Административно- правовое принуждение: понятие , признаки, классификация.
Административное принуждение - это метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Административное принуждение является видом государственного принуждения.
К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.
Административное принуждение является особым видом государ-ственного принуждения, имеющим своим назначением охрану обще-ственных отношений, складывающихся преимущественно в сфере госу-дарственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответ-ствующими органами и должностными лицами, что является резуль-татом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые авторы отрицают принуди-тельный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.
В то же время, говоря о карантине, таможенном досмотре и других подобных принудительных мерах, имеются в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения. Они выражаются в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактиче-ских актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в част-ности, в помещении людей, находящихся в карантинной зоне, в изолятор, производстве личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное и сознательное выполнение установленных правил (ка-рантинного режима, правил досмотра) и связанных с ним конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания — серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Это обусловливается громадным разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями при-менения принуждения, содержанием компетенции органов и должно-стных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функциониро-вания зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противо-пожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.
Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным право- ограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих обще-ственные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.
Специфика управленческих отношений объективно определяет необ-ходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.
В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его приме-нении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.
Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительное число категорий дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например за мелкое хулиганство. Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть админист-ративного процесса.
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складываю-щихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранительных правил и т.д.
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно приме-няется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственнослужебных отношений. Здесь находит объяснение и то обстоятельство, что административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.