Белковец история государства и права россии
Упразднение монархии.
Новая государственная система между февралем и октябрем 1917 г.
Первая мировая война, в которую Россия вступила 1 августа 1914 г., имела для нее трагические последствия. За два с половиной военных года резко ухудшилось экономическое состояние страны, стала сказываться утомленность населения лишениями и страданиями, которые принесла война, усилился товарный голод и стали проявляться признаки продовольственного кризиса (к 1917 г. на войну ушли около 15 миллионов крестьян). В ноябре 1916 г. правительство было вынуждено ввести продовольственную разверстку.
В годы войны произошло ослабление императорской власти, выразившееся в частых сменах правительственных чиновников, в распутинщине. в подрыве доверия к властям (особенно при непопулярном правительстве Б. В. Штюрмера). В противовес рос политический авторитет оппозиционных думцев (IV Дума была созвана в июле 1915 г.), создавших и пей из видных политических деятелей «Прогрессивный блок» и открыто готовивших государственный переворот.
В результате революционных событий в Петрограде, начавшихся 23 февраля 1917 г. (волнения солдат, рабочие забастовки, погромы учреждений, магазинов, полиции) 2 марта Николай 11 по предложению депутации думцев (Гучкова и Шульгина), прибывших к нему в Псков, отрекся от престола. Российская монархия, отпраздновавшая в 1913 г. трехсотлетие дома Романовых, рухнула. Брат Николая 11 Михаил, которому был передан престол, отказался от него и Манифестом от 3 марта передал решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Последствия отречения оказались самыми непредсказуемыми и роковыми. Они резко осложнили ситуацию как внутри страны, гак и на фронте, вызвали недоумение и растерянность в стане союзников России. Отречение подтолкнуло страну в жестокие объятия революции, хотя по замыслу царя должно было предотвратить ее.
Организация новой власти. В ходе революционных событий, в отсутствие в столице императора, депутаты Думы создали Временный комитет «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». 8 марта он был переименован во Временное правительство в составе 12 человек, 9 из которых были депутатами Думы. Временное правительство состояло из представителей буржуазных партий (за исключением единственного социалиста А. Ф. Керенского, ставшего министром юстиции). Его возглавил Председатель Всероссийского земскою союза, сформированного ещё в начале войны, Г.Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П.Н. Милюков. Будучи по форме чисто исполнительным органом, Временное правительство обладало законодательной властью.
27 февраля в Петрограде возникла и другая ветвь власти. Её организовали представители социалистических партий. Это был Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе, который может рассматриваться как представительный орган. Он и советы на местах издавали постановления и распоряжения, правда, чаще всего в собственных интересах.
Так возникло двоевластие: Временное правительство и Совет, который не имел четко определенных функций, но пользовался поддержкой рабочих и солдат. Временное правительство готовило выборы Учредительного собрания, назначенные на сентябрь, реформу местного самоуправления и земельную реформу. Оно рассматривало себя в качестве временной власти и поэтому не считало возможным начинать коренные преобразования.
Совет провел в июне 1917 г. Первый Всероссийский съезд Советов, на который прислали своих делегатов создаваемые в стране советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и избрал на нем Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), ведущую роль в котором играли эсеры и меньшевики.
В течение 1917 года, от весны к осени, наметились такие тенденции в развитии двоевластия. Временное правительство постепенно левело. После каждого очередного кризиса представительство левых партий в нём увеличивалось. Так, после апрельского кризиса в нем стало 6 социалистов при 9 представителях буржуазных партий, в конце сентября в Третьем коалиционном правительстве, которое возглавил Керенский, стало 10 социалистов на 6 буржуа.
Весьма серьезные и имевшие далеко идущие последствия изменения происходили и в Петроградском Совете. Совет постепенно прибирали к своим рукам большевики. Их партия набирала вес и влияние, малочисленная в начале революционных событий, она насчитывала к октябрю 1917 г. в своих рядах около 350 тысяч членов.
Изменения в госаппарате. Главные преобразования в области государственного устройства после февраля 1917 г. были связаны с ликвидацией монархии, института императорской власти. Упразднение монархии потребовало отстранения от должностей всех представителей высшей администрации, назначенных царем и ответственных перед ним: министров, генерал-губернаторов и других чинов губернаторского корпуса, градоначальников, чинов полиции и др. Но сами министерства сохранились, ибо ничего, более отвечающего государственным потребностям, чем отраслевой принцип управления, придумать было нельзя.
