РАЗДЕЛ 3. Государство Чингизидов и русские княжества
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет |
(факультет / институт / филиал)
УТВЕРЖДАЮ: |
Декан / директор | Цыганов В.И. |
« | » | 2017 г. |
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Отечественная история |
(наименование дисциплины (модуля))
Уровень высшего образования
бакалавриат |
(бакалавриат / магистратура / специалитет)
Направление подготовки / специальность
40.03.01 «Юриспруденция» |
(указывается код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность образовательной программы
Государственно- правовой профиль |
(указывается профиль / магистерская программа / специализация)
Квалификация (степень)
бакалавр |
(бакалавр / магистр / специалист)
Форма обучения
очная |
(очная / очно-заочная / заочная)
Нижний Новгород
2017 год
1. Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
Дисциплина «Отечественная история» является обязательной дисциплиной вариативной части ОПОП и находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами, как «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История правовых и политических учений». Она изучается в первом семестре первого года обучения.
Освоение курса опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в рамках школьной программы, результаты прохождения которой были подтверждены при сдаче ЕГЭ дисциплины «Отечественная история» (периодизация отечественной истории, история развития российской государственности, история отечественной духовной культуры, общее представление об исторических предпосылках и условиях, определивших развитие российского общества).
Целью дисциплины является приобретение учащимися знаний в области отечественной истории.
Задачи дисциплины:
• формирование знаний в области истории развития отечественной истории, ознакомление с наиболее значимыми историографическими школами и концепциями;
• формирование представлений о соотношении отечественных политико-правовых учений с зарубежными концепциями права и государства;
• формирование навыков работы с историческими документами;
• формирование навыков самостоятельного исследования философско-правовых концепций, их сопоставления и построения собственных выводов относительно их содержания.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП (компетенциями выпускников)
ОК-6 -Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, ОК-7 -Способность к самоорганизации и самообразованию, ПК-9 -Способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций |
ОК-6 | З1 (ОК-6) Знать: - особенности механизма государства, системы права, механизма и средства правового регулирования и реализации права; - базовых положений основных юридических и специальных наук, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права У1 (ОК-6) Уметь - - оперировать юридическими понятиями и категориями; - правильно толковать применяемую норму права; - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам; - правильно составлять и оформлять юридические документы В1 (ОК-6)- юридической терминологией; - навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий; - навыками точной квалификации фактов и обстоятельств; - навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа правовых норм; - навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права; - навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности |
ОК-7 | З1 (ОК-7) Знать: особенности- основных положений отраслевых юридических и специальных наук, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; - особенностей реализации и применения юридических норм; - - правил составления юридических документов У1 (ОК-7)- правильно толковать применяемую норму права; - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам; - правильно составлять и оформлять юридические документы - В1 (ОК-7) Владеть:- навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа правовых и норм и правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права; - - навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности |
ПК-9 | З1 (ПК-9) Знать: - механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; - особенности государственного и правового развития России; - роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; - особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России У1 (ПК-9) Уметь:-- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; - применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; - самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; - составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами В1 (ПК-9) Владеть:- юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализации норм и материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические - основы местного самоуправления в Российской Федерации; - навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве |
Структура и содержание курса «Отечественная история»
Объем дисциплины на дневном отделениисоставляет 3 зачетных единицы, всего 108 часа, из которых 54 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часов занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа (семинары)), 54 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, 5 часов отводится на мероприятия промежуточной аттестации в форме зачета
Наименование раздела дисциплины | Всего часов | В том числе | ||||||||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) | Самостоятельная работа обучающегося | |||||||||
лекции | семинары | всего | ||||||||
Очная | Заочная | очная | заочная | очная | заочная | очная | заочная | Очная | Заочная | |
Раздел 1.Введение в курс Отечественной истории | ||||||||||
Раздел 2. Киевская Русь | ||||||||||
Раздел 3. Государство Чингизидов и русские княжества | ||||||||||
Раздел 4.. Образование Российского государства | ||||||||||
Раздел 5. Россия в Смутное время | ||||||||||
Раздел 6. Складывание абсолютизма в России | ||||||||||
Раздел 7. Просвещенный абсолютизм в России | ||||||||||
Раздел 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу | ||||||||||
Раздел 9. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России | ||||||||||
Раздел 10. Россия в системе международных отношений на рубежеXIX-XX вв. | ||||||||||
Раздел 11.Революции 1917 г. в России | ||||||||||
Раздел 12 Становление Советского государства | ||||||||||
Раздел 13. Советская Россия: модели государственного строительства | ||||||||||
Раздел 14.СССР и окружающий мир | ||||||||||
Раздел 15. Вторая мировая война. Великая Отечественная война СССР в период послевоенного восстановления | ||||||||||
Раздел 16. НТР в СССР и ее влияние на общественное развитие | ||||||||||
Раздел 17. Модели общественного развития в современной России | ||||||||||
Раздел 18.Основные направления внешней политики начала XXI в. | ||||||||||
Промежуточная аттестация | Зачет (устная форма) – 5 часов | |||||||||
Итого: |
Содержание дисциплины «Отечественная история» по разделам
РАЗДЕЛ 1.Ввведение в курс «Отечественная история».Цель и задачи курса. Основные методы исторического исследования. Источники и литература
РАЗДЕЛ 2.-Введение в курс Отечественной истории
Происхождение славян и расселение их на Восточно-Европейской равнине. Предпосылки возникновения государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства, современный подход к данной проблеме.
