Директор филиала РГСУ в г. Сургуте
______________________ (В.Ф. Жукова) «______»_____________________2013 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Организация предоставления муниципальных услуг
(на примере деятельности администрации
Сургутского района)
Студента: Манихова Радика Магдановича
(Ф.И.О. полностью)
Группа 6 . Специальность: Государственное и муниципальное управление
Специализация (профиль):Государственное и муниципальное управление
Руководитель: к.ист.н., ст. преподаватель Бессмертных Н.В. _________
(должность, уч. степень, звание) ( Ф.И.О. ) (подпись)
Рецензент: _________________________________
_____________________________________________________
(должность, уч. степень, звание) ( Ф.И.О. )(подпись)
Дата защиты «____» ____________ 2013 г. Оценка:______________________
Сургут
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | ||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ……………. | |
1.1 Административная реформа как основа нового формата предоставления государственных и муниципальных услуг……… | ||
1.2Понятие муниципальной услуги…………………………….… | ||
1.3Правовые акты, регулирующие предоставление муниципальных услуг………………………………………………. | ||
2. | ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………. | |
2.1 Электронныймуниципалитет как инструмент проведения административной реформы на муниципальном уровне ….............. | ||
2.2 Организационные меры по предоставлению муниципальных услуг населению ……………...……………………………………… | ||
2.3 Реализация муниципальных услуг населению по принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг……… | ||
3. | АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛНЬНЫХ УСЛУГ АДМИНИСТРАЦИЕЙ СУРГУТСКОГО РАЙОНА………………….……………………… | |
3.1 Полномочия муниципального района и их влияние на формирование перечня муниципальных услуг…………………… | ||
3.2 Анализ организации предоставления муниципальных услуг в администрации Сургутского района………………………………… | ||
3.3Совершенствование процесса предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг …………………………………………….. | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы:«Организация предоставления муниципальных услуг (на примере деятельности администрации Сургутского района)».
Актуальность темы дипломной работыобусловлена необходимостью разработки новых научных подходов и методических положений по организации предоставления муниципальных услуг как важнейшей составляющей муниципальной экономики, повышением требований к качеству и надежности этих услуг cо стороны их потребителей.
Совершенствование системы государственного управления является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. С этой целью в стране проводилась административная реформа. Приоритетным направлением которой, начиная с 2007 г., стал проект по созданию многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна».
Значительное внимание развитию сферы муниципальных услуг уделяется в Концепции административной реформы в Российской Федерации 2006–2008 годов, а также в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», принятом в июле 2010 года.
Однако отдельные аспекты организации предоставления муниципальных услуг по-прежнему остаются непроработанными. В частности, планирование деятельности создаваемых многофункциональных центров предоставления услуг на федеральном уровне до 2013 года велось в единицах. И только в настоящее время начата работа над базовыми параметрами создания многофункциональных центров, которые напрямую зависят от фактической численности населения, проживающего в муниципальном образовании.
В соответствии с утверждённой Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы[1] одной из главных задач является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, в том числе и посредством нового вида учреждений – многофункциональных центров.
В настоящее время отсутствуют единый перечень муниципальных услуг, система количественно измеримых характеристик их качества, что затрудняет общую объективную оценку деятельности органов местного самоуправления в данном направлении. В муниципальных образованиях не осуществляется системный мониторинг результатов предоставления муниципальных услуг, не проводится анализ соотношения затрат на их предоставление с извлекаемым доходом и удовлетворенностью получателей. Неопределенность в сфере закрепления центров ответственности за производство и предоставление муниципальных услуг приводит к снижению поступлений средств в местные бюджеты, что вызывает падение эффективности муниципальной экономики.
Таким образом, актуальность темы исследования определена необходимостью поиска и внедрения новых подходов к организации предоcтавления муниципальных уcлугнаселению органом местного самоуправления.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию организации предоставления муниципальных услуг посредством многофунционального центра в условиях муниципального района.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих конкретных задач:
- исследовать теоретические основы организации предоставления муниципальных услуг;
- проанализировать практику организации предоставления муниципальных услуг в администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- разработать предложения по повышению эффективности организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Объектом исследования является процесс предоставления муниципальных услуг.
Предметомисследования: организация предоставления муниципальных услуг администрацией Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Методологическая база исследования. В процессе подготовки дипломной работы и прохождения преддипломной практики, в соответствии с ее целью и задачами использовались аналитические методы, методы социологических исследований, функциональный и сравнительный методы, а также применялись исторический и системный подходы.
Степень теоретической разработанности темы исследования:Исследованию социально-экономических особенностей сферы услуг в целом и отдельных ее отраслей посвящены работы Бабича А.М., Бушуевой И.В., Валового Д.В., Жильцова Е.Н., Рождественской И.А., Иноземцева В.Л., Морозова В.Ю., Новицкого А.Г., Платоновой Н.А., Погребовой Е.С., Сираждинова Р.Ж., Сульповара Л.Б., Тупчиенко В.А., Христофоровой И.В., Якобсона Л.И., Лавлока К., Прайса Б., Джаффе Д. и многих других авторов.
Бабич А.М. в своем учебнике «Государственные и муниципальные финансы»,рассмотрены актуальные аспекты функционирования государственных и муниципальных финансов, в том числе сущность, функции и роль, организация, особенности управления на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, финансовая политика и государственное регулирование финансов. Раскрыты важнейшие вопросы бюджетной системы: принципы построения, бюджетное устройство и процесс, доходы и расходы бюджетов всех уровней, бюджетное планирование, кассовое исполнение бюджета. Дана характеристика внебюджетных фондов и показана их роль в решении социальных проблем. Особое внимание уделено задачам законодательных и исполнительных органов власти в области финансов. Раскрыты функции государства по предоставлению услуг в социальной, жилищно-коммунальной сферах[2].
Жильцова Е.Н., в учебном пособии «Экономика общественного сектора», рассматриваются институциональные основы общественного сектора, его функционирования, организация бюджетной системы и бюджетная политика, теория общественного выбора, общественные расходы и др. Особое внимание уделяется основам бюджетного федерализма, теории и практике местного самоуправления[3].
Эмпирическая база исследования:исследование проводилось на базе администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Практическая значимость исследования.Эффективность предложенного проекта будет существенной при следующих условиях совершенствования процесса предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Структура работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность, обозначены объект и предмет, поставлена цель и задачи работы, охарактеризована степень теоретической разработанности темы, указаны методологическая и эмпирическая базы исследования.
В первой главе раскрыты вопросы, связанные с организацией предоставления муниципальных услуг, в частности – административная реформа как основа нового формата предоставления государственных и муниципальных услуг; понятие муниципальной услуги; правовые акты, регулирующие предоставление муниципальных услуг
Во второй главе раскрыты вопросы, связанные с организацией предоставления муниципальных услуг в органе местного самоуправления: электронный муниципалитет как инструмент проведения административной реформы на муниципальном уровне, организационные меры по предоставлению муниципальных услуг населению, совершенствование организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг
В третьей главе проанализированы муниципальные услуги, предоставляемые администрацией Сургутского района, рассмотрены полномочия муниципального района и их влияние на формирование перечня муниципальных услуг, проведен анализ организации предоставления муниципальных услуг в администрации Сургутского района, а также предложены мероприятия по совершенствованию процесса предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
В заключение представлены выводы, соответствующие поставленным задачам исследования.