Более того, по ходу развития событий от февраля к октябрю, были созданы 4 новых министерства, которые заменяли утратившие значение прежние органы управления. Так, Министерство государственного призрения приняло на себя функции благотворительных органов, в том числе многочисленных фондов членов императорской семьи. Министерство продовольствия и Министерство труди имели целью примирение груда и капитала и брали на себя функции обеспечения населения продовольствием и социальными благами. Министерство по делам вероисповеданий пришло на смену упраздненному в августе Синоду и было призвано претворить в жизнь объявленные свободу совести и равенство всех конфессий.
Поначалу сохранили свое значение и продолжали функционировать Государственная дума, Государственный совет, органы, созданные в годы войны для осуществления государственного регулирования экономикой: Особое совещание, Военно-промышленные комитеты, Союз земств и городов (Земгор). Но уже в мае оказалась распущенной назначаемая часть членов Госсовета, а в октябре была упразднена и выборная часть. С роспуском в октябре Госдумы остатки высших органов старой власти окончательно ушли в прошлое.
Поскольку с увольнением губернаторов институт губернаторства оказался упраздненным, вместо них на местах стали действовать правительственные комиссары или уполномоченные Временного правительства, наделенные особой властью для реализации его указаний и проведения на местах новой политики. Как правило, их брали на местах, из председателей земских управ и других, не игравших ранее заметной роли администраторов. Население, привыкшее уже к определенному порядку вещей, относилось к ним с недоверием. Вряд ли можно оценить положительно это одно из коренных нововведений Временного правительства. Жизненность института губернаторов – его возрождение в настоящее время.
В противовес государственной администрации Временное правительство было намерено поднять роль органов местного самоуправления. Поэтому старые органы, земские управы и городские думы, были не только сохранены, но получили более широкую компетенцию. Земствам, к примеру, была поручена борьба с безработицей, дороговизной. Они стали заниматься охраной труда, созданием бирж труда, общественных мастерских, оказывать населению юридическую помощь, бороться с незаконной торговлей спиртом и пр. Однако все их действия контролировал губернский комиссар Временного правительства.
Особую активность развернули в это время Всероссийский земский союз, возглавлявший земские учреждения, и Совет дум, руководивший деятельностью городских дум и управ. Они создавали новые предприятия (фабрично-заводские, торговые, кредитные) и рабочие места, используя средства земских собраний, частные пожертвования, собственные доходы.
В мае 1917 г. было создано волостное земство, которое взяло на себя обязанности, лежавшие ранее на волостных правлениях и старшинах. Гласные волостных земств были избраны на 3 года и работали безвозмездно. Занимаясь повинностями, займами, разного рода сборами, осуществляя пожарные, коммунальные, санитарные мероприятия, волостные земства быстро превратились в едва ли не самую главную ячейку земского самоуправления.
Старая судебная система в основном удовлетворяла новое буржуазное правительство и почти не была подвергнута реорганизации. Все судебные органы, введенные реформой 1864г., были сохранены. Мировые суды даже несколько расширили свою компетенцию. Но были упразднены особые суды: Особое присутствие Сената (дела по политическим преступлениям), институт сословных представителей в судебной палате (в связи с необходимостью окончательного упразднения сословных перегородок), Верхов-
ный уголовный суд как высшая судебная инстанция по государственным преступлениям.
Суды военные сохранились, но в их заседаниях стали участвовать представители солдат и офицеров. С марта на местах стали действовать временные суды в составе мирового и двух заседателей из рабочих и крестьян. В этом и заключались главные нововведения в судебной системе, значение которых исследователям ещё предстоит оценить.
Необходимо подчеркнуть также, что в результате проведенных преобразований государственной системы, всех перечисленных упразднений, увольнений, реорганизаций, было сохранено все прежнее среднее звено аппаратов государственного управления. Именно благодаря этому обстоятельству государство не развалилось окончательно, а продолжало функционировать. Хотя новая власть, занятая политикой, обращала мало внимания на его нужды.
Итак, посмотрим, как складывалась политико-правовая ситуация в России после проведенных в результате февральской революции преобразований, завершившаяся событиями октября 1917 г.
