Основные течения политической и правовой идеологии в Германии

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

ЛЕКЦИЯ № 5

«ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА»

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

квалификация «бакалавр»

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

от 07.09.2015 протокол № 1

Донецк – 2015

План

Вступление. Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

Основные течения политической и правовой идеологии в Германии в конце XVIII – начале XIX века (И. Кант, Й. Фихте, Г. Гегель). 2. Политические и правовые учения Западной Европы первой половины XIX в.: 2.1. Немецкий либерализм (В. Гумбольдт, Л. Штейн). 2.2. Французский либерализм (Б. Констант, А. де Токвиль). 2.3. Английский либерализм (И. Бентам, Дж. Милль).

Выводы.

Вступление

На рубеже XVIII – XIX вв. в Германии сформировалась блестящая плеяда мыслителей – творцов немецкой классической философии, в творческом наследии которых заметное место принадлежит теоретическим проблемам государства и права. Кроме того, важные теоретические открытия и обобщения были сделаны немецкими юристами, труды которых были хорошо известны во всей Европе.
Особенности политико-правовых учений в Германии в данный период определялись, во-первых, влиянием Просвещения и Французской революции, во-вторых, спецификой государственно-правового развития Германии, остававшейся раздробленной полуфеодальной страной, но, в то же время, страной веротерпимости и религиозной свободы.

Одновременно с этим общественно-политическая жизнь этого периода определялась влиянием идеологии либерализма, социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий.

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Історія вчень про державу та право: навчальний посібник / О. С. Туренко, І. В. Іванов; за заг. ред. проф. А. Є. Шевченка; – Донецьк: Донецький юридичний інститут МВС України, ПП «ВД «Кальміус», 2012. – 352 с. – С. 112–139.

2. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 237-267.

3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 399-430, 464-497.

4. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 387-403, 413-415, 419-424.

5. Кормич А.І. Історія вчень про державу і право: Навч. посібник / А.І. Кормич. – К.: Правова єдність, 2009. – С. 128–165.

6. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 193-211, 241-256.

Основные течения политической и правовой идеологии в Германии

в конце XVIII – начале XIX века (И. Кант, Й. Фихте, Г. Гегель)

Социально-политические учения Германии складывались в своеобразных условиях. Прежде всего, это веротерпимость между католиками и протестантами. В этнически однородной стране это создавало благоприятные условия для развития теоретической мысли: не было необходимости придерживаться догматов церкви и возрастали требования к аргументации. Раздробленность Германии (по решению Венского конгресса 1815г. Германский Союз был создан из 39 немецких государств) приводила к тому, что идеологи занимались обоснованием концептуальных построений, а практические вопросы оставлялись на решение региональных политиков. Такое явление, когда идеология занимается лишь теоретическими обобщениями, оторванными от запросов практики, получило название спекулятивной философии.

В развитии политической мысли немецкая классическая философия сыграла заметную роль, прежде всего в разработке методологии теоретического познания, в обосновании специфики законов, действующих в обществе в сравнении с законами природы.

Политико-правовая доктрина И. Канта.Первым начал разработку идеологии либерализма (идеологии буржуазии) профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант(1724-1804 гг.). Его трактат «Метафизика нравов»(1797 г.) – обобщенный труд по социально-политическим проблемам. В основе учения Канта лежит методологияпротивопоставления эмпирического (опытного) и априорного (лат. a priori – из предшествующего – знания, предшествующие опыту) видов знания. Познание мира начинается с опыта (чувственных ощущений), эмпирического познания. Оно дает знания лишь о внешней стороне явления, дает лишь разум. Вот этот вид познания, познания с помощью разума Кант назвал априорным познанием.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Это объясняется тем, что у права и этики один источник – практический разум человека и одна цель – всеобщая свобода. Отличие права от морали – в способах принуждения к поступкам. Если мораль основана на внутренних побуждениях и здесь нет обязательных кодексов, то право– на принуждении. Здесь действует публичное законодательство. Исходя из отношений права и морали, Кант характеризует закон как первую ступень (минимум) нравственности. Если установленное право соответствует нравственным законам, то это значит, что в обществе созданы такие рамки, когда свободные волеизъявления одного не противоречат свободе других.

Подобные отношения не являются полностью нравственными, поскольку люди в этих отношениях руководствуются не долгом, а выгодой, страхом наказания. Иными словами, право обеспечивает внешне цивилизованные отношения, хотя люди могут испытывать при этом взаимные антипатии. В обществе, где господствует только право без морали, сохраняется «полный антагонизм». Право– совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям Кант относил наличие принудительных законов, гарантию частной собственности и личных прав, равенство перед законом, разрешение споров в судебном порядке.

