Региональный совет по качеству

Региональный совет по качеству

РУКОВОДСТВО

Для участников конкурса

На соискание премии

Администрации Липецкой области

По качеству

Липецк-2007


  Региональный совет по качеству - student2.ru
  ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ  
_____________14. 08. 2007________     г. Липецк №__112_______  
         

«О проведении областного конкурса

на премию администрации

области по качеству»

В соответствии с «Программой развития промышленности Липецкой области на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 20.10.2005г. №985-пс и в целях повышения качества выпускаемой продукции и услуг, внедрением эффективных методов управления деятельностью организаций администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить положение о проведении областного конкурса на премию администрации области по качеству (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Коробейникова А.С.

Глава администрации области О.П. Королев

Приложение

к постановлению администрации области

«14 » августа 2007г. № 112

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении областного конкурса на

Премии администрации Липецкой области по качеству

Общие положения

1.1. Ежегодный конкурс на премию администрации области по качеству, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью премии Правительства Российской Федерации в области качества, предоставляет организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения их конкурентоспособности.

1.2. Премии администрации области по качеству присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством деятельности.

1.3. Целью конкурса является содействие повышению конкурентоспособности и авторитета предприятий и организаций Липецкой области на внутреннем и внешнем рынке.

1.4. Задачами конкурса являются:

– внедрение эффективных методов управления деятельностью организаций;

– выявление, пропаганда и использование достижений и опыта лучших организаций Липецкой области.

1.5. Оценка деятельности организаций, представивших на конкурс материалы, проводится экспертным методом.

1.6. Организатором проведения конкурса является управление промышленности Липецкой области.

1.7. Подведение итогов конкурса осуществляет региональный Совет по качеству, состав которого утверждается распоряжением администрации области.

1.8. Извещение о проведении конкурса на премию администрации области по качеству публикуется в средствах массовой информации.

Порядок проведения экспертизы материалов конкурсантов и обследования организаций на местах

4.1. Региональный Совет по качеству организовывает проведение экспертизы материалов, представленных участниками конкурса, привлекая к работе независимых экспертов и экспертные организации из специалистов в области менеджмента качества (далее группы экспертов).

4.2. Конкурс проводится в два тура.

4.3. В первом туре группы экспертов проводят заочную оценку предоставленных на конкурс материалов.

4.4. Во втором туре в организациях-финалистах группы экспертов проводят «обследование на месте».

4.5. По результатам «обследований на местах» экспертные группы предоставляют в региональный Совет по качеству оценочные листы с указанием окончательной оценки конкурсантов.

4.6. Эксперты готовят для всех участников конкурса экспертные заключения с указанием положительных сторон в деятельности организации и областей, где можно провести улучшение.

4.7. Региональный Совет по качеству направляет экспертные заключения, оценочные листы и 2 экземпляра отчетов участникам конкурса, проводит необходимые консультации, заносит копии заключений в базу данных.

Заявитель

Официальное наименование­­_______________________________________________

Юридический адрес ______________________________________________________

______________________________________________________

Высшее должностное лицо

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________

Должность _________________________________________________

Служебный телефон: код_____ номер ________Факс: код ____номер_____________

E-mail: _________________________________________________________________

3. Численность работающих (на момент подачи заявки):_______________________

4. Участвовал ли заявитель в предыдущих конкурсах, в каком году __________

_______________________________________________________________________

Контактное лицо

1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________________

Должность _________________________________________________

Служебный телефон: код_____ номер __________Факс: код ____номер___________

E-mail: _______________________________________________________________________

Декларация

От имени организации заявляю, что мы согласны выполнять правила, установленные для участников конкурса и будем воспринимать решение Регионального совета по качеству как окончательное.

Если наша организация будет выбрана для обследования на месте, мы согласны организовать обследование и содействовать его открытому и непредвзятому проведению. Мы понимаем, что организация должна нести расходы, связанные с таким обследованием

7. Подпись высшего должностного лица ____________________

(И.О. Ф.)

Дата: «____» ___________ 20___года М.П.