1. Новая власть провозгласила демократию, все политические и гражданские свободы: слова, митингов, собраний, демонстраций, шествий.
2. Объявлялась свобода политических партий, общественных, политических, профсоюзных и других организаций.
3. Провозглашалось равенство всех граждан, независимо от национальности и вероисповедания.
4. 3 марта была объявлена политическая амнистия для заключенных, в результате чего из ссылки были возвращены большевики, эсеры-террористы, участники аграрных беспорядков и пр. За ней последовала общеуголовная амнистия (17 марта) и на свободу были выпущены из тюрем уголовные элементы.
Эти меры носили в значительной степени декларативный популистский характер. Провозглашённые свобода и равенство обернулись митинговой стихией, уличными беспорядками, волной национал-сепаратизма, анархией. Дисциплина труда на заводах и фабриках упала, резко снизилась производительность труда. Любые попытки руководства поддержать дисциплину, уволить лодырей или прогульщиков рассматривались как контрреволюция. В деревне, где левые партии прямо призывали крестьян «брать землю», начались самозахваты земель и новые погромы усадеб.
Вряд ли выиграла Россия от замены полиции милицией, которая произошла в апреле 1917 г. Новый орган получил функцию охраны общественного порядка и гражданских свобод, обязан был содействовать органам власти, в том числе судебным и военным, и подчинялся уездным земским и городским управам.
Новая «демократическая» милиция отличалась от полиции некомпетентностью, незнанием законов и низким профессионализмом. Следствием преобразования стал рост преступности. Немаловажную роль в этом сыграло также увольнение высших чинов тюремного ведомства и общеуголовная амнистия. После нее в тюрьмах осталась 1/3 из 155 тыс. заключенных. Вышедшие из тюрем уголовники стали формирован, бандитские группировки, наводя страх и ужас на население. К осени большую часть амнистированных пришлось вернуть в тюрьмы.
Объявленная бездумно демократия (власть народа) привела к установлению в тюрьмах для оставшейся в них части заключенных «демократических» порядков: з/к выбирали старост, устраивали собрания, двери камер не закрывались, вводились отпуска и пр. Идя навстречу пожеланиям масс. Временное правительство отменило в мае розги в карцере, разрешило снять кандалы с особо опасных преступников, смирительные рубашки для буйных, отменило ссылку на поселение.
12 марта состоялась торжественная отмена смертной казни, которую заменила срочная и бессрочная каторга. Но отмена смертной казни, носившая сугубо популистский характер, продержалась недолго. Уже в июле, после первой попытки большевиков захватить вооруженным путем власть, ее вновь ввели на фронте, оказавшемся совершенно деморализованным.
Столь же нереальным явилось введение в России в марте 1917 г., в разгар войны, 8-часового рабочего дня, сначала на военных заводах (!), а затем, в апреле, на всех остальных. Как проявление некомпетентности, если не как своеобразную провокацию, можно расценивать введение 4 июня на всей территории России сухого закона. Запрещенная повсеместно продажа спиртных напитков каралась крупными штрафами и лишением свободы (в том числе появление в нетрезвом виде в общественном месте). Это не могло не озлобить люмпенизированный слой населения.
Но самые тяжкие последствия для судеб России имела политика новой власти в армии. 1 марта Петросовет издал приказ № 1, упразднивший дисциплинарную власть офицеров в воинских частях. Эта власть была передана выборным комитетам из нижних чинов. Приказ отменил титулование офицеров, ввел равные права офицеров и солдат вне строя и наложил запрет на грубое обращение с солдатами. Выборные комитеты заменили командный состав. Солдаты поняли это как освобождение от дисциплины, как свободу анархии, как возможность устраивать самосуды, широкие масштабы приобрело дезертирство. В результате русская армия не выиграла ни одного сражения в 1917 г. Приказ № 1 по сути дела развалил и уничтожил армию.
Все эти действия усиливали популярность левых партий, в первую очередь, большевиков. В.И. Ленин предложил народу понятные и простые демократические лозунги: конец войне, немедленная передача земли крестьянам, национальное равенство и образование самостоятельных государств, решение продовольственного вопроса, введение рабочего контроля и пр. Большевики обещали организовать оборону столицы, которую Временное правительство хотело сдать врагу, о чём усиленно распускали слухи. Тот факт, что это, были в значительной степени декларации с целью захвата власти, тогда ещё никому не был ясен.