 50% шерсти.
В сер. XVI в. – 87% шерсти.
В кон. XVI в. 100% шерсти.
2). В начале XVI в. увеличивается экспорт суконных тканей, и опять обратимся к цифрам: в XIV в. Англия вывозила за границу 5000 кусков шерстяной ткани, в сер. XV в. – 120-125 тысяч кусков, т.е. примерно 1 млн метров. Для средневековья эта цифра значительная (т.е. вывоз ткани увеличился в 25 раз, вывоз шерсти-сырца сократился примерно в 30 раз.) Причём эти изменения не случайны! Они были осознанными и целенаправленными мероприятиями правительства и государства. В английских источниках XVI в. можно встретить немало тому доказательств.
I). Памфлеты пропагандировали идею вывоза тканей. Английское правительство поддерживало именно такой баланс.
2). При Елизавете I применялись суровые наказания за вывоз шерсти (сырья) или овец из страны.
3) О развитии сукноделия говорит и то, что в своих будущих колониях и колониях Испании и Португалии, английские моряки искали индиго – голубой краситель, в Англии плохо было с красителями. Из 100 тыс. кусков – 60 тыс. вывозилось неокрашенными. Производство тканей в это время идет на базе цеха и на базе рассеянной мануфактуры.
Мануфактура выросла из капиталистической простой кооперации. Капиталист-предприниматель скупает готовую продукцию у сельских ремесленников, а сам снабжает их сырьём. Затем предприниматели снабжают таких ремесленников-надомников и орудиями труда. Таким образом, сельские ремесленники (бывшие крестьяне) превращаются в наёмных рабочих. Первые предприниматели создают специальные союзы, направленные против ремесленников-надомников. Дело в том, что сельские ремесленники имели подсобное хозяйство, поэтому им можно было занижать заработную плату. Документы свидетельствуют о том, что сельские ремесленники получали в два раза меньше своих лондонских коллег. Так бывшие крестьяне превращаются в наемных рабочих. Становились наемными рабочими и бывшие цеховые ремесленники, нарушая уставы традиционного ремесла. Об этом свидетельствует “Акт о ткачах” 1555 года.В документе сообщается о разорении цеховых ремесленников и превращении их в наемных рабочих: "Ткачи нашего королевства жаловались, что богатые суконщики различными способами их притесняют. Одни из них устраивают и держат в своем доме много станков и сажают за них ... необученных людей к разорению многочисленных ремесленников, прошедших науку в ткацком ремесле, и к упадку их семейств и хозяйств; другие собирают в своих руках и в своих владениях много станков и сдают их бедным ремесленникам за такую чрезмерную плату, что те не в состоянии пропитать себя, а тем более своих жен и детей; иные же платят гораздо меньшую плату за ткани и изготовление сукна, чем они платили в прежние времена, и ремесленникам приходится бросать ремесло, которому они обучены”.
Наряду с рассеянной мануфактурой возникает централизованная. Сохранилась баллада, в которой прославляется мануфактура “достославного и почтенного суконщика Джека из Ньюбери”. Владелец предприятия представлен человеком положительным, а труд на его мануфактуре доставляет людям радость (?): ”В горнице, просторной и длиной стояло 200 станков, прочных и крепких: на этих станках, – истинная правда, – работали 200 человек, все в одну ширину. Возле каждого из них сидело по одному прелестному мальчику, которые с большим восторгом готовили челноки. А тут же, в другом помещении 100 женщин без устали чесали шерсть, с радостным видом звонко распевали песни. В следующей комнате работали 100 девушек в красных юбках с белыми, как молоко платками на головах: эти прелестные девушки, не переставая пряли в этой горнице весь день и распевали сладкими, как у соловьев, голосами, нежно-пренежно. В другой комнате бедно одетые дети сидели и щипали шерсть, отбирая самую тонкую от грубой; в награду за свои труды каждый из них получал вечером по 1 пенни, кроме того, что они выпьют и съедят за день, что было для этих бедных людей немаловажным подспорьем. В следующем помещении видим еще 50 молодцев – это стригали, показывающие свое искусство и умение. Тут же, возле них работали целых 80 декантовщиков, кроме них, красильщики – 40 человек, да еще на сукновальне – 20”.
Появление таких крупных предприятий изменило инфраструктуру занятости. Теперь в промышленности страны работало примерно 30 % всех наемных рабочих. Среди них было немало эмигрантов из Нидерландов, из Франции и других стран. Кроме производства шерстяных тканей, новые формы организации труда получили распространение в хлопчатобумажной отрасли и шелкоткацкой. Шелк-сырец поставлялся из Италии, Испании, южной Франции. Старые цехи теряют почву под ногами, им не помогает даже традиционная поддержка королевской власти (она по инерции поддерживает старое ремесло). На место цехов пришла мануфактура, а вместе с ней выросли и новые города. Они возникли путем слияния, соединения нескольких деревень, где проживали ремесленники-надомники. Наряду с этим исчезают небольшие “цеховые” города. Кризис цехового ремесла приводит к тому, что мелкие города теряют свое экономическое значение, население их покидает свои дома и уходит искать счастья в другие места.
