Тематика семинарских занятий.
Тема 1-2
Киевская Русь.
1.Особенности социально-политического строя Древней Руси.
2. Политическая раздробленность Древней Руси.
3.Культура Древней Руси
Тема 3
1. Монгольские завоевания
2. Походы на русские княжества. Падение Владимира, Киева.
3. Договор Александра Невского и хна Берке
Тема 4
Образование Российского государства
1.Причины и предпосылки образования Российского государства.
2. Причины возвышения Москвы
3.Внутренняя и внешняя политика Ивана III
4. Российское государство при Иване IV
Тема 5. Смутное время
1. Предпосылки смутного времени.
2. Восстание Болотникова
3. Иностранная интервенция
4. Второе ополчение. Минин и Пожарский
5. Решения Земского собора 1613 г.
Тема 6. Абсолютизм в России
1.Экономические и социально-политические предпосылки преобразований Петра I
2.Реформы Петра I
3. Внешняя политика Петра I
4.Оформление абсолютной монархии в России
Тема 7 Просвещенный абсолютизм в России
1. Понятие просвещенного абсолютизма
2. Социальная политика Екатерины II
3. Уложенная комиссия
4. Жалованные грамоты Екатерины II
Тема 8.
Российская империя на пути к индустриальному обществу
1.Промышленный переворот в России
2.Особенности формирования общероссийского рынка, третьего сословия и капиталистических отношений
3.Революционно-демократическое движение в России
4. Модели общественного развития Российской империи
Темы 9.Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России
1.План форсированной индустриализации С.Ю. Витте
2.Реформы П.А. Столыпина
3.Революция 1905-1907 гг.
4.Третьеиюньская монархия
Тема 10. Революции 1917 г. в России
1.Революционная ситуация в начале 1917 г.
2. Февральская революция
3. Формирование Временного правительства
4.Корниловский мятеж
5. Двоевластие
6. Октябрьская революция
Тема 12 .Становление Советского государства
1. Гражданская война в России
2. Индустриализация и коллективизация: значение и последствия
3. Становление командно-административной системы в СССР
4. Культура Советского государства.
Тема 13-15. СССР и окружающий мир в 30-40 гг.
1.СССР в системе международных отношений в 30-40 гг. (система международных договоров и пактов)
2. СССР и начало Второй мировой войны
3.Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.
4.Начало холодной войны
Тема 16.
НТР в СССР и ее влияние на общественное развитие.
1.Особенности НТР в СССР
2.Советский атомный проект
3. Программа освоения космоса
4.ОВД и СЭВ: история создания, структура и значение
Тема 17-18
Модели общественного развития современной России
1. Проекты государственного развития России в 90 гг. XX в.
2. Программы экономического развития.
3. Реализация программы «Сто дней»
4. Сотрудничество стран СНГ
- |
Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка эссе и рефератов. Темы рефератов и эссе:
1. Социально-правовые отношения восточных славян в догосударственный период. Военная демократия. Обычное право.
2.Государственно-правовая система Древней Руси в условиях раннефеодальной монархии (IX-XII вв.) .
3. Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества в условиях политической раздробленности (XII-XIV вв.).
4. Особенности развития Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Псковская Судная грамота.
5. Государственное устройство и правовая система Золотой Орды (XIII-XV вв.).
6. Государственно-правовая система централизованной Руси (XIV - первая половина XVI вв.). Судебники 1497 г. и 1550 г. как памятники права.
7. Россия в середине XVI - середине XVII вв. Соборное Уложение 1649 г. – кодекс феодального права.
8. Государство и право в период становления абсолютизма (конец XVII - первая четверть XVIII вв.).
9. Государственно-правовая система России в условиях просвещенного абсолютизма. Вторая половина XVIII в.
10. Российское государство и право в первой половине XIX в.
11. Государственное устройство России во второй половине XIX в.
13. Законодательная основа реформы 1861 г. в России.
14. Судебная реформа 1864 г.
15. Буржуазные реформы 1864 – 1874 гг. (земская, городская, военная, финансовая, реформа в сфере образования и печати).
16. Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX в.
17. Становление и эволюция российского парламентаризма (1гг.).
18. Государство и право в период Февральской буржуазно-демократической революции (февраль – октябрь 1917 г.).
19. Становление и эволюция советского государства и права в 1гг.
20. Изменения в государственном аппарате и праве в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.
21. Советская государственная система в период НЭПа (1921 – 1929).
22. Первая советская кодификация (20-е гг. ХХв.).
23. Государственная и правовая система СССР в период социалистического строительства (1930 – 1941 гг.).
24. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
25. Советское государство и право во второй половине 40-х – 60-х гг. ХХ в.
26. Эволюция государственного развития в 60-х – 80-х гг. ХХ в.
27. Вторая советская кодификация.
28. Государственная система России в 90-е гг. ХХ в.
29. Правовая система России в 90-е гг. ХХ в.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «История отечественного государства и права».
6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: Знать: концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Общие, но не структурированные знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологиии методов разрешения конфликтов, основ медиации | Сформированные систематические знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации |
Уметь: взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | Отсутствие умений | Частично освоенное умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | Сформированное систематическое умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций |
Владеть: навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение- навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | В целом успешное не систематическое владение- навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | Успешное и последовательное владение - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности |
Шифр и название компетенции:
ОК-7Способен к самоорганизации и самообразованию
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - методов самоорганизации | Отсутствие знаний | Фрагментарное знание - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Общие, но не структурированные знания - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Сформированные систематические знания- необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации |
Уметь: - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами - | Отсутствие умений | Частично освоенное умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | Сформированное систематическое умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами |
Владеть: - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - навыками применения методов самоорганизации | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | В целом успешное не систематическое владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | Успешное и последовательное владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации |
Шифр и название компетенции:
ПК-9 -способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: права и свободы граждан, закрепленные Конституцией РФ | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Общие, но не структурированные знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Сформированные систематические знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ |
Уметь: на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | В целом успешное, но не систематическое умениена основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Сформированное систематическое умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности |
Владеть: методами защиты чести и достоинства личности | Отсутствие навыков | Фрагментарное применение навыков защиты чести и достоинства личности | В целом успешное, но не систематическое применение навыков защиты чести и достоинства личности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков защиты чести и достоинства личности | Успешное и систематическое применение навыков защиты чести и достоинства личности |
Промежуточную аттестацию предваряет текущий контроль успеваемости.
Описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного зачета на основе билетов, написания письменного ответа на вопрос билета, а также тестирования. Билеты включают один вопрос из списка в п. 5 настоящей программы, оцениваемых по системе «Зачтено/ Не зачтено. Тестовые задания формируются из учебных пособий,
6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии: тестирование; индивидуальное собеседование; письменные ответы на вопросы.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие практические контрольные задания: задачи (казусы), ролевые игры, презентации, таблицы на соответствие.
Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются защиты индивидуальных или групповых проектов, оформление и защита отчетов по комплексным практическим работам, портфолио и т.п.
6.4. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций.