Государственная научно-техническая и промышленная политика
Государственная научная политика
Наука определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, состояние обороны, защищенность личности от неблагоприятных факторов, уровень жизни, духовную культуру народа. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближайшее время и в перспективе, выявлять зарождающийся спрос на новые знания, убеждать практиков, что и как им надо делать. Опыт развитых стран свидетельствует, что только государство способно аккумулировать заказы на науку, регулировать технологическое развитие страны, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях.
За счет высокого уровня ведущих научных школ, поддержания престижности труда ученого, полноценного бюджетного финансирования отечественной науки СССР во многих областях знаний занимал передовые позиции в мире. Россия стала обладателем огромного количества внедренных, а также не востребованных пока научных разработок. Интеллектуальная собственность страны оценивается в 400 млрд долл.
На Россию все еще приходится 10% ученых всего мира, и научно-техническая сфера страны — одна из немногих, куда Запад охотно инвестирует средства (иностранные источники финансирования составляют в бюджете науки 10%). Эффективной формой организации научных исследований выступают наукограды. Они создают интеллектуальный продукт и доводят его до рыночных кондиций, используя относительно незначительные бюджетные средства.
Приняты документы и нормативные акты, направленные на активизацию научной деятельности: Доктрина развития науки, Закон «О науке и государственной и научно-технической политике», Концепция реформирования российской науки и др.
Законом установлен норматив выделения из федерального бюджета средств (4% его расходной части) на финансирование НИОКР гражданского назначения с ежегодным увеличением по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран. За счет этих средств должно обеспечиваться устойчивое финансирование Российской академии наук и ведущих отраслевых академий, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов, научных библиотек, информационных центров.
Образованы внебюджетные фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, производственных инноваций, фундаментальных исследований.
Однако решения о приоритетности развития науки нередко остаются лишь декларациями.
В научные учреждения долгое время не поступало оборудование, хотя бы в минимально необходимом количестве. Сократились объемы исследований, платежеспособный спрос промышленности на научный товар, утрачивается преимущество в численности занятых научными разработками. В результате Россия занимает в обороте мирового рынка наукоемкой продукции и высоких технологий лишь 0,3% (США - 32%, Япония - 23, Германия - 10%).
По мере увеличения доли внешних источников финансирования российская наука превращается в филиал западных компаний, которые определяют развитие фундаментальных и прикладных исследований, хотя до 80% полученных разработок могут иметь двойное назначение и оборонный потенциал подвергается угрозе.
Ученые и специалисты покидают Россию в поисках лучших условий работы. За последние годы только в США выехало 135 тыс. чел. Германия объявила о приглашении 30—35 тыс. чел., упростив для этого процедуру въезда. Среди отъезжающих физики, математики, программисты, биологи: в возрасте 30—45 лет — 75%, до 30 лет — 12,5. старше 45 лет — 12,5.
Для изменения сложившейся ситуации государственная политика в области науки концентрируется на реализации следующих основных направлений:
• стимулирование фундаментальных исследований, инновационной деятельности; создание условий для здоровой конкуренции в сфере науки и техники;
• защита прав интеллектуальной собственности;
• обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации;
• создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.
Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует федеральные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения. Гарантируются свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, повышение квалификации научных работников и специалистов. Исследования, которые обеспечивают основной вклад в научно-техническое развитие и достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей страны, поддерживаются в приоритетном порядке.
Правительственная комиссия по научно-технической политике утверждает перечень приоритетных направлений. В него вошли фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.
Каждое направление конкретизируется набором критических технологий. При отборе учитываются практическая значимость, влияние на развитие производства и качество жизни, конкурентоспособность и другие критерии. Использование критических технологий ведет к появлению принципиально новых машин, услуг, крупным сдвигам в производстве и социальном развитии. Отобраны 15 критических технологий федерального уровня и 7 стратегически важных технологий.
Федеральные целевые программы играют стержневую роль в механизме государственной научно-технической политики. Государственными заказчиками исследований по программам выступают федеральные органы исполнительной власти.
При определении целей и задач программы учитываются перспективные потребности промышленности и других отраслей в принципиально новых технических решениях для качественного изменения параметров производства и выпускаемой продукции.
Федеральное агентство по науке и инновациям проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, распределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контролирует их целевое и эффективное использование. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями научных работ, отбираемых на конкурсной основе. Контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения контракта, в том числе условия и права на использование полученных результатов, порядок приемки завершенных работ.
Инновации служат связующим звеном науки с производством. Основными объектами инновационной деятельности являются научное приборостроение, исследовательские и конструкторские разработки по новым материалам, биотехнология, химия, оказание высококвалифицированных услуг, продажа технологий. Ниша России прежде всего там, где китайская продукция не удовлетворяет по качеству, а европейская — по цене.Для того чтобы занять данную нишу, необходимы поддержка инновационно, защиты прав интеллектуальной собственности, развитие инновационно-технологических центров (технопарков), лоббирование на внешних рынках и др.
