Баталина, Валентина Владимировна 2 страница
рЭ'Макс Вебер (1864—1920) разработал идею экономической рациональности, где важное место отводилось рациональной бюрократии. Исследовал типологию политического поведения. pS* Роберто Михельс (1876—1936) открыл закон оли-гархизации, занимался теорией властных отношений.
pS3 Русские мыслители Владимир Соловьев (1853— 1900) и Семен Франк (1877— 1950) создали теорию соборности как особого социально-политического обустройства России.
К середине XIX в. из философии выделились в самостоятельные науки политология, социология, теория государства и права, психология.
Среди политических учений, актуальных и сегодня, можно назвать бихевиоризм, который достиг наивысшего расцвета в 1920-е гг. Основным принципом бихевиоризма является понимание поведения людей как
совокупности вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.
Системный подход все составляющие политической жизни связывает в единое целое.
Ценностный, подход полагает, что наличие ценностей определяет политическую деятельность.
10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ В РОССИИ
Большинство русских мыслителей и философов называли православие духовно-нравственной основой русской государственности и политических традиций. Православие было принято русским князем Владимиром I Великим в 998 г. и распространено на все Древнерусское государство. Первые русские политические трактаты XI—XIV вв. («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет») имели большое значение для современников. Известна также политическая теория «Москва — третий Рим» старца Филофея. Эти документы стали духовной основой для начала создания российской государственности. В них Русь называется преемницей истинной христианской веры. Вслед за поздней Римской империей и Византией Русь сохранила православие для многих поколений своих граждан как основной закон общественной жизни. Опираясь на православие, русская монархия сохраняла за собой власть в государстве до февраля 1917г.
Просвещенный абсолютизм XVIII в. оказал влияние на особенности российской политической мысли. Популярными в России стали труды французских мыслителей Вольтера, Дидро и Руссо. Одним из их последователей был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Развивая теорию естественного права, он пришел к выводу, что самодержавие является «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием», что «страждущее общество» может стать свободным благодаря восстанию доведенного до•крайности» народа. Проблемы преобразования государственного устройства поднимались в работах AM. Фурсова, Ю.С. Пивоварова и в полной мере М.М. Сперанского. Российская политико-правовая наука XIX в. представлена именами Б.Н. Чичерина, Л. Петражицкого. В конце XIX — начале XX в. русская политическая мысль разделилась на две зетви: державную и демократическую, для которых были характерны консерватизм и либерализм. Одним из ярких философов начала XX в. был Иван Александрович Ильин 1882— 1954). Его труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»(1918) получил признание в со-зременной философии. Его теория демократии стала одним из важнейших достижений своего времени.
11. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Российские политические традиции опирались на идеи консерватизма, традиционализма и либерализма.
Термин «консерватизм* впервые употребил французский писатель Ф'. Шатобриан применительно к . политическим силам, защищавшим феодальные привилегии. Консерватизмом называют систему идей, которая используется для оправдания и стабилизации любой общественной структуры независимо от ее объективного места в социально-политическом процессе. Его главной идеей является сохранение исторической традиции, которая в основных вопросах должна оставаться неизменной и может изменять лишь некоторые формы. Консерваторы близки к традиционалистам.
f |
Традиционализм, опираясь на идею сохранения традиций в различных областях общественной жизни (в политике, праве, экономике), воспринимает одни элементы социального наследия и отбрасывает другие. Традиционализм не отвергает новые идеи, он может воспри-
нимать их позитивно, и в этом плане он выбирает не только свое прошлое, но и будущее. Если консерватизм тормозит прогрессивные процессы социального развития, традиционализм воспринимает их и использует для улучшения жизнедеятельности социальной структуры.
