Управление транспортным комплексом
Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Около 50% мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и обратно; на этом транспортники зарабатывают около 1 трлн долл. в год. Россия занимает выгодное географическое положение для организации транспортных коридоров из Европы, стран Ближнего Востока в страны СНГ и другие страны Азии. Во внешнеторговом обороте России доля транспортировки составляет 14—15%, но на долю российских перевозчиков приходится незначительная часть.
Транспортная система включает отрасли транспортного комплекса, воздушный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. В транспортный комплекс входят морской, речной, автомобильный, городской пассажирский и промышленный транспорт.
Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно Министерством путей сообщения Российской Федерации (МПС России), органы государственной власти субъектов РФ не вправе вмешиваться в деятельность железных порог по перевозкам. Перевозки пассажиров, грузов осуществляются на условиях, которые определены уставом железных дорог, правилами перевозок. Тарифы на перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики.
В мире только три центра, которые обеспечивают разработку и производство авиационной техники: США, объединенная Европа и Россия. Государственное управление гражданской авиацией, выполнение специальных контрольных и надзорных функций в этой сфере осуществляет служба воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Она устанавливает правила воздушных перевозок и контролирует их выполнение, обеспечивает безопасность полетов.
Морской флот России составляет 1655 судов. С распадом СССР мощное министерство морского флота превратилось в службу морского транспорта Минтранса России. Морские суда и суда смешанного плавания «река — море» переключились на обслуживание мирового фрахтового рынка за пределами страны. Правительством РФ поставлена задача провести инвентаризацию объектов морского, речного, воздушного транспорта, приватизация которых запрещена, установить контроль и учет их в реестре федеральной собственности, а также возвратить из незаконного владения.
Государственное управление транспортным комплексом возглавляет Министерство транспорта Российской Федерации (является федеральным органом исполнительной власти). Совместно с МПС России и Минэкономразвития России Минтранс России участвует в разработке стратегии развития транспорта и ее реализации на основе федеральных общетранспортных и отраслевых целевых программ. Почти все виды транспорта управляются департаментами Минтранса России. Они выполняют специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции. Из подразделений центрального аппарата Минтранса России, осуществляющих специальные функции отраслевого управления, формируются соответствующие отраслевые блоки. Финансирование отраслей транспорта, включая содержание аппарата центральных и территориальных органов, организуется отдельно по каждой службе в пределах расходов федерального бюджета, установленных Минтрансу России. Из общей численности работников Министерства почти 80% приходится на территориальные органы и 20% — на центральный аппарат.
Для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций образован резервный фонд Министерства транспорта Российской Федерации. В него зачисляются 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте, добровольные отчисления транспортных организаций и другие поступления. Решения о выделении средств из резервного фонда на возвратной и безвозвратной основе принимаются Минтрансом России.
В целях защиты интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, создана Межведомственная комиссия по вопросам повышения конкурентоспособности предприятий и организаций транспорта.