Липецкая торгово-промышленная палата

398600 г. Липецк

ул. Первомайская, 78; Телефон: (0742) 22 60 69 (23 06 23); Факс: (0742) 22 29 57; E-mail: [email protected]

http://www.lcci.lipetsk.ru

Модель премии администрации Липецкой области по качеству

(гармонизировано с моделью премии Правительства Российской Федерации

в области качества)

Региональный совет по качеству - student2.ru Региональный совет по качеству - student2.ru (указано максимальное количество баллов, которое может быть получено организацией по каждому критерию и какой процент это составляет от общей суммы баллов)

Организации-участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев:

Первая группа критериев 1, 2, 3, 4, 5 характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).

Первая группа включает в себя критерии:

• лидирующая роль руководства (критерий 1);

• политика и стратегия организации в области каче­ства (критерий 2);

• персонал (критерий 3);

• партнерство и ресурсы (критерий 4);

• процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).

Вторая группа критериев 6, 7, 8, 9 характеризует, что достигнуто («результаты»)

Вторая группа включает в себя критерии:

• удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг (критерий 6);

• удовлетворенность персонала (критерий 7);

• влияние организации на общество (критерий 8);

• результаты работы организации (критерий 9).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ-КОНКУРСАНТА

1.Отчет печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman (размер 14) или шрифтом Arial (размер 12). Межстрочный интервал – одинарный.

2. Страницы отчета должны быть пронумерованы (нумерация - сквозная).

3. Номера и названия критериев и их составляющих должны соответствовать номерам и названиям, приведенным в приложении «СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ».

4. Расшифровка специальных сокращений, терминов и символов, а также аббревиатур подразделений организации, используемых в тексте отчета, представляются в приложении.

5. В правом верхнем углу титульного листа или обложки отчета указывается регистрацион­ный номер заявки (номер после регистрации «Декларации-заявки» сообщает секретарь Регионального совета по качеству).

6. На титульных листах всех трех экземпляров представляемого отчета проставляются их номера (экз. № 1, 2 ,3.).

7.Все экземпляры отчета должны быть утвержденывысшим должностным лицом орга­низации.

8.Применение объемных тяжелых переплетов, а также помещение каждого листа в по­лиэтиленовое покрытие не рекомендуется, поскольку затрудняет проведение заочной экспертизы.

9. Желательно представить отчет на электронном носителе информации.

Отчеты, не отвечающие настоящим требованиям к рассмотрению не принимаются.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ

(для организаций численностью более 250 человек)

КРИТЕРИЙ 1:

ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как руководители организации всех уровнейопределяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества

Данная деятельность может включать:

- определение руководителями предназначения (миссии) организации, выработку ее стратегической цели (ви­дения будущего) и культуры организации;

- формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура организации;

- анализ и повышение руководителями результативности своей деятельности;

- личное активное участие руководителей в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержку руководителями творчества и инноваций, например посредством выделения ре­сурсов для познавательной деятельности и совершенст­вования, наделения персонала полномочиями;

- стимулирование и поддержку руководителями познавательной деятельности и принятие мер на основе ее результатов;

- определение руководителями приоритетов в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержку руководителями атмосферы сотрудничества в организации.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие четыре направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

2а. Определение существующих и будущих потреб­ностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии

Данная деятельность может включать:

- сбор и анализ информации для определения рынка и тех его сегментов, где организация работает в настоящее время и планирует работать в будущем;

- определение, понимание и предвидение потребностей и ожиданий существующих и будущих заинтересованных сторон, включая потребителей, работников, партнеров, общество и акционеров;

- определение, понимание и предвидение развития рынка, включая деятельность конкурентов.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена ин­формация:

А. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом

Данная деятельность может включать:

- разработку политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- привлечение работников и их представителей к разработке политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- приведение планов в отношении персонала в соответствие с политикой и стратегией, организационной структурой и комплексом ключевых процессов;

- управление наймом работников, продвижение их по службе и планирование карьеры;

- обеспечение справедливости во всех вопросах найма и занятости персонала и пропаганда этого подхода в организации;

- использование обследований и других форм обратной связи с работниками для совершенствования политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- применение инновационных методов для улучшения работы с персоналом.

ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как уп­равляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации сво­их процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

А. Внешние партнеры

Данная деятельность может включать:

- определение ключевых партнеров и стратегических возможностей партнерства, соответствующих предназначению (миссии), политике и стратегии;

- формирование партнерских взаимоотношений в целях создания большей ценности;

- создание на основе партнерства большей ценности для потребителя в цепочке поставок;

- определение и влияние на компетентность партнеров и поддержка взаимного развития;

- обеспечение совместимости культур и обмен опытом и знаниями с организациями-партнерами;

- инициирование и поддержку инновационного и творческого мышления с помощью партнерских взаимоотношений;

- обеспечение дополнительных преимуществ совместной работы в целях совершенствования процессов и получения большей выгоды в цепочке потребитель-постав­щик.

Б. Финансовые ресурсы

Данная деятельность может включать:

- разработку и реализацию стратегии в отношении финансовых ресурсов, а также процессов использования финансовых ресурсов для реализации политики и стратегии организации;

- создание и внедрение основных процессов финансового менеджмента на всех соответствующих уровнях организации;

- создание системы финансового планирования и отчетности с целью доведения до сведения организации ожиданий сторон, заинтересованных в ее финансовых результатах;

- создание механизмов отчетности;

- оценку инвестиций и деинвестиций (изъятия капитала) в материальные и нематериальные активы;

- использование финансовых механизмов и показателей для обеспечения эффективности и результативности структуры ресурсов;

- разработку и внедрение методов управления рисками по отношению к финансовым ресурсам на всех уровнях организации.

Г. Технологии

Данная деятельность может включать:

- разработку стратегии использования технологии для поддержки реализации политики и стратегии организации;

- идентификацию и оценку альтернативных и новых тех­нологий в соответствии с осуществляемой политикой и стратегией, а также воздействия этих технологий на бизнес и общество;

- управление «портфелем» технологий, включая определение и замену устаревших технологий;

- использование существующих технологий;

- внесение усовершенствований в применяемые техно­логии;

- разработку инновационных и экологически чистых технологий (например, позволяющих сократить потребление энергии и ресурсов, отходы и выбросы, а также осуществлять переработку и повторное использование);

- использование информационных технологий и технологий связи для поддержки и улучшения эффективной работы организации;

- использование технологий для поддержки деятельности по усовершенствованию.

Д. Информация и знания

Данная деятельность может включать:

- разработку стратегии управления информацией и знаниями для поддержки реализации политики и стратегии организации;

- определение требований организации к информации и знаниям;

- сбор и структурирование информации и знаний и упра­вление ими в целях реализации политики и стратегии;

- обеспечение внутренним и внешним пользователям надлежащего доступа к соответствующей информации и знаниям;

- использование информационной технологии в поддержку управления внутренними связями, информацией и знаниями;

- обеспечение достоверности, целостности, сохранности и защиты информации и совершенствование этой деятельности;

- культивирование, развитие и защиту уникальной интеллектуальной собственности для создания большей ценности для потребителя;

- поиск путей, обеспечивающих эффективное приобретение (расширение и углубление) и использование знаний;

- обеспечение условий для развития инновационного и творческого мышления персонала посредством использования информационных ресурсов и знаний.

КРИТЕРИЙ 5:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составля­ющие, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ

(для организаций численностью менее 250 человек)

КРИТЕРИЙ 1:

ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как руководители организации всех уровнейопределяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие два направления деятельности, по которым должна быть представлена информация:

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества

Данная деятельность может включать:

- определение руководителями предназначения (миссии) организации и выработку ее стратегической цели (видения будущего);

- формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура организации;

- анализ и повышение руководителями результативности своего руководства организацией;

- личное активное участие руководителей в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержку руководителями творчества и инноваций, например, посредством выделения ресурсов для познавательной деятельности и совершенствования, наделения персонала полномочиями;

- стимулирование и поддержку руководителями познаватель­ной деятельности и принятие мер на основе ее результатов;

- определение руководителями приоритетов в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержку руководителями атмосферы сотрудничества в организации.

- обеспечение руководителями разработки и внедрения процесса формирования, развертывания по вертикали и горизонтали и актуализации политики, в том числе в области качества, и стратегии;

- обеспечение руководителями совершенствования структуры организации в целях реализации политики, в том числе в области качества, и стратегии;

- своевременное и надлежащее признание деятельности групп и отдельных лиц на всех уровнях организации.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация реализует свое предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие два направления деятельности, по которым должна быть представлена информация:

А. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом

Данная деятельность может включать:

- разработку политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- привлечение работников к разработке политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- приведение планов в отношении персонала в соответствие с политикой и стратегией, организационной структурой и комплексом ключевых процессов;

- управление наймом работников и продвижением их по службе;

- обучение и развитие персонала в целях обеспечения потребностей организации;

- использование обследований и других форм обратной связи с работниками для совершенствования политики, стратегии и планов в отношении персонала;

- применение инновационных методов для улучшения работы с персоналом;

- предоставление персоналу полномочий для принятия мер;

- обеспечение дополнительной социальной поддержки, удобств и услуг, например, введение гибкого графика ра­боты, предоставление транспорта и т.д.

ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как уп­равляет ими в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий охватывает следующие три направления деятельности, по которым должна быть представлена информация:

А. Внешние партнеры

Данная деятельность может включать:

- определение ключевых партнеров и стратегических возможностей партнерства, соответствующих политике и стратегии;

- формирование партнерских взаимоотношений в целях создания большей ценности;

- создание большей ценности в цепочке поставок на основе партнерства;

- обеспечение совместимости культур и обмен опытом с организациями-партнерами;

- поддержку взаимного развития;

- инициирование и поддержку инновационного и творческого мышления с помощью партнерских взаимоотношений;

- обеспечение дополнительных преимуществ совместной работы в целях совершенствования процессов и получения большей выгоды в цепочке потребитель-поставщик.

Б. Финансовые ресурсы

Данная деятельность может включать:

- использование финансовых ресурсов для реализации политики и стратегии;

- разработку и внедрение финансовой стратегии и процессов;

- оценку капиталовложений в материальные и нематериальные активы;

- использование финансовых механизмов и показателей, в том числе анализа затрат на качество, для обеспечения эффективности и результативности структуры ресурсов;

- управление рисками по отношению к финансовым ресурсам.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

 
  Региональный совет по качеству - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составля­ющие, по которым должна быть представлена информация:

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРИТЕРИЯ

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА?

Мы живем в динамичном, быстро меняющемся ми­ре. Это в полной мере относится и к современному рын­ку: растут требования потребителей к продукции и услу­гам, развиваются технологии, меняются условия конку­рентной борьбы. Поэтому успешная работа любой орга­низации на рынке неосуществима без постоянного совер­шенствования ее деятельности, нацеленной на повыше­ние удовлетворенности потребителей. Это положение является краеугольным камнем всех современных под­ходов к менеджменту качества. Совершенствование дея­тельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого ана­лиза, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки.

Самооценка проводится на соответствие модели менеджмента качества, которую организация выбирает как образец. Наиболее популярными являются модели менеджмента качества, используемые в национальных и международных премиях по качеству (премия Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США, Евро­пейская премия по качеству).

В стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 года в качестве такой модели предлагаются положения стан­дарта ИСО 9004:2000.

В настоящем Руководстве для самооценки пред­лагается воспользоваться моделью премии администрации Липецкой области по качеству, гармонизированной с моделью премии Правитель­ства Российской Федерации в области качества, которая в свою очередь гармо­низирована с моделью делового совершенства Евро­пейского фонда менеджмента качества, используемой в конкурсе Европейской премии по качеству.

Модель премии Правительства Российской Феде­рации в области качества базируется на нескольких ос­новополагающих принципах. Поведение, виды деятель­ности или инициативы, основанные на этих принципах, часто называют всеобщим менеджментом качества (Total Quality Management) Содержание критериев и составля­ющих модели показывает, как данные принципы могут формировать основу для улучшения деятельности и со­вершенствования организации.

Восемь принципов менеджмента, на которых осно­вана модель, перечислены ниже. Не следует считать этот перечень ни исчерпывающим, ни неизменным. Принципы будут меняться по мере того, как будут развиваться и улучшать свою деятельность организации, стремящиеся к совершенству.

Ориентация на потребителя

Потребитель является конечным арбитром, оцени­вающим качество продукции и услуг. Ориентация на по­требности существующих и потенциальных потребителей позволяет достичь лояльности последних, сохранять и увеличивать их количество и долю рынка.

Вовлечение персонала

Полное раскрытие потенциальных способностей персонала наилучшим образом осуществляется на осно­ве общих для всех ценностей и культуры организации, базирующейся на доверии и предоставлении персоналу полномочий, что способствует вовлечению каждого ра­ботника в деятельность по совершенствованию.

