Театр Расина. «Андромаха»
обращение Расина к древнегреческому мифологическому сюжетуотличается от "Фиваиды" прежде всего масштабом нравственной проблемы,органической спаянностью различных элементов идейной и художественнойструктуры произведения. Основная драматическая ситуация "Андромахи"почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия. Но она же возвращает нас к типовой сюжетной схеме пасторальныхроманов, казалось бы, бесконечно далеких по своим художественным принципамот строгой классической трагедии: В "А" идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти,которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, нонеподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личностьстоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, онаоказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей,играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором вырослафранцузская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликтмежду разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется вэтой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннеевысвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладалигерои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение иосуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым тремиз-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужойбезжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой,- изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести вжертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга .Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится.Антагонисты А, Пирр и Гермиона, казалось бы, внешне свободные врешении своей и ее судьбы, связаны и порабощены своей страстью не меньше,чем Андромаха своим положением пленницы. И еще меньше волен распоряжатьсясобой Орест. Возникает парадоксальная ситуация: все колебания и повороты вих судьбе, иными словами, все развитие действия трагедии определяется тем,какое решение примет Андромаха, а она в состоянии принять лишь мнимоерешение. И такую же цепочку мнимых решений представляет удивительная понапряженности событий развязка: убийство Пирра приносит Оресту вместожеланной награды - безумие, Гермионе вместо удовлетворения ее оскорбленнойгордости - безысходное отчаяние и добровольную гибель. Таким образом, еслигерои Корнеля знали, на чтоони идут, чем и во имя чего жертвуют, то герои Расина исступленно сражаютсяс собой и друг с другом во имя мнимостей, обнажающих свой истинный смыслслишком поздно. И даже благополучная для главной героини развязка - спасениесына и провозглашение ее царицей Эпира - несет на себе печать мнимости: таки не став супругой Пирра, она тем не менее принимает в наследство, вместе сего престолом, обязательство отомстить за того, кто должен был занять местоГектора. Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения"А" не только в этом несоответствии поступков героев и ихрезультатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешнимположением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивыхстереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых суниверсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушаютэти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пиррне просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру,рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместотого чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти своедостоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом. Разум присутствует в трагедии как способность героевосознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счетевыносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознаниесвоей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому,что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборовобуревающие их страсти.