Для русской интеллигенции XIX в. были привлекательными идеи либерализма. Идеи экономического либерализма, разработанные А. Смитом («Система естественной свободы»), предлагали освободить экономическую деятельность от воздействия государства, предоставить полную свободу частному предпринимательству и торговле. В области общественного устройства либерализм (Локк и др.) предлагал «создание правового государства», имея в виду конституционное правление, разделение исполнительной и законодательной власти, обеспечение политических прав граждан. Либерализм предлагал форму общественного устройства, где регулирование социальных и экономических отношений должен был осуществлять «свободный рынок». Единственная обязанность государства при этом состоит в охране собственности граждан. Впоследствии «неолибера-листы» дополнили либерализм идеями о социальной роли государства. Они считали, что частичное вмешательство государства в экономическую сферу необходимо для создания благоприятных условий для здоровой конкуренции.
Либерализм и традиционализм сохранили свою популярность до настоящего времени и остаются влиятельными политическими течениями (в США и др.).
12. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Огромные территории Российского государства во все времена привлекали разного рода агрессоров: татаро-монгольские орды, польско-шведские набеги, войны с турецкой империей, Отечественная война 1812 г. с Наполеоном, новые войны с Османской империей. В XX столетии Россия пережила две мировые войны. Ис--орики посчитали, что в период с 1236 по 1989 г. России пришлось воевать 463 года. Сама Россия также активно •прирастала» новыми землями (Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ). Все эти земли уже были населены разными народностями, и русские переселенцы мирно сосуществовали с коренными народами, создавая единое общество.
Известный русский философ, поэт и публицист B.C. Соловьев (1853— 1900) говорил, что «все хорошее в России основано на забвении национального эгоизма». Философское творчество он связывал с позитив-шт решением вопроса о справедливости государст-■щ.сго устройства — «быть или не быть правде на земле». мании разумная государственность возможна зри условии реализации христианских идеалов.
Идея национального возрождения разрабатывалась } . декабристами. Они считали, что абсолютная, неограниченная власть монарха мешает развитию страны, г" монархии Россия должна перейти к конституционно-мо-всхическому правлению. Опираясь на традиции француз-оого Просвещения, теории естественного права и общественного договора, декабристы пытались найти истоки ^сской национальной идеи. Точка зрения декабристов о не-гхслимости «с усердием сохранять» русскую «национальную самобытность» была актуальна на протяжении многих деся-ти.-9етий XIX и начала XX в. Она присутствовала в трудах мно-п*х русских мыслителей: от П.И. Пестеля до Н. А. Бердяева.
-=п| Н.А. Бердяев (1874—1948) большое значение при-i 4 Ш давал формированию личности. В личности он видел концентрацию всех духовных и душевных способностей человека, личность лишена индивидуализма и эгоцентризма. Свободная социальность характерна для личности
изнутри, и ее Бердяев называет «соборностью». Н. А. Бердяев был противником марксизма и коммунизма, социальной революции.
13. ТИПОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РОССИИ
РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ КАК
НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ
Начало возникновения великорусского этноса относят к концу XIV в. После Куликовской битвы (1380) московиты, смоляне, новгородцы, тверичи стали называться русскими. С XIV до XVI в. Русское государство осваивало новые территории, увеличивалось численно, этническая система усложнялась. Государство боролось за национальную независимость, появились новые формы сосуществования различных вероисповеданий. Период с XVI до начала XIX в. характеризуется расширением территорий и расселения русского населения, политическими и социальными конфликтами.
Большая часть народов России относится к четырем языковым семьям: индоевропейской, уральско-юкагирской, алтайской, северокавказской.
r^TJj До 1917 г. в Российской империи принадлежность к 2 Ш той или иной конфессии была основным признаком этнической классификации. В паспорте имелась графа «вероисповедание». Все православные назывались русскими.