Княжеская власть, роль боярской думы, вечевое правление. Военное устройство. Крещение Руси: причины принятия православного типа христианства, последствия принятия православия для государственно-правового строительства. Каноническое право. «Русская правда»: источники, история возникновения. Феодальная раздробленность. Любечский и Витичевский съезды.
Раздробленность – закономерный этап развития средневекового государства. Особенности государственно-правового развития различных частей русского государства: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородские земли.
РАЗДЕЛ 4. Образование Российского государства
Социально-экономические и политические предпосылки и особенности процесса централизации. Предпосылки образования русского централизованного государства. Церковная и княжеская власть. Роль теории «Москва – третий Рим» в развитии российской государственности. Освобождение от монгольского ига.
Социально-экономические и политические причины возникновения сословно-представительной монархии в России. Развитие поместных отношений. Формирование сословного строя и правовое положение сословий. Боярская дума. Местничество. Военное устройство. Дворцово-вотчинная система управления. Создание приказной системы. Местные органы управления. Система кормлений.
Развитие сословного строя. Социальные группы светских и церковных феодалов. Усиление позиций служилых людей.
Закрепощение крестьян: введение «заповедных лет», «урочных лет». Категории посадских людей. Ликвидация «белых» слобод. Кабальные люди. Холопы.
Государственный строй. Великий князь и царь. Высшие органы власти. Боярская Дума. Земский Собор. Их компетенция и взаимоотношения. Развитие приказной системы управления.
Реформы Ивана Грозного. Зарождение и развитие идеи самодержавия и ее реализация в институте царской власти. Реформы "избранной Рады" середины XVI в. и укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. Опричнина.
Военная реформа Ивана IV. Военное устройство. Замена княжеской дружины поместным войском. «Уложение о службе» 1556 г.
Судоустройство. Центральные и местные судебные органы. Военное устройство Московского царства.
Судебные органы: суд Великого князя, Боярская Дума, приказы. Местный суд (наместники, волостели). Вотчинный суд. Церковный суд.
Реформа местного управления. Отмена «кормлений». Создание губных и земских органов самоуправления. Учреждение должности воеводы. Возникновение казачества и его правовой статус.
.
Последствия Крымской войны
1873 г. Союз трех императоров.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия вела войну с Турцией. Сан-Стефанский мирный договор . 1878 гг. ,Берлинский конгресс
70-80-е годы XIX века, время зарождения и формирования военных блоков. В этот период России заключила важный для РоссииАвстро-Русско-Прусский договор о нейтралитете. Однако в 1882 г. вВене был подписан тайный договор между Германией, Австро-Венгриейи Италией, вошедший в историю как Тройственный союз. Россия после
окончания срока действия договора Трех императоров стала искать сближения с Францией. В конечном счете, в 90-е годы был заключен Русско-Французский военно-политический союз. В этот же период происходит сближение России с Великобританией, что позволило в начале XX века создать новый военно-политический союз под названием
«Антанта», направленный против Германии.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности реализация компетентностного подхода в ходе преподавания дисциплины «Истории отечественного государства и права» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, презентации с использованием мультимедийных технологий и др.).
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
К самостоятельной работе студента относится деятельность, которую он осуществляет без участия преподавателя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности), формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
К видам самостоятельной работы студента относится аудиторная и внеаудиторная работа. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Аудиторная самостоятельная работа студента возможна при использовании активных и интерактивных форм занятий. Традиционная пассивная форма предполагает простые ответы студентов на поставленные вопросы и исключает самостоятельную работу, студент просто воспроизводит знания, которые он получил либо от преподавателя в результате пассивного восприятия, либо в результате внеаудиторной самостоятельной работы.
Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:
· чтение основной и дополнительной литературы, изучение информации, полученной в системе Интернет;
· конспектирование источников;
· подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, эссе;
· выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ;
· самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тесты и т.д.);
· подготовка к промежуточной аттестации, в том числе путём самостоятельного выполнения практических заданий репродуктивного типа.