Государственную научно-техническую политику в отношении отраслей гражданского назначения осуществляют федеральные органы власти совместно с Российской академией наук.
Органы государственной власти утверждают уставы научных учреждений, контролируют использование предоставленного им в ведение имущества. Ученые советы разрабатывают планы научных работ исходя из государственных заданий, профиля научной организации, научных и экономических интересов. Правовой формой отношений между научной организацией и заказчиком исследований является договор на создание, передачу и использование научно-технической продукции. Правительство РФ и органы власти субъектов РФ, учредившие государственную научную организацию, вправе устанавливать ей обязательный государственный заказ на выполнение научных и экспериментальных работ.
В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, работающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции высокотехнологичных производств, снижение энергоемкости, повышение производительности труда. Текущими задачами промышленной политики являются повышение инвестиционной активности и загрузки оборудования, улучшение технологической структуры, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Используются следующие основные рычаги промышленной политики:
• поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффективных технологиях и наукоемких производствах;
• восстановление мощностей наукоемких и технологичных отраслей;
• развитие экспортных производств с высокой добавленной стоимостью, поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке;
• импортозамещение, протекционизм, развитие обрабатывающей промышленности, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;
• создание благоприятного климата для прямых инвестиций, трансформации сбережений населения в инвестиции, облегчение налогового бремени реального сектора.
Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы) имеют все возможности и необходимые условия для развития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой государственной поддержке. Наоборот, они могут поделиться с другими сферами своими доходами, в частности, через механизм замораживания цен и тарифов естественных монополий, повышение налоговой нагрузки.
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка, — это авиастроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, вооружение, коммуникации, биотехнология. Они представляют собой сектор потенциальных и реальных высоких технологий. При этом приоритет получают высокоэффективные проекты, в которых государство участвует на долевых началах с частными инвесторами и реализация которых быстро окупит затраты.
Отрасли с большим техническим отставанием — автомобильное, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность — не могут самостоятельно приспособиться к рынку без больших потерь. Поэтому именно машиностроение должно постоянно быть в центре внимания промышленной политики.
Машиностроение в целом определяет перспективы индустрии, составляет содержание научно-технического прогресса. Во всей промышленной продукции доля машиностроения составляет: в Японии — 50%, Германии - 48, США - 40, Франции - 38, Италии — 35%. В США примерно 1/3 прироста ВВП обеспечивают высокие технологии. В России от реформ больше других пострадало машиностроение, его доля в промышленной продукции сократилась до 16%.
Необходимо стимулирование инвестиций в капиталоемкие, с длинным сроком окупаемости и высокими финансовыми рисками производства. Важная роль принадлежит тарифно-таможенному регулированию. Импортные пошлины на комплектующие для сборочных производств должны быть значительно ниже пошлин на соответствующие готовые изделия; пошлины на сырье — меньше пошлин на полуфабрикаты, а на ввоз не производимого в стране оборудования — отсутствовать вовсе.
Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. Решения по выделению бюджетных средств, кредитов предприятиям, предоставлению льгот принимаются через посредничество Министерство финансов России и Министерство экономического развития России. Отраслевые ведомства проводят государственную промышленную политику в подведомственных отраслях, реализуют целевые программы, размешают заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд, управляют унитарными предприятиями.
Однако отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму. Они не смогут решить стоящие перед промышленностью задачи, тем более что их деятельность связана преимущественно с институциональными преобразованиями, не затрагивающими непосредственно материальные основы производства. Поэтому между Центром и предприятиями формируется среднее звено управления, которое выполняет часть функций прежних отраслевых министерств, но находится ближе к производству и лучше приспособлено к рыночным условиям. Характерными чертами таких управленческих структур являются соединение промышленного и финансового капитала, наличие в едином комплексе крупных и малых предприятий разных форм собственности, страховых компаний и банков (финансово-промышленные группы, концерны, холдинги и др.).
В мировой экономике климат определяют крупные корпоративные структуры. В России корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе, которые включаются в основные мировые рейтинги и (или) ценные бумаги продаваемые на ведущих фондовых площадках, немного. Для большинства характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, малоэффективные структура собственности, слабая организация финансов, наличие конфликтов между компанией и государством, менеджерами и акционерами и т.д.
Предприятия объединяются в холдинг для повышения конкурентоспособности производства, технологических прорывов. Холдингу легче привлечь внутренние и внешние частные инвестиции, так как в данном случае риск меньше, чем вложения в отдельно взятое предприятие. В функции холдинга входят также страхование предприятий, лизинг, недопущение неплатежей.
Координирует проведение промышленной политики Совет по промышленной политике при Правительстве РФ. Это экспертно-консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие руководителей предприятий, банков, научных организаций с федеральными органами управления и консолидацию их усилий для реализации промышленной политики. К работе в Совете привлекаются специалисты органов государственного управления, ведущие ученые, предприниматели России и других стран. Рекомендации Совета при необходимости реализуются решениями Правительства РФ.