После 1917 г. упростилась этническая система. Многие этнические субстраты со своей субкультурой и укладом жизни перестали существовать (дворянство, мещанство, священничество). Народы, населявшие Россию, русифицировались. Сократилась численность народов, составлявших российское государство. Стали самостоятельными государствами Финляндия, Польша и пр. В советский период национальный вопрос рассматривался с точки зрения марксистского учения. Марксистская наука нацией называла «историческую общность людей, складывающуюся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера». 3 советском паспорте графа «национальность» заполнялась по заявлению гражданина, выбравшего национальность одного из родителей. В 1936 г. в составе СССР было 11 союзных республик, восемь автономных областей и восемь национальных округов. Политическая карта отдельных государств накануне Второй мировой войны «перекраивалась». 3 СССР с 1939 по 1945 г. некоторые народы переселялись в Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь. Это коснулось немцев Поволжья, крымских татар, турок-месхетинцев, чеченцев. Национально-государственные образования этих народностей были ликвидированы.
14. ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Одна из основных аксиом власти состоит в признании факта принадлежности государственной власти определенному органу, наделенному правовыми полномочиями. Власть, не основанная на правовой санкции, юридически индифферентна, поскольку не имеет правового измерения. Правосознание основывается на восприятии власти как полномочия. Полномочие имеет силу или влияние в меру своей правоты, а право берет свои истоки в естественном праве.
Государственная власть обладает полномочиями осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, исключительным правом издания законов и других документов, обязательных для всего населения, правом взимать налоги и сборы. Государствен-
ная власть имеет систему органов и учреждений, осуществляющих функции управления обществом. Власть опирается на государственное право, закрепляющее систему правовых норм, обязательных для граждан. Юрисдикция данного государства распространяется на определенную государственную территорию. Самостоятельное воздействие государственной власти на экономику, политику, культуру очень значительно. Оно может способствовать развитию общественных отношений или тормозить его. Форма правления также различна.
r^i] Под формой правления понимают организацию вла-2 I|J сти, характеризующуюся ее формальным источником. При монархической форме правления у власти — монарх, при республиканской — народное большинство.
Государственная власть должна осуществляться людьми, удовлетворяющими политическому и этическому цензу. Власть должна быть авторитетной, и ее авторитет добровольно признается подчиненными. Многие мыслители говорили, что власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное
безвластие.
Очень важным моментом является политическая программа. Она должна включать меры, которые направлены на достижение общих интересов. Только служение общему интересу обеспечивает государственной власти действительный авторитет и делает ее центром политического единения.
Государственная власть должна осуществлять функцию справедливого распределения и имеет право отступать от этого принципа, когда это диктуется необходимостью.
15. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
В политической теории и практике принято называть реформой более или менее прогрессивное преобразование, изменение, переустройство общественной
жизни, ведущее к лучшему и не уничтожающее основ имеющейся социальной структуры.
В истории России известны монархи, прослывшие реформаторами. Петр I попытался приблизить государственное устройство России к европейским образцам. Он реформировал российскую государственность масштабно и в западной манере. Период правления Екатерины II называли «золотым веком Российской империи». Императрица -ринадлежала к правителям, которые, оставаясь в высказываниях приверженцами самых смелых начинаний, на деле придерживаются скорее консервативной политики. ■Ч-ександр II, размышляя о реформировании российской го-г.^арственности, пришел к выводу о необходимости отмены крепостного права, существовавшего в России до 1861 г.
Проблема особенностей российского реформирования ■игересна многим политологам. Спецификой российских „•еформ называют несоответствие теоретических планов и разработок их результатам. Российские реформы теоретически прогрессивны, являют собой образцы гуманизма и демократии для всего мира, однако их фактическое исполне-we искажает сущность проводимых мероприятий. Планы реформ, обсуждавшиеся й строившиеся в период правле-гая Александра II, не были осуществлены.
М.С. Горбачев — первый радикальный реформатор в советском государстве. Его идея «перестройки» социали-т-кческого общества, изменения внешней политики СССР считается мощным реформаторским движением, изменив-_>гм ход развития страны от развитого социализма к капи--глизму. Политику Горбачева называли важным шагом для ссзлания в нашей стране правового демократического го-с.^рства. Однако многие из его начинаний не получили ;еззития, другие были так изменены, что их осуществленное только мешало демократизации общества.
-=^~ Как свойственно любой реформаторской эпохе, по-2 __ следующие годы становятся временем отката, контр-реформ, а затем и застоя. Такое чередование перио-
дов политической и исторической активности нации заложено в самой природе ее развития.
16. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ XX в.
В 1917 г. большевики захватили власть в Петрограде. В ходе осуществления государственной деятельности была начата политика «военного коммунизма», характеризующаяся организацией тоталитарного режима. Начались гонения на другие партии, провозгласившие необходимость демократизации государственного устройства и свободу личности приоритетными достижениями революций. Были запрещены все партии, кроме партии большевиков, которая являлась правящей.
Уничтожена свобода печати под предлогом необходимости борьбы с классовыми врагами.
Развился новый тип отношений партии и государства. Был создан институт комиссаров, руководство органами власти осуществлялось через фракции РКП(б). Был организован «красный террор» против оппозиции, партийная гвардия стала основой новой армии и репрессивных органов.
Введено тотальное огосударствление экономики — продразверстка, национализация, централизация распределения на безденежной основе.
Эти нововведения соответствовали исходным представлениям марксизма о создании общества социализма, принимались в экстремальных условиях гражданской войны и экономической разрухи.
г^гт] С 1920 г. большевики были вынуждены ослабить 2 Ш контроль над экономикой (введение нэпа); ограничиваются масштабы террора.
Однако запрещается фракционная деятельность в партии, профсоюзы начинают определяться как «школа коммунизма».
К 1928 г. основные политические события состояли 3JJJ в уничтожении новой экономической политики
(нэп), в утвердившемся тоталитарном режиме чинов-жки и партийные функционеры имели больше власти и привилегий, чем те, кто находился на нижних этажах пира-щшща власти.
•=1 В период научно-технической революции (ЙТР) ос-4 _. новные политические события включали идеологизацию экономики. Централизация управления ею в гуках государства оказалась менее эффективной, чем рыночная экономика, основанная на многообразии форм соб-г-венности и регулируемая демократическим государством. Логика функционирования тоталитарной системы все, что не хэнтролировалось государством, называла потенциаль-вс враждебным.
-=^ Этапе!966по 1982г. («брежневская эпоха») харак-> „ теризовался возвратом тоталитарной системы к присущему ей статичному состоянию постепенного за-пввамия.
5 обществе начал создаваться новый слой интеллиген-а«4. способной воспринять идеи, альтернативные тотали-врным.
Несмотря на запреты власти, стало развиваться право-мг^ггное движение. Одновременно дальнейший рост кор-рьт^ии и бюрократизма сочетался с быстрым развитием те-
17. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Политология является одной из молодых гуманитарных дисциплин, самостоятельной отраслью научного знания она стала в конце 40-х гг. XX в. В XVI в. италь- |
нееси экономики.
янский мыслитель Н. Макиавелли предложил разделить философию, этику и политическую науку на самостоятельные направления гуманитарных наук. До второй половины XIX в. политология развивалась как учение о государстве и политико-философская теория. Некоторые ученые связывали появление правовой школы в Германии (в первой половине XIX в.) с началом оформления политологии в самостоятельную науку. Иногда ее возникновение связывают с именем Ф. Лейбера, читавшего в 1857 г. курс лекций по политической теории в Колумбийском университете.
В России значительный вклад в развитие политической науки внесли М.М. Ковалевский, Б.И. Чичерин, П.И. Новгородцев.
Как предмет изучения политология рассматривает: 0 государства, партии и политические институты; 0 управление на национальном и местном уровнях; публичное право и судебно-правовое поведение; политику и политическое поведение; международные отношения, публично-административную деятельность и организационное поведение.