Кант классифицирует право на естественное (прирожденное) и позитивное право. Позитивное право касается лиц (частное), государства (публичное) и космополитическое право (договор всех государств о вечном мире).

При трактовке естественного права Кант придерживался гипотетического естественного состояния, где объективное право отсутствует. В том состоянии у человека было лишь природное право – свобода нравственного выбора. Из нее вытекают неотъемлемые моральные качества людей: равенство, способность делиться своими мыслями и др. Но человек приобретает и субъективные естественные права, в том числе право собственности. Однако они ничем не обеспечены, кроме физической силы владельца и являются предварительными. Эти субъективные права, вразрез с господствующей традицией, Кант назвал частным правом. Оно получает гарантию и юридический характер лишь в государстве, когда появляются публичные законы.

В основе происхождения государства– принцип априорного подхода к объяснению социально-политических явлений.

«Соединение множества лиц под законами права» – это и есть государство. Его важнейший признак – верховенство закона. (При этом имеется в виду тот факт, что рассматривается не реальное государство, а государство в идее, каким оно должно быть в соответствии с чистым принципом права). Главная цель государства – правовое обеспечение индивидуальной свободы, однако это не обеспечение или забота о счастье народа. С этих позиций Кант выделяет три главных органа: по изданию законов (парламент), исполнению законов (правительство) и охране законов (суд). Государственно-правовой идеал Канта – система разделения и субординации властей. По мнению И. Канта,

В каждом государстве существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи, как бы три суждения в практическом силлогизме большая посылка, содержащая в себе закон всеобщим образом объединенной воли, меньшая посылка, содержащая в себе веление поступать согласно закону, т е принцип подведения под эту волю, и вывод, содержащий в себе судебное решение (приговор) относительно того, что в данном случае соответствует праву.

Под благом государства, И. Кант видел высшую степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которым обязывает нас разум через некий категорический императив

Этот же принцип Кант положил в основу разграничения форм государства: республика (есть разделение властей) и деспотия (нет разделения властей). «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной», «деспотизм – принцип самовластного исполнения законов, данных им самим».

И. Кант не придавал значения классификации форм государства на монархию, аристократию и демократию, так как это, он полагал, есть выражение буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу его концепции, монархия оказывается республикой, если в ней есть разделение властей, и деспотией, если нет. Будущее устройство Германии он видел в виде конституционной монархии (наличие суверена наряду с народом). Способы перехода - постепенные реформы.

Будущее развитие человечества Кант связывал с образованием мировой конфедерации правовых республик: «Международное право должно быть основано на федерализмесвободных государств». В учении о международномправеон выдвинул идею проекта вечного мира: без войн, международный правовой порядок будет основан на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Учение Канта о государстве и праве – первая политическая доктрина, связанная с итогами Французской революции, она считается немецким вариантом ее оправдания.

Политико-правовая доктрина Й. Фихте.Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Йоганна Готлиба Фихте (1762-1814 гг.) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте – убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них. «Понятие права, – разъясняет Фихте, – есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат – постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой-эфоры – избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «…народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно, наконец, стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставников нации, способных двинуть ее по пути прогресса.

Политико-правовая доктрина Г. Гегеля.Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820 г.).

Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух(право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В этой связи важно иметь в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т.д.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2) политико-правовая теория Гегеля (его философия права) есть именно философское учение об объективном духе, то есть анализ объективного духа с позиций абсолютного духа.

Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода («идея права»), 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное право»).Отсюда вытекает следующее:

– на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы;

– система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;

– право как закон является одним из «особых прав». Превращение права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные определения одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон – это конкретная форма выражения права.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: 1-ая ступень – абстрактное право, 2-ая ступень – мораль, 3-я ступень – нравственность.

1) Учение об абстрактном праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;

2) учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть;

3) учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право – это первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит в праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.

Необходимым моментом в осуществлении права является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь единичная внешняя вещь. Поэтому Гегель отвергает различные версии договорной теории государства. Договор, по Гегелю, исходит от произвола отдельных лиц. Примешивание же этого договорного отношения, так же как и отношений частной собственности, вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни.

Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление – это сознательное нарушение права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности.

Мораль –вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Третья степень развития идеи права – нравственность,существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя – цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность.

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона – значимого для всех и известного всем.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.

Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода – свобода государственно-организованного народа (нации).

Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Законодательная власть должна определять и устанавливать всеобщее право. Правительственная власть, к которой относится и судебная, должна «подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие». Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

Кульминация идеи государства – идеальность суверенитета. Суверенитет государства выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным.

Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

Наши рекомендации