Государственное управление агропромышленным и лесным, транспортным и военно-промышленным комплексами
Агропромышленный комплекс — это система (совокупность) взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, задачей которой является производство, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.
АПК включает 4 сферы деятельности:
Сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства. Отрасли и службы, обеспечивающие с/х средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и с/х машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов. Отрасли, которые занимаются переработкой с/х сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности. Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.
В агропромышленном комплексе (АПК) производится около трети валового общественного продукта и более 70% потребительских товаров, сосредоточены четверть основных фондов, 30% численности работников, занятых в материальной сфере.
Государство способствует изменениям в размещении агропромышленного производства через государственные заказы с применением авансирования товаропроизводителей, централизованных инвестиций. Импортная политика в отношении продовольствия предусматривает последовательное сокращение ввоза тех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, которые могут производиться в достаточных объемах в России.
В основу государственного управления в агропромышленном комплексе заложены следующие основные принципы:
1.Разграничение предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерацией и ее субъектами.
2. Укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование агропромышленного комплекса.
4. Упорядочение механизма управления государственным сектором агропромышленного комплекса.
5. Усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления.
6. Обеспечение эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является головным органом в управлении агропромышленным комплексом и в продовольственном обеспечении, включая мелиорацию земель. Оно осуществляет государственное регулирование, обеспечивает единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, взаимодействие и координацию их деятельности.
Государственное управление агропромышленным комплексом осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящимися в структуре соответствующих администраций.
Органы государственного управления АПК субъектов РФ подотчетны Минсельхозу России по вопросам реализации федеральных программ и использования федеральных бюджетных средств. Назначение и освобождение от должности руководителей министерств (департаментов, управлений) сельского хозяйства субъектов РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минсельхозом России.
УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ.
Основой государственного управленияоборонным комплексомслужит размещение оборонного заказа. Государственный оборонный заказ является правовым актом, предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.
Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития страны. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ. В оборонном заказе указываются сроки поставок, прогнозируемая стоимость, перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей. В государственном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме.
Государственный заказчик отвечает за своевременное доведение оборонного заказа до исполнителя, за целевое использований выделяемых ему средств из бюджета. Государственные заказчики совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на поставку продовольствия для обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей.
При заключении государственных контрактов на выполнение оборонного заказа используются данные органов государств венной статистики об уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары (цены предусматриваются на уровне не выше среднерыночных).
Высокие технологии оборонного комплекса используются для производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности и ресурсы привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического развития России.
В настоящее время функционируют около 1500 оборонных предприятий, из них государственных — 40% (остальные акционерные). В результате сокращения оборонного заказа и конверсии большинство предприятий оборонного комплекса оказались в сложном положении. Доля бюджетных расходов на оборону снизилась с 7,6% к ВВП в 1990 г. до 3,5% в 1998 г. Многим предприятиям государство задолжало за поставленную по оборонному заказу продукцию. Поэтому для укрепления финансового положения расширяется экспорт вооружений и военной техники.
Объем военного экспорта уже в 2 раза превышает оборонный заказ. Особым спросом на мировом рынке пользуются российские самолеты, ракетные корабли, подлодки, бронетехника, приборы ночного видения и т.д. В СССР основным органом управления предприятиями ВПК было Министерство оборонной промышленности. После 1992 г. основная доля предприятий находилась в ведении Министерства экономики России. Кроме того, функционировало Российское космическое агентство как заказывающая организация по федеральной космической программе и управляющая предприятиями авиапрома. В 1999 г. из Минэкономики России выведены военные департаменты и основной формой управления оборонными предприятиями стали федеральные агентства:
• авиационно-космическое (Росавиакосмос);
• по судостроению (Россудостроение);
• по обычным вооружениям (РАВ);
• по системам управления (РАСУ);
• по боеприпасам (Росбоеприпасы).
Каждое агентство — это управленческий суперконцерн, головной подрядчик, выполняющий заказы силовых министерств и ведомств, отвечающий за качество и своевременность выполнения оборонного заказа. Министерство экономического развития и торговли России выдает квалификационные сертификаты на право управления предприятиям, разрабатывающим военную технику.
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ
Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Около 50% мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и обратно; на этом транспортники зарабатывают около 1 трлн долл. в год. Россия занимает выгодное географическое положение для организации транспортных коридоров из Европы, стран Ближнего Востока в страны СНГ и другие страны Азии. Во внешнеторговом обороте России доля транспортировки составляет 14—15%, но на долю российских перевозчиков приходится незначительная часть.
Транспортная система включает отрасли транспортного комплекса, воздушный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. В транспортный комплекс входят морской, речной, автомобильный, городской пассажирский и промышленный транспорт.
Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно Министерством путей сообщения Российской Федерации (МПС России), органы государственной власти субъектов РФ не вправе вмешиваться в деятельность железных порог по перевозкам. Перевозки пассажиров, грузов осуществляются на условиях, которые определены уставом железных дорог, правилами перевозок. Тарифы на перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики.
В мире только три центра, которые обеспечивают разработку и производство авиационной техники: США, объединенная Европа и Россия. Государственное управление гражданской авиацией, выполнение специальных контрольных и надзорных функций в этой сфере осуществляет служба воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Она устанавливает правила воздушных перевозок и контролирует их выполнение, обеспечивает безопасность полетов.
Морской флот России составляет 1655 судов. С распадом СССР мощное министерство морского флота превратилось в службу морского транспорта Минтранса России. Морские суда и суда смешанного плавания «река — море» переключились на обслуживание мирового фрахтового рынка за пределами страны. Правительством РФ поставлена задача провести инвентаризацию объектов морского, речного, воздушного транспорта, приватизация которых запрещена, установить контроль и учет их в реестре федеральной собственности, а также возвратить из незаконного владения.
Государственное управление транспортным комплексом возглавляет Министерство транспорта Российской Федерации (является федеральным органом исполнительной власти). Совместно с МПС России и Минэкономразвития России Минтранс России участвует в разработке стратегии развития транспорта и ее реализации на основе федеральных общетранспортных и отраслевых целевых программ. Почти все виды транспорта управляются департаментами Минтранса России. Они выполняют специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции. Из подразделений центрального аппарата Минтранса России, осуществляющих специальные функции отраслевого управления, формируются соответствующие отраслевые блоки. Финансирование отраслей транспорта, включая содержание аппарата центральных и территориальных органов, организуется отдельно по каждой службе в пределах расходов федерального бюджета, установленных Минтрансу России. Из общей численности работников Министерства почти 80% приходится на территориальные органы и 20% — на центральный аппарат.
Для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций образован резервный фонд Министерства транспорта Российской Федерации. В него зачисляются 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте, добровольные отчисления транспортных организаций и другие поступления. Решения о выделении средств из резервного фонда на возвратной и безвозвратной основе принимаются Минтрансом России. \
В целях защиты интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, создана Межведомственная комиссия по вопросам повышения конкурентоспособности предприятий и организаций транспорта.