Наиболее часто в политологии используются следующие методы:
0 социологический, который определяет специфику политической социологии;
0 культурологический, помогающий исследовать зависимость политических процессов от характера и уровня развития политической культуры; 0 нормативный, направленный на выяснение значения политических явлений для общества и личности, оценку этих явлений с позиции осуществления общего блага, справедливости, свободы и других ценностей; 0 функциональный, включающий изучение зависимости между политическими явлениями, теоретическое осмысление этических оценок политики и ориентацию на факты и логику; 3 системный, который рассматривает политику как целостный, сложно устроенный механизм, непрерывно взаимодействующий с окружающей средой; институциональный, направленный на изучение политических институтов и др.
4 . |
К основным понятиям и категориям политологии относятся:
0 политическая власть; политическая система; политический лидер; политические отношения и процессы и др.
18. ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
-=Г Политическая власть представляет собой вид соци-1 _ альных отношений, осуществляющихся наделением одного субъекта функциями принятия решений, обязательных для другого субъекта. Имеются разные трак-пъовки понимания власти.
рё" Биологический подход (М. Марсаль, М. Дюверже). При биологическом подходе власть рассматривается как явление, присущее человеку и животному. Природу власти биологический подход ищет в природе человека как части общей биологической структуры.
^'Антропологический подход (М. Вебер). Понятие власти распространяется на все социальные структуры. Власть определяется как все политические действия, обоснованные ее авторитетом. $S" Психологический подход рассматривает власть с позиции восприятия ее индивидом. Восприятие основывается на особых качествах лидера или на психологических особенностях человека
Социологический подход трактует власть как политическое воздействие одного субъекта на другой. Социологический подход выделяет такие определения власти:
— бихевиористское, рассматривающее власть как особый тип поведения, для которого характерно подчинение одних индивидов другим;
— структурно-функциональное, считающее властьнаиболее эффективной формой организации общества, опирающейся на разделение функций управления и исполнения;
— телеологическое, расценивающее власть как способдостижения цели и получения результатов;
— конфликтологическое, которое определяет властькак способ разрешения политических конфликтов. Философский подход определяет власть как «возможность и способность субъекта оказывать влияние на деятельность людей, опираясь на личный авторитет, насилие, и другие методы».Философский подход выявляет методы осуществления власти в виде организации, принуждения, контроля, убеждения, воспитания.
Структура политической власти состоит: 0 из субъекта, являющегося элементом власти и наделенного функцией принятия решений, оказывающего воздействие на объект власти; объекта, выполняющего функцию подчинения по отношению к субъекту; ресурсов, которые включают методы и средства политической власти (социальные, экономические, культурно-информационные, принудительные, как армия и милиция). Поскольку ресурсы общества распределяются неравномерно, это ведет к постоянному соперничеству объекта и субъекта власти. 2* 1) 2) 3) 4)
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
Легитимностью называют способность политиче- ской системы организовать себе поддержку народа. рЗ" Основными источниками легитимностимож-но назвать:
политический режим, изменение которого связано с рядом факторов:
в политический процесс включаются новые социальные группы;
создаются эффективные отношения между гражданской властью и военными структурами; национальный престиж политической системы возрастает или падает;
оформляется символика государственной власти и существующего режима: конституция, государственный флаг, гимн, герб и т.п.; создается почва для уверенности граждан в достижении достойной жизни;
идеологию, поскольку она является формой выражения потребностей человека и средством контроля его деятельности;
политическое лидерство— основывается на способностях и умении лидера создавать соответствующий образ (имидж).
Выделяют три основных вида легитимности: идеологическая, под которой понимают нравственные качества индивидов, их уверенность в необходимости и правомерности политического строя и обосновывающих его принципов; структурная —предполагает признание индивидами норм политического режима и его механизмов; персональная —является созданием уверенности индивидов в личностных качествах лидера, его способности управлять существующей системой.
