Основные показатели, влияющие на верт. мобильность
V – валентность, определяемая как сила предпочтения индивида в отношении данного результата (в нашем случае достижения высокого статуса). Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень желательности. Валентность изменяется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно). В случае отрицательной валентности сила будет направлена на то, чтобы избежать более высокого статуса;
Р – потенциал индивида, включающий в себя ресурсы, которые он может использовать при достижении более высокого статуса. К таким ресурсам могут относиться образование, происхождение, связи, деньги и многое другое. Опыт показывает, что можно вывести индексный показатель, измеряющий потенциал любого индивида в достижении определенного статуса;
К – коэффициент конкуренции. Очевидно, может случиться, что усилия нескольких индивидов в достижении одной социальной позиции столкнутся. В этом случае сила инфильтрации будет уменьшаться в зависимости от действий конкурентов. Коэффициент конкуренции колеблется в пределах от 1 до 0. В случае отсутствия конкуренции он равен единице и сила инфильтрации максимальна; напротив, если конкуренция настолько велика, что шансов занять желаемую социальную позицию практически нет, коэффициент конкуренции равен нулю;
I – социальная дистанция между двумя статусными слоями или группами. Это самая трудноизмеряемая величина. Социальная дистанция – «понятие, характеризующее степень близости или отчуждения социальных групп.
З)
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ
В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом и востребованностью на рынке труда.
Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности - молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда. Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые - мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.
Можно выделить следующие факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:
1. перестройка экономики;
2. многообразие форм собственности;
3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);
4. кризис системы образования;
5. миграция между странами бывшего СССР;
6. формирование "социальных сетей" - информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).
И)
СКОРОСТЬ СОЦ. МОБИЛЬНОСТИ
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»
ИНТЕНСИВНОСТЬ МОБИЛЬНОСТИ
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
ДИСТАНЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ
Дистанция мобильности – это количество страт, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.
Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.
ОБЪЕМ МОБИЛЬНОСТИ
Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.
Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.
МАСШТАБ СОЦ. МОБИЛЬНОСТИ
Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т. е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.