Контрреформы 80-90гг. 19 века
Контрреформы 80-90 г.г. XIX века
Царствование Александра III (1881-1894 г.г.) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков.
Суть курса заключалась в следующих положениях.
Во-первых, новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра III ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизация России были гибельными для нее.
Во-вторых, была сформулирована цель новой внутренней политики – укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.
В-третьих, новый курс предполагал подавление и искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».
Практическая реализация нового курса свелась к следующему.
Введение института Земских начальников (1889 г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случаях провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.
Земская контрреформа (1890 г.)
При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось вследствие снижения имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждается губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства местных органах самоуправления.
В уездах действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей и не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из членов уездного окружного суда, одного - двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалась за государственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия над руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная длительность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената.
Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда. В 1887 году провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 году резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.
Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной – губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Стали практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных чрезвычайных судов.
Важную роль сыграло также примечание к статье 1 Устава уголовного делопроизводства, допускавшее ситуации, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.
В 1871 году дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. В 1872 году наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с учетом сословных представителей. В 1874 году из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных обществах» и участии в них, в 1878 году – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.
После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принято специальное «Положение о мерах и ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем их право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, что бы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, оно могло распространяться на любую часть страны.
В 1887 году суду предоставлялось право закрывать двери заседания, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».
Политика «контрреформ» имела целью укрепить власть дворянства на местах. Реформы 60-70 г.г. не развивались, а консервировались и даже усекались.
Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих.
В 1881 году все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временно-обязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882 г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 г.г. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояние крестьянского населения.
В 80-е годы предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, разработать основы законодательства о труде. В 1882 году был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за их выполнением (20 инспекторов на 17 000 предприятий). По закону 1885 года воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 года принятый после Морозовской стачки определил условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самих рабочих). Законом 1897 года ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня. Для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа.
28 вопрос