Государственное управление агропромышленным и лесным, транспортным и военно-промышленным комплексами

Агропромышленный комплекс — это система (совокупность) взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, задачей которой является производство, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

АПК включает 4 сферы деятельности:


Сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства. Отрасли и службы, обеспечивающие с/х средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и с/х машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов. Отрасли, которые занимаются переработкой с/х сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности. Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

В агропромышленном комплексе (АПК) производится около трети валового общественного продукта и более 70% потреби­тельских товаров, сосредоточены четверть основных фондов, 30% численности работников, занятых в материальной сфере.

Государство способствует изменениям в размещении агропромышленного производства через государственные заказы с применением авансирования товаропроизводителей, централизованных инвестиций. Импортная политика в отношении продовольствия преду­сматривает последовательное сокращение ввоза тех видов сель­скохозяйственной продукции и сырья, которые могут произво­диться в достаточных объемах в России.

В основу государственного управления в агропромышленном комплексе заложены следующие основные принципы:

1.Разграничение предметов ведения и полномочий в облас­ти агропромышленного комплекса между Российской Федера­цией и ее субъектами.

2. Укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации.

3. Повышение роли и ответственности Министерства сель­ского хозяйства Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной ре­формы и эффективное функционирование агропромышленного комплекса.

4. Упорядочение механизма управления государственным сектором агропромышленного комплекса.

5. Усиление роли органов хозяйственного и местного (сель­ского) самоуправления и их взаимодействия с органами госу­дарственного управления.

6. Обеспечение эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является головным органом в управлении агропромышленным комплексом и в продовольственном обеспечении, включая ме­лиорацию земель. Оно осуществляет государственное регулирование, обеспечивает единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, взаимодействие и координацию их деятельности.

Государственное управление агропромышленным комплек­сом осуществляется министерст­вами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящимися в структуре соответствующих администраций.

Органы государственного управления АПК субъектов РФ подотчетны Минсельхозу России по вопросам реализации феде­ральных программ и использования федеральных бюджетных средств. Назначение и освобождение от должности руководите­лей министерств (департаментов, управлений) сельского хозяй­ства субъектов РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минсельхозом России.


УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ.

Основой государственного управленияоборонным комплексомслужит размещение оборонного заказа. Государственный обо­ронный заказ является правовым актом, предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.

Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития страны. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Пре­зидентом РФ. В оборонном заказе указываются сроки поставок, прогнозируемая стоимость, перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей. В государственном бюджете предусматриваются расходы по обо­ронному заказу в составе защищенных статей, подлежащих фи­нансированию в полном объеме.

Государственный заказчик отвечает за своевременное доведение оборонного заказа до исполнителя, за целевое использований выделяемых ему средств из бюджета. Государственные заказчики совместно с органами исполни­тельной власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на поставку продовольствия для обеспе­чения военных и приравненных к ним спецпотребителей.

При заключении государственных контрактов на выполне­ние оборонного заказа используются данные органов государств венной статистики об уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары (цены предусматриваются на уровне не выше среднерыночных).

Высокие технологии оборонного комплекса используются для производства конкурентоспособной на мировом рынке про­дукции. Высвобождающиеся в процессе конверсии производст­венные мощности и ресурсы привлекаются к реализации при­оритетных государственных целевых программ социально-экономического развития России.

В настоящее время функционируют около 1500 оборонных предприятий, из них государственных — 40% (остальные акционерные). В результате сокращения оборонного заказа и конверсии большинство предприятий оборонного комплекса оказались в сложном положении. Доля бюджетных расходов на оборону снизилась с 7,6% к ВВП в 1990 г. до 3,5% в 1998 г. Многим предприятиям государство задолжало за поставленную по оборонному заказу продукцию. Поэтому для укрепления фи­нансового положения расширяется экспорт вооружений и во­енной техники.