В XVI веке развивается горнодобывающая и металлургическая промышленность, растет добыча свинца, олова, меди (примерно в 6-8 раз). Спрос на металл, особенно железо, связан с нуждами армии (артиллерия была тяжеловесной, да и оружие меняется). В самой Англии железную руду не добывали, а ввозили из Швеции. Руда переплавлялась в доменных печах, причем в качестве топлива использовался лес. Поэтому к концу XVI века леса в Англии практически исчезли, остались только парки и заповедные леса, охраняемые государством. Это заставило правительство начать добычу каменного угля, и за 100 лет с середины XV до середины XVI века добыча каменного угля возросла в 8 раз. Страна даже начинает вывозить уголь за границу. Именно в горнодобывающей промышленности была наибольшая концентрация рабочей силы. В северной части страны на рудниках работало до 30000 человек. Новые формы организации производства проникают и в такие традиционные английские отрасли, как судостроение и рыболовство.
Англия имела мощный торговый флот, который всегда можно было переделать в военный. Все изменения в экономике привели к урбанизации страны, постепенно наблюдается концентрация населения в города. В правление Елизаветы I уже 20% населения Англии живет в городах (во Франции - 10 %), таким образом, создаются хорошие условия для развития внутренней торговли и внутреннего рынка. Еще в 1215 года в стране на основе Великой Хартии Вольностей установлено единство мер и весов, что связало экономически отдельные районы страны.
В XVI веке огромное значение приобретает внешняя торговля. Основу английского экспорта составляли шерстяные ткани. В 1564 году из страны вывозилось товаров на 1 миллион 1 тысячу фунтов стерлингов, только шерсти сукна вывозилось на 900 тысяч фунтов стерлингов. В начале XVII века на долю шерстяных тканей приходилось 90% экспорта. Подобные объемы экспорта требовали и новых форм организации торговли. В период первоначального накопления капитала торговая буржуазия не могла обойтись без поддержки государства – в 1495 году через парламент проводится закон о двойной пошлине на английские товары, вывозимые из страны иностранными купцами (иностранные купцы платили 66 шиллингов, английские 33 шиллинга за один пуд шерсти). Таким образом, правительство постепенно монополизировало вывоз. Этому способствовали и созданные при поддержке государства торговые компании, они состояли только из англичан, имели право торговли за рубежом.
Первой такой компанией было “товарищество по вывозу шерстяных тканей”. Оно объединяло 3500 пайщиков. Эта компания получила название “компании купцов-авантюристов” из-за опасности и рискованности дальних морских плаваний. По официальному статусу 1505 года компания получила право торговли в Северном и Балтийском морях. С первых же дней своего существования компания сцепилась с Ганзой. В 1598 году противостояние закончилось победой компании, и “Стальной двор” – фактория Ганзы в Лондоне был закрыт.
Второй компанией была основанная в 1554 году Московская компания после неудачного похода английских кораблей в Индию через Северный Ледовитый океан и крушения кораблей в районе Архангельска. Английский флот вернулся в Лондон, купцы же основали в Архангельске торговую компанию. Она ввозила традиционные английские товары, вывозила – традиционные российские.
Примерно в это же время была создана Левантийская компания – торговала со странами Ближнего Востока. В 1567 году пират Волгин перевез через Атлантический океан караван судов с “черным грузом”, т.е. неграми-рабами, и продал их в Америке за 200 тысяч золотых монет. Англичане тут же приступили к созданию Гвинейской компании.
В 1601 году образовалась самая мощная Ост-Индская компания, она стала рычагом колониальной политики Англии в Индийском океане.
Все компании, связанные с внешней торговлей назывались “регулируемыми”, компании же, связанные с внутренней торговлей назывались “ливрейными”, члены последних носили особую форму – ливрею. Ливрейные компании создавались в городах и представляли собой не что иное, как профессиональные союзы торговцев. Регулируемые компании занимались внешней торговлей, получая от короны привилегии на ведение монопольной торговли в определенной области. В результате создания отечественных компаний Англия заняла ведущее положение в системе внешней торговли Западной Европы, она активно торговала не только на европейских, но и на азиатских рынках, протягивала руки к Америке. Путешественники с удивлением сообщали о том, что в Англии в самом захудалом кабачке можно найти любой сорт виноградного вина, хотя, как известно, в стране не было виноградников и виноделия.
Рост промышленного производства, увеличение объема выпускаемой продукции создавало предпосылки борьбы за рынки сбыта, т.е. за колонии. По сравнению с Испанией и Португалией Англия опоздала к разделу мира и начинает проникать в колонии лишь в последней трети XVI века (правда, в 1497 братья Каботы достигли берегов Северной Америки). Методы приобщения Англии к колониям отличались определенным своеобразием – приобщение начинается с морского пиратства. Английские разбойники – пираты пользовались поддержкой правительства, например, Елизавета I сотрудничала с Френсисом Дрейком. Источники сообщают о том, что королева получила барыши от первой экспедиции Дрейка в Латинскую Америку 80 тысяч фунтов стерлингов и корону, сделанную из чистого золота. В 1578 году знаменитый пират обогнул Латинскую Америку, пройдя через Магелланов пролив, и ограбил испанские колонии Чили и Перу. Исследователи считают, что в этой экспедиции Дрейк захватил огромную добычу на сумму примерно 1,5 млн фунтов стерлингов, что составляло 30 % годовой добычи золота этих стран. Во время второй экспедиции Дрейк увез в Англию 1,5 тонны золота, часть драгоценных металлов пришлось выбросить за борт – грузоподъемность судов не позволяла сохранить все награбленное. Прибыльным делом было и ограбление сухопутных караванов на Панамском перешейке. Особенно лакомым куском были т.н. “серебряные флоты” – это те корабли, которые один раз в год перевозили золото и серебро из Америки в Испанию. Английские пираты узнавали время их отправления и путь, по которому они должны были идти, грабя караваны в самых неожиданных местах (документ от 12 января 1590 года).