Как работает система поддержки региона.
Помощь регионам осуществляется на основе специально разработанных программ. Программы инициируются по двум направлениям:
1. Инициатива исходит от нац. стран, входящих в ЕС, которые предусматривают в своей нац. политике необходимость помощи тому или иному региону. Эта инициатива рассматривается в комиссии европейских сообществ, где есть КЕС, специальная организация, занимающаяся региональными проблемами. После рассмотрения в этой организации программа помощи утверждается самой европейской комиссией и для ее реализации выделяются специальные финансовые ресурсы, определяются цели, задачи и приоритетные меры.
2. Инициатива исходит от самого ЕС для тех регионов, которые наиболее значимы для всего ЕС. Эти инициативы так же рассматриваются в КЕС и определяются цели, задачи и финансирование.
Средства, выделяемые на каждую программу, жестко контролируются наднациональными органами. Полученные результаты на каждом этапе реализации
программы сравниваются с ожидаемыми и при значительном отличии программа корректируется или ее отменяют.
Единственным исключением из общего порядка программирования является право комиссии инициировать инновационные программы и самостоятельно их финансировать.
Инновационные программы направлены на формирование 4 приоритетных направлений:
1) Межрегиональное сотрудничество
2) Нововведение в технологиях, особенно в информационных и наукоемких; формирование новых источников занятости; содействие культурному развитию
3) Организация пространственного планирования в рамках ЕС.
4) Восстановление территорий регионов пострадавших от кризиса.
Все фонды по региональной политике образуются за счет бюджета ЕС, составляя около 30% (каждая страна отчисляет от 1,2 до 1,7 ВВП).
Эти фонды имеют ресурсы в размере около 150 млрд. евро. Наибольшее финансирование из фондов (68-70%) направляется на реализацию цели 1.
На инновационные цели направляется около 1-2%. Все оставшиеся ресурсы распределяются между остальными целями.
Кроме этих фондов каждая национальная страна отчисляет определенные средства по проведению региональной политики на своих территориях.
Основные направления и принципы региональной политики ЕС.
1. Предоставление конкретным странам и регионам финансовой помощи для развития проблемных территорий.
2. Координация и контроль за использованием инвестиций ( с правом отмены принятых решений или их изменений).
Принципы:
1)Приоритетность развития проблемных территорий и концентрация ресурсов на их развитие при строжайшем контроле за расходами
2)Координация действий между основными агентами региональной политики:
-КЕС;
-Национальные правительства;
-Местные органы власти.
3) Субсидиарность - региональные программы решаются на том уровне, где они возникают.
4) Взаимодополняемость предоставляемых субсидий, т.е. мультипликативная помощь, зависящая от энергичности национальных правительств и конкретных исполнителей программы
5) Концентрация усилий и ресурсов всех институтов для повышения эффективности региональных программ (привлекательность кредитов).
6) Углубленное взаимодействие между институтами, ответственными за реализацию региональной и отраслевой политики.
7) Увязка региональной политики ЕС с социальной политикой каждой из стран ЕС.
Государственное устройство
- понимается территориально – административная организация государства с определением политико – административного статуса отдельных территорий и взаимоотношения органов власти территориальных частей и центральных органов.
В классической теории права выделяются 3 типа государственного устройства:
- конфедерация,
- федерация,
- унитарное.
В реальном праве в настоящее время конфедеративных государств практически нет, а федеративного и унитарного государства проходят этап формирования и развития, приобретают новые черты, которые уже не соответствуют классическим критериям (федерация часто приобретает черты унитарных государств, а унитарные государства становятся более дифференцированными и изменяют степень централизации и приближается к федеративному государства).
Появились новые типы государственных устройств, свойственные государственной власти в зонах интеграции и новый тип регионализированных государств.
В классическом понимании унитарное государство – единая власть, единая конституция, единая судебная система. Децентрализация в унитарных государствах реализуется за счет предоставления некоторых прав и компетенций отдельным территориальным образованиям, которые подчиняются центральной власти, но располагают определенной самостоятельностью в проведении экономической политики.
Федеративное государство – баланс между субъектами федерации и центральной власти, субъекты могут иметь собственную законодательную и исполнительную власть, собственную конституцию, иногда даже двойное гражданство. В некоторых федерациях сохраняется даже право сецессии(выход из состава Федерации).
Полномочия между центром и субъектами могут распределяться двумя способами:
1. Все, что не входит в компетенцию центральных органов, власти может исполняться субъектами Ф. (в США).
2. Все компетенции жестко закреплены в Конституции ( в Германии).
Регионализированное государство (гос-во – автономия) – компромисс между федерацией и унитарным государством.
С точки зрения унитарного государства – абсолютные права автономии, с точки зрения федеративного государства – сохранение унитарных деклараций и единой конституции, с точки зрения федераций – регионализированное государство ассиметрично. Набор прав и полномочий у каждой автономной территории индивидуален.
Анализ всех государственных устройств показывает, что в современной мере ни в одной стране не присутствует чистый вариант государственного устройства и ни одно государственное устройство не имеет преимуществ перед другим.
37. Современные формы государственного устройства:
Принципы и условия | Унитарные государства | Федеративные государства | Регионализированные гос-ва | |||
1) Общие принципы | Единая власть, единая конституция, единая судеб. сис-ма | Гос. власть двойственна, двойная сис-ма закон-ва, иногда суд. власть | Гос. власть формально едина, 2 уровня закон-ва, иногда 2 уровня исполнит. власти | |||
2) Территориальное деление и территориальные единицы | Администр- территориальные единицы образуются, изменяются и реформир. центр. властью | Субъекты федерации формируются, изменяются и реформируются самостоятельно | Автономии образуются, изменяются и реформируются по согласованию с центром | |||
3) Наличие выборных органов власти | необязательно | обязательно | обязательно | |||
4) Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти | определяется законом и центральной властью | определяется самостоятельно с учетом федеральных конституционных ограничений | предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти | |||
5) Издание правовых актов | Сфера деятельности определяется законом или верховными судами | Возм-ть издания по любым причинам не отнесенным к федерат. ведению (презумпция компетенции субъектов) | По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти | |||
6) Аттрибуты государственности | Собственная символика или отсутствие | Конституция, уставы, часто собств. официальный язык, иногда свое гражданство и символика | Иногда официальный язык, никогда гражданство, уставы или статус утвержд-ся центр. органами власти | |||
7) Степень разнообразия в организацции власти, полномочий и статус | унификация | равноправные разнообразия | ассиметрия | |||
8) Примеры | Франция, Аргентина, Дания, Швеция, Япония | США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, Германия, Швейцария | Италия, Испания, под вопросом Великобритания и ЮАР | |||
Типы современных федераций.
Показатели (принципы) | Дуалистическая федерация(двойная) | Кооперативная федерация | Централизованная федерация | |
1) Сфера законодательных полномочий ( по конституции) | Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов федерации, презумпция компетенции субъектов федерации | Список исключительных полномочий, список запретов для субъектов федерации, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение), презумпция компетенции Федерации | ||
2) Распределение полномочий исполнительной власти | Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и субъектов и четкое разграничение полномочий | У федерации только центральные органы исп. власти, на территориях действуют органы исп. власти субъектов, к которым федерация делегирует полномочия | Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны и часто подчинены федеративным | |
3) Бюджетный федерализм | Редкие федеративные гранды и программы, в остальном взаимная независимость | Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов | Финансовые ресурсы концентрируются в ФБ, откуда распределяются по усмотрению Федерации | |
Примеры | США, Австралия | Швейцария,Германия | Индия, Пакистан | |