История России: Учебное пособие. ИГЭУ.
Семинар № 7. Великие либеральные реформы середины 19 века.
Предпосылки Великих либеральных реформ середины 19 века.
1.1. Попытки реформирования «сверху» в правление Александра I и Николая II (крестьянский вопрос, управление, армия).
1.2. Постановка вопросов реформирования «снизу» российской общественностью (декабристы, общественные движения 1830-60-х гг.).
1.3. Объективные причины и поводы, подтолкнувшие к реформам (политические, социальные, экономические и внешне-политические).
2. Крестьянская реформа 1861.
Раскройте следующие моменты:
- Причины реформы.
- Подготовка реформы.
- Проведение и содержание реформы.
- Результаты, значение и оценка реформы.
Реформы самоуправления.
3.1. Земская реформа 1864.
Раскройте следующие моменты:
1. Причины реформы.
2. Содержание реформы.
3. Результаты, значение реформы.
3.2. Городовая реформа 1870.
Раскройте следующие моменты:
1. Причины реформы.
2. Содержание реформы.
3. Результаты, значение реформы.
4. Судебная реформа 1864.
Раскройте следующие моменты:
- Причины реформы.
- Содержание реформы.
- Результаты, значение реформы.
5. Военная реформа 1874.
Раскройте следующие моменты:
- Причины реформы.
- Содержание реформы.
- Результаты, значение реформы.
Литература:
1. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, 2006.
2. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / отв. редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., «Прогресс», 1992 (любое другое издание).
4. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.
5. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.
Даты:
1801-1825 – правление Александра I
1802 – реформа Сената, учреждение министерств
1803 – указ о «вольных хлебопашцах»
1810 – учреждение Государственного Совета
1812-14, 1815 – Отечественная война, заграничные походы
1816, 1818 – возникновение «Союза спасения», «Союза благоденствия»
1825, 14 декабря – восстание декабристов
1825-1855 – правление Николая I
1839-43 – денежная реформа
1842 – указ об обязанных крестьянах
1853-1856 – Крымская война
1857 – обращение В.И.Назимова
1857 – Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости
1855-1881 – правление Александра II
1861, 19 февраля - Крестьянская реформа.
1864, 1 января - Земская реформа.
1864, 20 ноября - Судебная реформа.
1870, 16 июня - Городская реформа.
1861-1874 - Военная реформа.
Понятия:
Декабристы, «западники" и "славянофилы", теория "официальной народности", либералы, русский социализм, народники.
Вольные хлебопашцы, государственные крестьяне, Крестьянская реформа, «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», личное освобождение крестьян, сельские общества, сельский сход, сельский староста, волостной сход, волостной староста, волостной крестьянский суд, община, полевой надел, выкуп, выкупная операция, временнообязанные крестьяне, отрезки, прирезки, уставные грамоты, мировые посредники
Судебная реформа, судебные уставы, гласность судопроизводства, состязательность сторон, независимость и несменяемость судей, всесословность судопроизводства, присяжные заседатели, мировой суд, окружной суд, судебная палата
Земская реформа, уездные земские собрания, уездные земские управы, губернские земские собрания, губернские земские управы
Городская реформа, Городовое положение, городская дума, городская управа, городской голова, гласные городской думы
Военная реформа, всеобщая воинская обязанность, резерв/запас, военные округа, юнкерские училища, военные академии, Академия генерального штаба.
Имена:
Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев
Николай II, П.Д. Киселев, Е.Ф. Канкрин, Аксаковы, Киреевские, А. Хомяков, А.Герцен, М.Петрашевский, В.Г.Белинский.
Александр II, К.Д.Кавелин, Я.И.Ростовцев, Д.А.Милютин, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен.
Материалы для подготовки.
(Приведенных ЗДЕСЬ материалов недостаточно, обращайтесь к указанной литературе)
1. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, 2006. – сс.248-257.
Отмена крепостного права
Предпосылки реформы. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII — середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767—1768гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А. Д. Маслов, Г. Коробьин), просветители (Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), А. Н. Радищев, первые русские революционеры (декабристы), либералы (славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.
Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса (вспомним проекты М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837—1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в.были довольно слабыми. В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII—XVIII вв. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др.
Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. с горечью был вынужден признать: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой - справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М. П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела «Записка об освобождении крестьян», составленная юристом и историком К. Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России». Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А. И. Герцен в «Колоколе», Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в журнале «Современник». Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, и социальными предпосылками.
