Как работает система поддержки региона.

Помощь регионам осуществляется на основе специально разработанных программ. Программы инициируются по двум направлениям:

1. Инициатива исходит от нац. стран, входящих в ЕС, которые предусматривают в своей нац. политике необходимость помощи тому или иному региону. Эта инициатива рассматривается в комиссии европейских сообществ, где есть КЕС, специальная организация, занимающаяся региональными проблемами. После рассмотрения в этой организации программа помощи утверждается самой европейской комиссией и для ее реализации выделяются специальные финансовые ресурсы, определяются цели, задачи и приоритетные меры.

2. Инициатива исходит от самого ЕС для тех регионов, которые наиболее значимы для всего ЕС. Эти инициативы так же рассматриваются в КЕС и определяются цели, задачи и финансирование.

Средства, выделяемые на каждую программу, жестко контролируются наднациональными органами. Полученные результаты на каждом этапе реализации

программы сравниваются с ожидаемыми и при значительном отличии программа корректируется или ее отменяют.

Единственным исключением из общего порядка программирования является право комиссии инициировать инновационные программы и самостоятельно их финансировать.

Инновационные программы направлены на формирование 4 приоритетных направлений:

1) Межрегиональное сотрудничество

2) Нововведение в технологиях, особенно в информационных и наукоемких; формирование новых источников занятости; содействие культурному развитию

3) Организация пространственного планирования в рамках ЕС.

4) Восстановление территорий регионов пострадавших от кризиса.

Все фонды по региональной политике образуются за счет бюджета ЕС, составляя около 30% (каждая страна отчисляет от 1,2 до 1,7 ВВП).

Эти фонды имеют ресурсы в размере около 150 млрд. евро. Наибольшее финансирование из фондов (68-70%) направляется на реализацию цели 1.

На инновационные цели направляется около 1-2%. Все оставшиеся ресурсы распределяются между остальными целями.

Кроме этих фондов каждая национальная страна отчисляет определенные средства по проведению региональной политики на своих территориях.

Основные направления и принципы региональной политики ЕС.

1. Предоставление конкретным странам и регионам финансовой помощи для развития проблемных территорий.

2. Координация и контроль за использованием инвестиций ( с правом отмены принятых решений или их изменений).

Принципы:

1)Приоритетность развития проблемных территорий и концентрация ресурсов на их развитие при строжайшем контроле за расходами

2)Координация действий между основными агентами региональной политики:

-КЕС;

-Национальные правительства;

-Местные органы власти.

3) Субсидиарность - региональные программы решаются на том уровне, где они возникают.

4) Взаимодополняемость предоставляемых субсидий, т.е. мультипликативная помощь, зависящая от энергичности национальных правительств и конкретных исполнителей программы

5) Концентрация усилий и ресурсов всех институтов для повышения эффективности региональных программ (привлекательность кредитов).

6) Углубленное взаимодействие между институтами, ответственными за реализацию региональной и отраслевой политики.

7) Увязка региональной политики ЕС с социальной политикой каждой из стран ЕС.

Государственное устройство

- понимается территориально – административная организация государства с определением политико – административного статуса отдельных территорий и взаимоотношения органов власти территориальных частей и центральных органов.

В классической теории права выделяются 3 типа государственного устройства:

- конфедерация,

- федерация,

- унитарное.

В реальном праве в настоящее время конфедеративных государств практически нет, а федеративного и унитарного государства проходят этап формирования и развития, приобретают новые черты, которые уже не соответствуют классическим критериям (федерация часто приобретает черты унитарных государств, а унитарные государства становятся более дифференцированными и изменяют степень централизации и приближается к федеративному государства).

Появились новые типы государственных устройств, свойственные государственной власти в зонах интеграции и новый тип регионализированных государств.

В классическом понимании унитарное государство – единая власть, единая конституция, единая судебная система. Децентрализация в унитарных государствах реализуется за счет предоставления некоторых прав и компетенций отдельным территориальным образованиям, которые подчиняются центральной власти, но располагают определенной самостоятельностью в проведении экономической политики.

Федеративное государство – баланс между субъектами федерации и центральной власти, субъекты могут иметь собственную законодательную и исполнительную власть, собственную конституцию, иногда даже двойное гражданство. В некоторых федерациях сохраняется даже право сецессии(выход из состава Федерации).

Полномочия между центром и субъектами могут распределяться двумя способами:

1. Все, что не входит в компетенцию центральных органов, власти может исполняться субъектами Ф. (в США).

2. Все компетенции жестко закреплены в Конституции ( в Германии).

Регионализированное государство (гос-во – автономия) – компромисс между федерацией и унитарным государством.

С точки зрения унитарного государства – абсолютные права автономии, с точки зрения федеративного государства – сохранение унитарных деклараций и единой конституции, с точки зрения федераций – регионализированное государство ассиметрично. Набор прав и полномочий у каждой автономной территории индивидуален.

Анализ всех государственных устройств показывает, что в современной мере ни в одной стране не присутствует чистый вариант государственного устройства и ни одно государственное устройство не имеет преимуществ перед другим.

37. Современные формы государственного устройства:

Принципы и условия Унитарные государства Федеративные государства Регионализированные гос-ва  
 
1) Общие принципы Единая власть, единая конституция, единая судеб. сис-ма Гос. власть двойственна, двойная сис-ма закон-ва, иногда суд. власть Гос. власть формально едина, 2 уровня закон-ва, иногда 2 уровня исполнит. власти  
 
 
 
 
2) Территориальное деление и территориальные единицы Администр- территориальные единицы образуются, изменяются и реформир. центр. властью Субъекты федерации формируются, изменяются и реформируются самостоятельно Автономии образуются, изменяются и реформируются по согласованию с центром  
 
 
 
 
 
 
3) Наличие выборных органов власти необязательно обязательно обязательно  
 
 
4) Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти определяется законом и центральной властью определяется самостоятельно с учетом федеральных конституционных ограничений предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
5) Издание правовых актов Сфера деятельности определяется законом или верховными судами Возм-ть издания по любым причинам не отнесенным к федерат. ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
6) Аттрибуты государственности Собственная символика или отсутствие Конституция, уставы, часто собств. официальный язык, иногда свое гражданство и символика Иногда официальный язык, никогда гражданство, уставы или статус утвержд-ся центр. органами власти  
 
 
 
 
 
 
7) Степень разнообразия в организацции власти, полномочий и статус унификация равноправные разнообразия ассиметрия  
  8) Примеры   Франция, Аргентина, Дания, Швеция, Япония   США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, Германия, Швейцария   Италия, Испания, под вопросом Великобритания и ЮАР  
 
 
 
 
             

Типы современных федераций.

Показатели (принципы) Дуалистическая федерация(двойная) Кооперативная федерация Централизованная федерация  
 
1) Сфера законодательных полномочий ( по конституции) Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов федерации, презумпция компетенции субъектов федерации Список исключительных полномочий, список запретов для субъектов федерации, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение), презумпция компетенции Федерации  
 
 
 
 
 
 
2) Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и субъектов и четкое разграничение полномочий У федерации только центральные органы исп. власти, на территориях действуют органы исп. власти субъектов, к которым федерация делегирует полномочия Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны и часто подчинены федеративным  
 
 
 
 
 
 
 
3) Бюджетный федерализм Редкие федеративные гранды и программы, в остальном взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в ФБ, откуда распределяются по усмотрению Федерации  
 
 
 
 
 
Примеры США, Австралия Швейцария,Германия Индия, Пакистан  
 

Наши рекомендации