Объект и предмет теории государства и права.
Понятие, предмет, цель и функции теории государства и права. Понятийный и категориальный аппарат теории государства и права.
Цель(то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.
Функции теории государства и права – определенные воздействия данной системы знаний на научный и учебный процесс.
Функции:
1)Онтологическая - теория государства и права даёт представление о государстве и праве.
2)Гносеологическая - теория государства и права получает новые знания о государстве и праве.
3)прогностическая - теории государства и права формулирует модели возможного развития государства и права.
4)эвристическая - теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государства и права.
5)методологическая - теория государства и права обобщает государственно-правовую практику и формулирует идеи и выводы.
6) Аналитическая — осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).
Собственный предмет, метод и принципы исследования, не могут сформироваться без понятийно-категориального аппарата – совокупности собственных или заимствованных понятий. Теория государства и права, изучая государственно-правовые явления, опирается на философское (теоретическое), социологическое и другое знание и использует, прежде всего категории:
· философские (сущность и содержание, тип и форма; бытие и сознание, идеализм);
· общенаучные (гипотеза, механизм, функции, система, регулирование, компоненты, элементы, орган);
· общесоциологические (формация, цивилизация, власть, общество, организация, социальные нормы, институт, диспозиция, санкция, порядок, инфантилизм, конфликт, коллизия, интересы и др.);
· исторические и политические (монархия и республика, империя, демократия, авторитаризм, политический режим, легитимность и др.) и др.
Конкретизируя их применительно к государственно-правовым явлениям, теория государства и права вырабатывает свои категории и понятия.
Правовые категории (понятия) теории государства и права имеют:
§ онтологическую – изучение бытия, реальности;
§ гносеологическую– познание
§ и методологическую стороны.
Они взаимосвязаны между собой, создавая единую систему знаний. Юридические понятия (категории) даются в определениях, в которых, как правило, в весьма лаконичной форме раскрывают наиболее существенные признаки данного правового явления.
Виды власти.
Видывласти (по М. Веберу в зависимости от источника власти)
1. Традиционный 2. Харизматический
3. Рационально-правовой
Видывласти (от законности):
1. Легальная 2. Нелегальная
Видывласти (от признания):
1. Легитимная 2. Не легитимная
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
В зависимости от сфер деятельности различают: духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть– это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути:
а) убеждение;
б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
Происхождение права.
Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.
Асинхронисты считают, что право - признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные авторитетом:
1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Право возникает вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве.
2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.
Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.
Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.
Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.
Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.
Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.
Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.
Отличие права от обычаев.
1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.
2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения.
3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения.
4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.
5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность.Пути происхождения права:
Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.
Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.
Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.
Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; в) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов.
Виды разделения властей:
1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.
2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.
Разделение властей состоит в следующем:
1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.
2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.
4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.
5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.
6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.
Экологическая.
Объект и предмет теории государства и права.
Объект науки – Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, начто направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может
изучаться и изучается многими науками.В зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются:
1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями.
2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.
Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.
В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.
Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.
Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:
1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
3. Понятия и категории теории государства и права.
4. Терминология, язык науки теории государства и права.
Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государства и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права.
Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина.
Во-вторых различны их цели задачи и субъекты.
Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление
новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.
В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение асов и личных качеств преподавателя.
Как наука — два подхода: предметный и функциональный.
· Предметный подход (выделение двух основных разделов): теории государства и
теории права.
· Функциональный подход — выделяют юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.
Как учебная дисциплина — Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
выделение трех разделов:
· вводного (изучению предпосылок возникновения государства и права; теории происхождения этих феноменов)
· общей теории государства (основные теоретические понятия, характеризующие государство)
· общей теории права. (важные категории в правовой сфере; анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации прав)
Система курса:
1. ТГП как наука
2. Происхождение государства и права
3. Понятие, функции государства
4. Государственная власть и механизм государства
5. Политическая система общества
6. Закономерности развития государства
7. Форма государства
8. ГО и государство
9. Правовое государство
10. Российское государство