Император Александр II (1855—1881). Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В. А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель». По словам умиравшего Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке». Исход Крымской войны был ясен — Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.
Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра великий князь Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С. С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н. А. Милютин, генерал-адъютант, граф Я. И. Ростовцев), общественные деятели (князь В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В. И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.
Рескрипт В. И. Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета — она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я. И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.
В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.
Обобщенные редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр П. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» Практические условия освобождения были определены в 17 актах —«Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.
Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
Наделы. «Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л. Н. Толстой, физиолог И. М. Сеченов, биолог К. А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.
При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной— 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.
При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимостьили деньгами, или полевыми работами (отработки).
Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн рублей, т. е. в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства.
У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.
Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.
Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны. Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В 60-х —ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ XIX в.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы.
и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.
Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.
Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса
История России: Учебное пособие. ИГЭУ. – Иваново, 2003. – СС. 176-184.
Среди основных назревших реформ была крестьянская, подготовку которой правительство начало в 1857 году созданием Секретного комитета, впоследствии переименованного в Главный комитет по крестьянскому делу. В рескрипте Александра II предполагалось образовать комитеты для разработки проектов об освобождении крестьян, которые должны были исходить из следующих положений: вся земля сохраняется за помещиками на правах их личной собственности; крестьянам предоставляется право выкупа у помещика своей усадьбы; земельные наделы крестьяне могли получить у помещика за оброк или отработки. Главный комитет по крестьянскому делу представил проект реформы, который был направлен на обсуждение в Государственный совет.
19 февраля 1861 года царем было утверждено «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Был принят также и составленный митрополитом Филаретом по этому случаю царский манифест. 5 марта 1861 года «Положение» и «Манифест» были обнародованы и, таким образом, реформа «величайшей справедливости» во имя «блага» крестьян началась.
… 1. По «Положению 19 февраля 1861 года» помещик был обязан предоставить надел, а крестьяне обязаны были его получить. … Земля являлась собственностью помещиков, которые предоставляли крестьянам в «постоянное пользование усадебный участок и полевой надел. Размеры надела были различны для нечерноземной, черноземной и степной полос. Землей наделялись лишь лица мужского пола (ревизские души). В пределах установленных низших и высших норм помещик мог производить «отрезки» в свою пользу, если прежний надел крестьян превышал высшую норму или у помещика оставалось меньше 1/3 удобной земли и, наконец, если крестьянин соглашался бесплатно получить в собственность не более 1/4 надела.
2. «Положение» сохраняло общинное землепользование крестьян, в условиях которого земли предоставлялись не отдельным крестьянам или дворам, а сельскому обществу, которому помещики давали так называемые уставные грамоты.
… В переходное время, до выкупа земли, крестьяне считались временнообязанными, после выкупа они переходили в состояние «крестьян-собственников». Условия и порядок выкупа наделов определялись самим помещиком. В основе исчисления выкупной суммы за усадьбу и полевой надел была положена сумма годового оброка. По этому расчету, если крестьянин вложил бы в банк капитал, обеспечивающий выкуп земли и плату за личное освобождение, то эта сумма при 6 % дохода вознаградила бы помещика доходом, равным оброку в денежной форме.
Так как крестьяне не могли сразу внести выкупные суммы, которые помещики стремились получить немедленно, государство организовало «выкупную» операцию. Правительство выплачивало 80 % стоимости выкупа помещикам, а 20 % крестьяне выплачивали сами. Полученную от правительства ссуду крестьяне должны были погасить в течение 49 лет, уплачивая государству еще 6 % дохода за «одолжение». В целом выкупные платежи составили громадную сумму – свыше 2 млрд рублей. От выплаты их крестьяне были освобождены лишь революцией 1905 года. Дворовые освобождались бесплатно, но и без полевых наделов.
По «Положению» крестьяне получали права: могли заключать всякого рода сделки, заниматься торговлей, промыслами, вступать в брак без согласия помещика. Крестьянин из раба превращался в личность. Для управления крестьянами были созданы новые органы: все крестьяне входили в сельское общество и составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, волостной сход избирал волостное правление, волостной суд и волостного старшину. Сельский староста и волостной старшина имели право штрафовать крестьян, арестовывать и применять к ним телесные наказания.