Существуют основные признаки легитимности, к которым относят:
— результаты выборов;
— попытки свержения правительства;
— проведение митингов демонстраций, пикетов;
— уровень принуждения и др.Законодательные нормы обеспечивают лишь внешнюю
стабильность, зачастую их недостаточно для поддержания общественного порядка. Внутренняя устойчивость системы создается доверием общества к власти. Вырабатывается определённое политическое соглашение, если граждане поддерживают политическую систему и ее ценности. pS* Дпя поддержания легитимности системы используются:
— жесткий контроль выполнения законов;
— единое законодательство;
— борьба с коррупцией.
Делегитимация является процессом утраты политической властью общественной поддержки. Делегитимизация имеет свои причины: 0 противоречия между ценностями общества и интересами правящей элиты;
0 наличие коррупции в политических структурах; 0 излишняя бюрократизация общества.
20. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Термин «политическая жизнь» подразумевает наличие активной деятельности субъектов в области политики. Политическая жизнь включает совокупность фактов, компетенции, заинтересованности и ценностей. Политическая жизнь представляет собой постоянный творческий процесс индивидов (политика как особый вид ис-■усства). Это одна из областей реализации интересов, та-.тантов и амбиций личности.
Йохан Хейзинг, нидерландский культуролог, историк и r-клософ, называет политическую жизнь разновидностью иры.результат которой почти невозможно предсказать. Он -слностью зависит от активности политических деятелей и i-oc способностей.
Компоненты, составляющие политическую жизнь, 2 __ можно подразделить на две группы:
1) поведенческий компонент составляют методы и формы осуществления политической деятельности, способы воздействия на общественность и государственные органы власти, взаимоотношения субъектов политики;
2) институционный компонент составляют социально-политические институты, к которым относятся: государства, политические организации и учреждения, общественные объединения, средства массовой информации. Сюда же можно отнести субъект политики в качестве носителя политического действия; объект политики, под которым понимается то, на что направлено политическое действие. :.-._ -.ическим интересом называется взаимодействие : -т--:в, при котором для удовлетворения своих потреб-—t -'- : бъекты вынуждены обращаться к государствен-
". -.„ческие потребности представляют собой вое-"■■"-■= :- съектом политики условий своего существо-
3 - |
Сущность политической жизни отражается категориями политического пространства и политического времени. Под термином «политическое про-гтво» понимается вся совокупность частных и общих есов, а также область деятельности политических Пив,уровень их активности в политической жизни.
Категории политического пространства и времени включают компоненты организации политической жизни, ее характерные особенности, анализируя которые можно изучить своеобразие политической жизни любой страны. Анализ закономерностей политической жизни помогает прогнозировать последствия политических изменений в ближайшей перспективе.
21. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В современной науке политическая система характеризуется как многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции. Некоторые авторы определяют политическую систему как комплекс взаимодействий для осуществления властного распределения ресурсов. В любом случае политическая система направлена на создание единства политических действий, на интеграцию общественных отношений.
Политическая система состоит: 0 из политических структур, включающих государственное устройство, партийные организации, общественные объединения и др.;
0 правовых норм, законодательно регулирующих общественные отношения; 0 политической деятельности; 0 общественного сознания.
Политическая система включает функции организации ресурсов для достижения общественных целей, разработки целей и задач общества, распределения ценностей, регулирования конфликтов, объединения элементов общественной жизни в единый механизм.
Политическая система активно функционирует при наличии в обществе единства ценностей и интересов. В реальной жизни чаще встречается смешанный тип поведения
ьектов, когда часть принципов политической системы принимается субъектом, а другая часть отвергается как
—е-риемлемая.
-=г~ Существуют показатели эффективности поли-3 __ тической системы, уровня ее комфортности для
общества. К таким показателям относятся: 11 устойчивый экономический рост:
благосостояние общества и отдельных его граждан; 0 продолжительность жизни людей; 0 уровень социального неравенства в обществе.
[С=г Политические системы имеют основные формы, ко-- . торые подразделяются:
0 на тоталитарную — отличается тенденцией власти полностью подчинить себе общество и каждого гражданина; 2j авторитарную — сохраняет самостоятельность