Основа текущего контроля – вопросы к семинарским занятиям:
Планы семинарских занятий
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: Знать: концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Общие, но не структурированные знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологиии методов разрешения конфликтов, основ медиации | Сформированные систематические знания концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации |
Уметь: взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | Отсутствие умений | Частично освоенное умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций | Сформированное систематическое умение - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций |
Владеть: навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение- навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | В целом успешное не систематическое владение- навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности | Успешное и последовательное владение - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности |
Шифр и название компетенции:
ОК-7Способен к самоорганизации и самообразованию
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - методов самоорганизации | Отсутствие знаний | Фрагментарное знание - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Общие, но не структурированные знания - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания - необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации | Сформированные систематические знания- необходимости повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний - способов и критериев прироста знаний в различных сферах юридического образования - - методов самоорганизации |
Уметь: - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами - | Отсутствие умений | Частично освоенное умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами | Сформированное систематическое умение - оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности - осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития - применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами |
Владеть: - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - навыками применения методов самоорганизации | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | В целом успешное не систематическое владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации | Успешное и последовательное владение - навыками работы с электронными средствами получения информации - навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений - - навыками применения методов самоорганизации |
Шифр и название компетенции:
ПК-9 -способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Знать: права и свободы граждан, закрепленные Конституцией РФ | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Общие, но не структурированные знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ | Сформированные систематические знания о правах и свободах граждан, закрепленные Конституцией РФ |
Уметь: на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | В целом успешное, но не систематическое умениена основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности | Сформированное систематическое умение на основе знания и понимания ценности чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина применять эффективные правовые способы их защиты и руководствоваться данными принципами в своей профессиональной деятельности |
Владеть: методами защиты чести и достоинства личности | Отсутствие навыков | Фрагментарное применение навыков защиты чести и достоинства личности | В целом успешное, но не систематическое применение навыков защиты чести и достоинства личности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков защиты чести и достоинства личности | Успешное и систематическое применение навыков защиты чести и достоинства личности |
Промежуточную аттестацию предваряет текущий контроль успеваемости.
Описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного зачета на основе билетов, написания письменного ответа на вопрос билета, а также тестирования. Билеты включают один вопрос из списка в п. 5 настоящей программы, оцениваемых по системе «Зачтено/ Не зачтено. Тестовые задания формируются из учебных пособий,
6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии: тестирование; индивидуальное собеседование; письменные ответы на вопросы.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие практические контрольные задания: задачи (казусы), ролевые игры, презентации, таблицы на соответствие.
Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются защиты индивидуальных или групповых проектов, оформление и защита отчетов по комплексным практическим работам, портфолио и т.п.
6.4. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций.
Русская культура XVIIв.
Вопросы для зачета
1.Закономерности и основные типы исторического развития. Специфика исторического пути России.
2.Киевская Русь: возникновение и развитие.
3. Принятие христианства и его значение для Руси.
4. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке.
5. Культура древнерусского государства.
6. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны.
7. Социально-экономические и политические предпосылки формирования единого Российского государства.
8. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель.
9. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма.
10.Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина.
11. Россия в начале Нового времени. Смутное время Московского государства
12.Социально-экономический и политический кризис конца ХУ1- начала ХУП в.в. в России.
13.Народное ополчение.
14.Самодержавие и церковь. Церковный раскол и его последствия.
15..Россия при Петре I: Экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований..
16.Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.
17.Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие российского абсолютизма от европейского.
18.Значение реформ Петра I для исторического развития Российского государства.
19.Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России во второй половине XVIII в.: его характерные черты, особенности и противоречия.
20.Преобразование государственной системы и социальная политика Екатерины II.
21. Крестьянская война 1773-1775 гг.
22.Культура России в ХУП- ХУШ вв.
23.Становление индустриального общества. Промышленный переворот в России.
24..Внутренняя и внешняя политика Александра I.
25.Декабристы.
26.Политическая реакция Николая I.
27.Отечественная война 1812 года.
28. Личность и историческая роль Александра II .
29.Общественная мысль и общественные движения в России в Х1Х веке.
30.Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России.
31.Русско-японская война 1905 г. Итоги и последствия.
32.Особенности социального реформирования в России. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации.
33.Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
34.Революция 1905-1907 гг. Изменения в политической системе. Опыт думского «парламентаризма» в России.
35.Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы.
36.Общенациональный кризис в России в 1916-1917 гг., его истоки.
37.Февральская революция 1917 года.
38.Двоевластие: причины возникновения и сущность.
39.Классы и партии от Февраля к Октябрю 1917 г.
40. Кризисы власти. Корниловское выступление.
41.О