… Реформа 1861 года предопределила замедленный путь развития капитализма в сельском хозяйстве. После реформы капиталистический уклад в России превратился в капиталистическую формацию. Реформа ограничила внеэкономическое принуждение. Она освободила рабочие руки, что способствовало росту промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. На рынок рабочей силы было вытолкнуто около трех миллионов обезземеленных крестьян. Была заметно подорвана феодальная собственность на землю, и крестьянское хозяйство стало постепенно отделяться от помещичьего. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. После 1861 года развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. … Так, за первое пореформенное 20-летие площадь посевов в России увеличилась на 6 %, а к началу ХХ века – еще на 10 %. Улучшилась агротехника, техническая оснащенность. За 12 лет (с 1876 по 1894 год) потребление сельскохозяйственных машин возросло более, чем в 3,5 раза.
Главными буржуазными реформами были: земская, городская, судебная, военная.
Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года) вводила новые органы местного управления. Дореформенное местное управление было сословно-помещичьим и чиновничье-бюрократическим. Крестьяне «управлялись» и судились помещиком, а дворянские чиновники охраняли государство помещика над крестьянином. Согласно «Положению» от 1 января 1864 года земские учреждения должны были состоять из представителей (в лице избранных гласных) всех сословий по принципу имущественного ценза (владения землей, предприятием). Избрание гласных происходило раздельно по трем группам избирателей: землевладельцев, городских избирателей, крестьян (сельских обществ).
Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был строго ограничен пределами «местных нужд» уезда и губернии, хозяйственного порядка (заботы о продовольствии, об общественном призрении, о страховании имущества, о местной торговле и промышленности, о школах, больницах, тюрьмах и т.д.).
Вторая реформа местного управления – городская. В соответствии с «Торговым положением 16 июня 1870 года» были созданы городские думы, как распорядительные органы во главе с городским головой и городские управы как исполнительные органы. Городская реформа была построена на тех же основах, что и земская (бессословность и высокий имущественный ценз). Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных рамках хозяйственных вопросов: благоустройство города, попечение о торговле, противопожарные меры, устройство больниц, школ и т.д.
Третья реформа – судебная. Новые производственные отношения, торгово-промышленная деятельность, земская и городская реформы требовали суда, свободного от вмешательства дворянской администрации, охраняющего право собственности и юридически равного для всех сословий. Для этого 20 ноября 1864 года Александр II подписал указ о судебной реформе и «новые судебные уставы». Уставы предполагали принцип всесословности. Создавалось два типа судов – окружной для уголовных и гражданских дел и судебные палаты как кассационные инстанции. Мелкие правонарушения рассматривались в мировых судах. Для оказания юридической помощи учреждался институт присяжных поверенных (адвокатов). Независимость суда от администрации гарантировалась несменяемостью независимых судей. Судья был независим, его можно было уволить только по решению уголовного суда. Процесс судопроизводства объявлялся гласным, то есть открытым и состязательным. В окружных судах был введен институт выборных присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности или невиновности подсудимых, а степень наказания определялась судом. Для политических процессов были введены военные суды. Вместе с тем были сохранены для крестьян особые волостные суды и особые суды для духовенства, что нарушало принцип всесословности. Но, несмотря на эти отступления от буржуазных принципов, судебная реформа была наиболее буржуазной из всех реформ этого времени.
Военная реформа была вызвана не только социально-экономическими переменами в российском обществе, но и прежде всего поражением России в Крымской войне и внешнеполитическими задачами, которые решались с помощью армии. На первое место в реформе армии выдвинулась проблема подготовки офицерских кадров. Для этого были учреждены специальные военные училища; военные гимназии (вместо кадетских корпусов); военные академии и было создано военно-морское училище. Офицерский состав армии комплектовался из дворянства. В соответствии с новыми требованиями было реформировано Военное министерство, страну разделили на военные округа. Вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 лет (действительная служба). Создавались кадры военнообученных резервов (ополчение). Подготовка воинов в армейских формированиях велась по программам, предусматривающим то, «что необходимо на войне». Изменялись и сроки военной службы. Вместо 25 лет для солдат устанавливался 6-летний срок действительной службы (на казарменном положении), после чего их переводили в запас на 9 лет; во флоте действительная служба продолжалась 7 лет, а состояние в запасе – 3 года. Освобождение от действительной службы получали по жребию, или по семейному положению. Лица с образованием на действительной службе состояли меньшее количество лет. Осуществлялось перевооружение армии новыми средствами (винтовками, артиллерийскими орудиями и т.д.). …