Развитие партнерства

Организация работает более эффективно, если она формирует взаимовыгодные партнерские отношения, ос­нованные на доверии, обмене знаниями и интеграции со своими партнерами.

Взаимодействие с обществом

Долгосрочные интересы организации и ее персона­ла реализуются наилучшим образом на основе принятия этического подхода и стремления превзойти ожидания и установленные показатели обязательных и правовых требований общества.

Ориентация на результаты

Успех деятельности организации зависит от пра­вильного баланса интересов и степени удовлетворенно­сти всех заинтересованных сторон, то есть от персонала, потребителей, поставщиков, общества в целом, а также лиц, чьи финансовые интересы связаны с работой орга­низации.

Типовой процесс самооценки

1. Руководители организации принимают решение о проведении самооценки.

2. Назначается руководитель проекта, который дол­жен возглавить работу по самооценке, включая состав­ление сводного отчета, то есть обобщение всей собран­ной информации и представление отчета в готовом виде.

3. Назначаются руководители подразделений, ответственные за проведение самооценки по одному или нескольким конкретным критериям.

4. Руководители подразделений назначают конкретных работников для участия в работе группы по со­ставлению отчета.

5. Руководитель проекта совместно с руководством организации назначает ведущего эксперта и членов экс­пертной группы. (Экспертами могут быть назначены те же работники, которые войдут в состав группы по составле­нию отчета).

6. Члены группы по составлению отчета и эксперт­ной группы или изучают методы самооценки самостоя­тельно с помощью данных Рекомендаций, или проходят обучение под руководством экспертов, имеющих специ­альную подготовку.

7. Члены группы по составлению отчета собирают данные и формируют разделы отчета по закрепленным за каждым из них критериям или их составляющим.

8. Руководитель проекта составляет сводный отчет.

9. Руководитель проекта и члены группы по состав­лению отчета представляют сводный отчет руководителю организации.

10. Руководитель организации рассматривает, вно­сит корректировки и утверждает отчет как документ, дающий объективное представление о состоянии дел в организации.

11. Копии отчета направляются членам экспертной группы.

12. Каждый эксперт определяет по сводному отчету, по всем составляющим критериев сильные стороны ор­ганизации, а также области, где можно ввести улучшения, после чего выставляет общую оценку в баллах.

13. Эксперты под руководством ведущего эксперта обсуждают результаты работы, приходят к консенсусу и составляют экспертное заключение, включая рекоменда­ции о целесообразности участия организации в конкурсе на соискание премии, уточнив их с руководителем проек­та и руководителем организации.

14. Руководитель проекта представляет экспертное заключение руководителю организации.

15. Руководители организации определяют приори­теты для областей деятельности, где можно ввести улуч­шения, а также принимают решение об участии в конкур­се на соискание премии (если цели проведения само­оценки предусматривали определение целесообразности этого участия).

16. Руководитель организации определяет ответст­венных за разработку и реализацию необходимых меро­приятий и формирование плана этих мероприятий (в том числе по участию в конкурсе, если принято такое реше­ние).

17. Руководители организации осуществляют регу­лярный контроль за выполнением плана мероприятий в период между самооценками, которые должны прово­диться ежегодно в целях обеспечения непрерывного со­вершенствования деятельности организации. При по­вторной самооценке вместо написания нового отчета можно внести происшедшие за год изменения в преды­дущий отчет и после этого провести экспертную оценку.

ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ

6.1. Материалы самооценки (отчет) оцениваются эк­спертной комиссией, которая назначается в соответствии с внутренними процедурами организации.

6.2. Оценка выражается суммарным количеством баллов, выставленных экспертами по критериям модели премии (1-9).

6.3. Оценка по группе критериев «возможности»проводится по трем элементам:

• совершенство подхода,

• полнота подхода,

• оценка и пересмотр подхода.

При оценке совершенства подхода учитываются следующие характеристики:

а) обоснованность:

• насколько подход логически обоснован,

• разработаны ли процессы,

• насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон;

б) интегрированность:

• насколько подход направлен на реализацию поли­тики и стратегии организации,

• в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы

• насколько подход согласован с другими подхода­ми, используемыми в организации.

При оценке полноты подхода учитываются следую­щие характеристики:

а) внедрение, то есть насколько широко применяет­ся подход:

• на разных уровнях управления организацией, в разных подразделениях

Наши рекомендации