Борьба идей на пути к Третьему Риму.
Вторая половина XV в. знаменательна в русской истории не только окончательным освобождением от монголо-татарского ига. Именно тогда в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь стала единым государством. Но и государство, и общество этой Руси были иными, чем в домонгольские времена.
Под влиянием ига принципиально изменились отношения княжеской власти и «земли» - народа. Менялась и православная идеология, и вектор развития русской церкви.
После многолетней смуты, при Иване III формировалась новая система управления государством, в которой великий князь видел себя собирателем земель и самодержцем. Создание единого государства требовало расширения круга служилых людей – дворян, которых нужно было обеспечивать землёй и крестьянами. Но немалая часть обрабатываемых земель находилась во владении монастырей.
Церковь, превратившаяся в XIV – первой половине XV в. в могущественную силу, вступила в противоречие с государственной властью. Вмешательство монарха в церковные дела усилилось. Впервые великий князь позволил себе спор с митрополитом по вопросу обрядового характера – «по солнцу» совершать крестный ход или против солнца. В 1495 г. посвящение нового митрополита, Симона.
Таким образом, Русская церковь 2-й половины XV в. столкнулась с двумя вполне материальными проблемами. Во-первых, это ещё не озвученная властью тема монастырских земель и тесной связи обителей с удельными князьями. Во-вторых – вопрос о монашеском идеале и путях его воплощения.
Эти проблемы стали причиной богословского спора «нестяжателей» и «иосифлян». В деятельности основателя нестяжательства, Нила Сорского (ок. 1433 - 1508), и Иосифа Волоцкого (ок. 1439 – 1515) . Так, идеи Нила Сорского будут постоянно использоваться и в середине XVI века, и в годы Смуты. В свою очередь иосифлянство в XVII в. станет основной линией во всей русской церкви.
В начале XVI в. объединение русских земель уже было делом свершённым. Экономические связи между землями в составе Московии были ещё крайне слабы. Удельные князья в тайне надеялись обрести независимость, но подчинялись центру в силу практической необходимости – независимость неизбежно бы обернулась порабощением врагами-иноверцами. Духовная власть и политическая сыграли равные роли в объединении Руси, и теперь, когда оно состоялось, им предстояло выяснить и осмыслить своё место в новом государстве. Так в Московской Руси стал актуальным вопрос, многие столетия назад тревоживший иерархов восточной и западной церкви.
В конце XV – 1-й половине XVI вв. формировалась и знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», генетически связанная с иосифлянством. Её автором считается игумен Псковского монастыря Филофей (ок. 1465 - 1542). Он перенёс на русскую почву византийскую идею «странствующего царства», объявив Русь единственной наследницей миссии Византии и хранительницей православных святынь.
11. Общественная мысль и культура России 14-16вв. в контексте культурного процесса в Европе и на Востоке. (В этом вопросе я не уверена!)
Русская литература 2-ой пол.14-первой пол.15 в. обращалась к особенно важной для этого времени теме – борьбе русского народа за свержение ордынского ига. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла, посвященные победе Дмитрия Донского над Мамаем.
Во многих редакциях дошло до нас «Сказание о Мамаеве побоище», возникшее, вероятно, в 1-ой пол.15 в. «Сказание» проникнуто чувством глубокого патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.
Во 2-ой пол. 15 в. новое рождение переживает жанр «хождений» - описаний путешествий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того времени к другим странам. Особенно интересно «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. Он описывает свою случайную поездку в Индию.
Новый культурный подъем вызвало создание единого гос-ва. В 1-й пол. 16 в. создается культурный кружок вокруг новгородского архиепископа, а затем вокруг митрополита Макария.
Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография начала работать ок.1553 г, но имена ее мастеров неизвестны. В 1563-1564 гг.Иван Федоров и его помощник Перт Мстиславец создали первую печатную книгу в Москве. Печатались в основном богослужебные книги, а летописи, повести и сказания по-прежнему переписывали от руки.
В центре внимания русской письменности второй пол.15-16 вв. стоят коренные вопросы жизни страны. Одной из главных тенденций русской общественной мысли 16 в. было освобождение от пут церковного мировоззрения, обращение к разуму. Этот процесс принято называть секуляризацией или обмирщением культуры.
Об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники – Иван Грозный и Курбский. По своим взглядам они были не только антагонистами, но и единомышленниками:оба выступали за централизацию гос-ва и сильную царскую власть, но предствляли ее по-разному. Иван Гр. выступал за деспотическую монархию (полное подчинение), а по мнение Курбского, монарх отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, права которых царь не может нарушать.
Рассматриваемая эпоха – время острых религиозных споров. Распространенность получают ереси. (наприм., ересь жидовствующих, иосифляне во главе с Иосифом Волоцким:доказывали, что церковь обязана владеть населенными землями, и нестяжатели во гл. с Нилом Сорским).
Продолжало развиваться русское искусство. Строится много небольших храмов. В Кремле воздвигается Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор и т.д.
12.«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. http://www.mylect.ru/history/worldhistory/421-newtime.html