ИЗ ЛЕКЦИИ: Критический анализ современной Российской модели гос управления.

Системный критический анализ сложившейся модели Российской государственности и практики деятельности государственных органов власти в стране, даёт основание видеть проблемы и «болевые точки», требующие теоретического изучения и выработки направлений совершенствования государственного управления.

Следует отметить, что система государственного управления в России переживает период радикальной трансформации, обусловленный поиском оптимальной модели администрирования, способной быть эффективной с точки зрения достижения общезначимых целей, компактной по своей структуре, лишённой чиновничьего произвола и работающей не на себя, а на общество.

В государственном управлении РФ сложилась устойчивая тенденция, при которой неэффективность публичного сектора выражается:

- в высоком уровне коррупции среди чиновников;

- неспособности государственной системы управления оперативно реагировать на ожидания и нужды широких слоёв общества;

- в низком уровне жизни большинства населения и интеллектуальной деградации.

Системные проблемы в организации и функционировании аппарата государственного управления обусловлены и конституционными изъянами. По форме правления Российское государство не может быть однозначно отнесено к президентской республике, как, впрочем, не может считаться смешанной (президентско – парламентской) республикой.

Российское государство не является президентской республикой в силу наличия у Президента РФ права роспуска парламента и существования поста премьер–министра, что не допускает президентская республика, основанная на жёстком разделении властей и совмещении в лице президента главы государства и главы правительства.

К президентско–парламентской республике Россию не позволяет отнести отсутствие у парламента возможности участия в формировании правительства, которое в смешанной республике должно получить доверие со стороны парламента перед своим утверждением.

Модель власти, закреплённая в Конституции РФ 1993 года, имеет ряд существенных недостатков:

- чрезмерная концепция власти в руках главы государства;

- технократический характер правительства; зависимость его от субъективного мнения Президента;

- отсутствие целостной системы контроля за деятельностью правительства, которая обычно лежит на судебной и партийной системах. Вероятно, необходимо внесение изменений в Конституцию РФ, которая позволила бы найти баланс законодательной и исполнительной власти при наличии независимой судебной системы.

Требует определенного совершенствования сложившаяся судебная система РФ. Остается нерешенной до конца проблема независимости судов. Не расширена компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действие государственных органов, должностных лиц, а также с возмещением вреда, причиненного их незаконными действиями. Актуальными являются вопросы:

- реформирования деятельности судов общей юрисдикции и передачи на федеральный уровень вопроса деятельности мировых судей;

- сокращение сроков рассмотрения гражданских дел и введения дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства;

- требуется установление механизма возмещения ущерба, причинённого гражданам при нарушении их права на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений;

В ряде посланий Президента РФ к Федеральному Собранию обозначены вопросы повышения народовластия в государственном управлении и изложены меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти. К мерам, способным обеспечить большую включённость граждан в политическую жизнь, в государственное управление следует отнести:

- отмена использования денежного залога на выборах всех уровней; участвовать в выборах или нет – должны решать не деньги, а мнение людей, репутация партии и доверии избирателей к её программе;

- прямые выборы глав регионов;

- Совет Федерации в н.в. формируется только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации;

- главы регионов ежегодно отчитываются о своей работе на сессиях органов законодательной власти субъектов, а главы МО на сессиях представительных органов.

- представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности, руководителей муниципалитетов;

Наши рекомендации