Государственная научно-техническая и промышленная политика

Государственная научная политика

Наука определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, со­стояние обороны, защищенность личности от неблагоприятных фак­торов, уровень жизни, духовную культуру народа. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближай­шее время и в перспективе, выявлять зарождающийся спрос на новые знания, убеждать практиков, что и как им надо делать. Опыт развитых стран свидетельствует, что только государство способно аккумулировать заказы на науку, регулировать технологическое развитие страны, обес­печивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях.

За счет высокого уровня ведущих научных школ, поддержания пре­стижности труда ученого, полноценного бюджетного финансирования отечественной науки СССР во многих областях знаний занимал передо­вые позиции в мире. Россия стала обладателем огромного количества внедренных, а также не востребованных пока научных разработок. Ин­теллектуальная собственность страны оценивается в 400 млрд долл.

На Россию все еще приходится 10% ученых всего мира, и научно-техническая сфера страны — одна из немногих, куда Запад охотно инве­стирует средства (иностранные источники финансирования составляют в бюджете науки 10%). Эффективной формой организации научных исследований выступают наукограды. Они создают интеллектуаль­ный продукт и доводят его до рыночных кондиций, используя отно­сительно незначительные бюджетные средства.

Приняты документы и нормативные акты, направленные на активи­зацию научной деятельности: Доктрина развития науки, Закон «О науке и государственной и научно-технической политике», Концепция ре­формирования российской науки и др.

Законом установлен норматив выделения из федерального бюд­жета средств (4% его расходной части) на финансирование НИОКР гражданского назначения с ежегодным увеличением по мере стаби­лизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран. За счет этих средств должно обеспечиваться устойчивое фи­нансирование Российской академии наук и ведущих отраслевых академий, государственных научных центров и организаций, рабо­тающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов, научных библиотек, информационных центров.

Образованы внебюджетные фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, производственных иннова­ций, фундаментальных исследований.

Однако решения о приоритетности развития науки нередко остаются лишь декларациями.

В научные учреждения долгое время не поступало оборудование, хотя бы в минимально необходимом количестве. Сократились объемы исследований, платежеспособный спрос промышленности на науч­ный товар, утрачивается преимущество в численности занятых научными разработками. В результате Россия занимает в обороте мирового рынка наукоемкой продукции и высоких технологий лишь 0,3% (США - 32%, Япония - 23, Германия - 10%).

По мере увеличения доли внешних источников финансирования российская наука превращается в филиал западных компаний, кото­рые определяют развитие фундаментальных и прикладных исследо­ваний, хотя до 80% полученных разработок могут иметь двойное назначение и оборонный потенциал подвергается угрозе.

Ученые и специалисты покидают Россию в поисках лучших усло­вий работы. За последние годы только в США выехало 135 тыс. чел. Германия объявила о приглашении 30—35 тыс. чел., упростив для этого процедуру въезда. Среди отъезжающих физики, математики, программисты, биологи: в возрасте 30—45 лет — 75%, до 30 лет — 12,5. старше 45 лет — 12,5.

Для изменения сложившейся ситуации государственная полити­ка в области науки концентрируется на реализации следующих ос­новных направлений:

• стимулирование фундаментальных исследований, инновацион­ной деятельности; создание условий для здоровой конкуренции в сфе­ре науки и техники;

• защита прав интеллектуальной собственности;

• обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации;

• создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.

Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует федеральные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения. Гаранти­руются свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, повышение квалификации научных работников и специалистов. Исследования, которые обеспечивают основной вклад в научно-техническое развитие и достижение текущих и долгосрочных социаль­но-экономических целей страны, поддерживаются в приоритетном по­рядке.

Правительственная комиссия по научно-технической политике утверждает перечень приоритетных направлений. В него вошли фун­даментальные исследования, информационные технологии и элек­троника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

Каждое направление конкретизируется набором критических тех­нологий. При отборе учитываются практическая значимость, влияние на развитие производства и качество жизни, конкурентоспособность и другие критерии. Использование критических технологий ведет к появлению принципиально новых машин, услуг, крупным сдвигам в производстве и социальном развитии. Отобраны 15 критических техно­логий федерального уровня и 7 стратегически важных технологий.

Федеральные целевые программы играют стержневую роль в меха­низме государственной научно-технической политики. Государст­венными заказчиками исследований по программам выступают фе­деральные органы исполнительной власти.

При определении целей и задач программы учитываются перспективные потребности промышленности и других отраслей в принципиально новых технических решениях для качественного из­менения параметров производства и выпускаемой продукции.

Федеральное агентство по науке и инновациям проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, рас­пределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контро­лирует их целевое и эффективное использование. Реализация про­граммы осуществляется на основе государственных контрактов (дого­воров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями научных работ, отбираемых на конкурсной основе. Кон­тракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения кон­тракта, в том числе условия и права на использование полученных ре­зультатов, порядок приемки завершенных работ.

Инновации служат связующим звеном науки с производством. Основными объектами инновационной деятельности являются науч­ное приборостроение, исследовательские и конструкторские разработ­ки по новым материалам, биотехнология, химия, оказание высококвалифицированных услуг, продажа технологий. Ниша России прежде всего там, где китайская продукция не удовлетворяет по качеству, а европейская — по цене.Для того чтобы занять данную нишу, необхо­димы поддержка инновационно, защиты прав интеллектуальной собственности, развитие инновационно-технологических центров (технопарков), лоббирование на внешних рынках и др.