Объем военного экспорта уже в 2 раза превышает оборон­ный заказ. Особым спросом на мировом рынке пользуются рос­сийские самолеты, ракетные корабли, подлодки, бронетехника, приборы ночного видения и т.д. В СССР основным органом управления предприятиями ВПК было Министерство оборонной промышленности. После 1992 г. основная доля предприятий находилась в ведении Министерства экономики России. Кроме того, функционировало Российское космическое агентство как заказывающая организация по феде­ральной космической программе и управляющая предприятия­ми авиапрома. В 1999 г. из Минэкономики России выведены военные департаменты и основной формой управления оборон­ными предприятиями стали федеральные агентства:

• авиационно-космическое (Росавиакосмос);

• по судостроению (Россудостроение);

• по обычным вооружениям (РАВ);

• по системам управления (РАСУ);

• по боеприпасам (Росбоеприпасы).

Каждое агентство — это управленческий суперконцерн, го­ловной подрядчик, выполняющий заказы силовых министерств и ведомств, отвечающий за качество и своевременность вы­полнения оборонного заказа. Министерство экономического развития и торговли России выдает квалификационные серти­фикаты на право управления предприятиям, разрабатывающим военную технику.


УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Около 50% мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и обратно; на этом транспортники зарабатывают около 1 трлн долл. в год. Россия занимает выгодное географи­ческое положение для организации транспортных коридоров из Европы, стран Ближнего Востока в страны СНГ и другие страны Азии. Во внешнеторговом обороте России доля транспортировки составляет 14—15%, но на долю российских перевозчиков приходится незначительная часть.

Транспортная система включает отрасли транспортного ком­плекса, воздушный, железнодорожный и трубопроводный транс­порт. В транспортный комплекс входят морской, речной, автомо­бильный, городской пассажирский и промышленный транспорт.

Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно Министерством путей сообщения Российской Федерации (МПС России), органы государственной власти субъектов РФ не вправе вмешиваться в деятельность железных порог по перевозкам. Перевозки пассажиров, грузов осуществляются на условиях, которые определены уставом железных дорог, правилами пере­возок. Тарифы на перевозки устанавливаются на основе госу­дарственной бюджетной, ценовой и тарифной политики.

В мире только три центра, которые обеспечивают разра­ботку и производство авиационной техники: США, объеди­ненная Европа и Россия. Государственное управление гражданской авиацией, выпол­нение специальных контрольных и надзорных функций в этой сфере осуществляет служба воздушного транспорта Министерст­ва транспорта Российской Федерации. Она устанавливает правила воздушных перевозок и контролирует их выполнение, обеспе­чивает безопасность полетов.

Морской флот России составляет 1655 судов. С распадом СССР мощное министерство морского флота превратилось в службу морского транспорта Минтранса России. Морские суда и суда смешанного плавания «река — море» переключились на обслуживание миро­вого фрахтового рынка за пределами страны. Правительством РФ поставлена задача провести инвентари­зацию объектов морского, речного, воздушного транспорта, приватизация которых запрещена, установить контроль и учет их в реестре федеральной собственности, а также возвратить из незаконного владения.

Государственное управление транспортным комплексом воз­главляет Министерство транспорта Российской Федерации (является федеральным органом исполнительной власти). Совместно с МПС России и Минэкономразвития России Минтранс России участвует в разработке стратегии развития транспорта и ее реализации на основе федеральных общетранспортных и отраслевых целевых программ. Почти все виды транспорта управляются департамен­тами Минтранса России. Они выполняют специальные испол­нительные, разрешительные, контрольные и надзорные функ­ции. Из подразделений центрального аппарата Минтранса Рос­сии, осуществляющих специальные функции отраслевого управления, формируются соответствующие отраслевые блоки. Финансирование отраслей транспорта, включая содержание аппарата центральных и территориальных органов, организуется отдельно по каждой службе в пределах расходов федерального бюджета, установленных Минтрансу России. Из общей числен­ности работников Министерства почти 80% приходится на тер­риториальные органы и 20% — на центральный аппарат.

Для обеспечения безопасного функционирования транс­портных систем и ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций образован резервный фонд Министерства транспорта Российской Федерации. В него зачисляются 10% портовых, ко­рабельных и иных сборов на морском и речном транспорте, добровольные отчисления транспортных организаций и другие поступления. Решения о выделении средств из резервного фон­да на возвратной и безвозвратной основе принимаются Мин­трансом России. \

В целях защиты интересов российских хозяйствующих субъ­ектов, осуществляющих транспортную деятельность, создана Межведомственная комиссия по вопросам повышения конкуренто­способности предприятий и организаций транспорта.

Наши рекомендации