Государственную научно-техническую политику в отношении отраслей гражданского назначения осуществляют федеральные органы власти совместно с Российской академией наук.

Органы государственной власти утверждают уставы научных уч­реждений, контролируют использование предоставленного им в ведение имущества. Ученые советы разрабатывают планы научных ра­бот исходя из государственных заданий, профиля научной организа­ции, научных и экономических интересов. Правовой формой отно­шений между научной организацией и заказчиком исследований яв­ляется договор на создание, передачу и использование научно-технической продукции. Правительство РФ и органы власти субъек­тов РФ, учредившие государственную научную организацию, вправе устанавливать ей обязательный государственный заказ на выполне­ние научных и экспериментальных работ.

В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, рабо­тающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции вы­сокотехнологичных производств, снижение энергоемкости, повышение производительности труда. Текущими задачами промышленной политики являются повышение инвестиционной активности и загрузки обору­дования, улучшение технологической структуры, повышение конкурен­тоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Исполь­зуются следующие основные рычаги промышленной политики:

• поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффек­тивных технологиях и наукоемких производствах;

• восстановление мощностей наукоемких и технологичных от­раслей;

• развитие экспортных производств с высокой добавленной стои­мостью, поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке;

• импортозамещение, протекционизм, развитие обрабатывающей промышленности, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;

• создание благоприятного климата для прямых инвестиций, транс­формации сбережений населения в инвестиции, облегчение налого­вого бремени реального сектора.

Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы) имеют все возможности и необходимые условия для раз­вития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой го­сударственной поддержке. Наоборот, они могут поделиться с другими сферами своими доходами, в частности, через механизм заморажива­ния цен и тарифов естественных монополий, повышение налоговой нагрузки.

Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциа­лом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные из­делия для мирового и внутреннего рынка, — это авиастроение, ра­кетно-космическое производство, атомная промышленность, воору­жение, коммуникации, биотехнология. Они представляют собой сек­тор потенциальных и реальных высоких технологий. При этом при­оритет получают высокоэффективные проекты, в которых государст­во участвует на долевых началах с частными инвесторами и реали­зация которых быстро окупит затраты.

Отрасли с большим техническим отставанием — автомобильное, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность — не могут самостоятельно при­способиться к рынку без больших потерь. Поэтому именно машино­строение должно постоянно быть в центре внимания промышленной политики.

Машиностроение в целом определяет перспективы индустрии, составляет содержание научно-технического прогресса. Во всей про­мышленной продукции доля машиностроения составляет: в Японии — 50%, Германии - 48, США - 40, Франции - 38, Италии — 35%. В США примерно 1/3 прироста ВВП обеспечивают высокие технологии. В России от реформ больше других пострадало машиностроение, его доля в промышленной продукции сократилась до 16%.

Необходимо стимулирование инвестиций в капиталоемкие, с длинным сроком окупаемости и высокими финансовыми рисками производства. Важная роль принадлежит тарифно-таможенному регулированию. Импортные пошлины на ком­плектующие для сборочных производств должны быть значительно ниже пошлин на соответствующие готовые изделия; пошлины на сы­рье — меньше пошлин на полуфабрикаты, а на ввоз не производимого в стране оборудования — отсутствовать вовсе.

Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. Решения по выделению бюджетных средств, кредитов предприятиям, предоставлению льгот принимаются через посредничество Министерство финансов России и Министерство экономического развития России. Отраслевые ведомства проводят государ­ственную промышленную политику в подведомственных отраслях, реали­зуют целевые программы, размешают заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд, управляют унитарными пред­приятиями.

Однако отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму. Они не смогут решить стоящие перед промышленностью задачи, тем более что их деятельность связана преимущественно с ин­ституциональными преобразованиями, не затрагивающими непосред­ственно материальные основы производства. Поэтому между Центром и предприятиями формируется среднее звено управления, которое выполняет часть функций прежних отраслевых министерств, но нахо­дится ближе к производству и лучше приспособлено к рыночным ус­ловиям. Характерными чертами таких управленческих структур явля­ются соединение промышленного и финансового капитала, наличие в едином комплексе крупных и малых предприятий разных форм соб­ственности, страховых компаний и банков (финансово-промышленные группы, концерны, холдинги и др.).

В мировой экономике климат определяют крупные корпоративные структуры. В России корпораций мирового класса, способных к конкурен­ции в глобальном масштабе, которые включаются в основные миро­вые рейтинги и (или) ценные бумаги продаваемые на ведущих фондовых площадках, немного. Для большинства характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, малоэффективные структура собственности, слабая организация финансов, наличие конфлик­тов между компанией и государством, менеджерами и акционерами и т.д.

Предприятия объединяются в холдинг для повышения конкурен­тоспособности производства, технологических прорывов. Холдингу легче привлечь внутренние и внешние частные инвестиции, так как в дан­ном случае риск меньше, чем вложения в отдельно взятое предприятие. В функции холдинга входят также страхование предприятий, лизинг, недопущение неплатежей.

Координирует проведение промышленной политики Совет по промышленной политике при Правительстве РФ. Это экспертно-консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие руководите­лей предприятий, банков, научных организаций с федеральными ор­ганами управления и консолидацию их усилий для реализации про­мышленной политики. К работе в Совете привлекаются специалисты органов государственного управления, ведущие ученые, предпринима­тели России и других стран. Рекомендации Совета при необходимости реализуются решениями Правительства РФ.

Наши рекомендации