Способы (приемы) толкования права
Основными способами (приемами) толкования права являются:
а) грамматический (филологический) – определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). При этом юристу приходится всецело опираться на правила языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для определения смысла юридических терминов («Казнить (?) нельзя (?) помиловать (?)»).Для этого – самому тщательному лексическому и грамматическому анализу. Так, если два слова или два предложения в тексте правовой нормы соединены союзом «и», то для применения этой нормы требуется одновременно наличие обоих признаков, обозначаемых указанными словами или предложениями. Напротив, если они связаны союзом «или», то достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков (ст. 108 УК РФ);
б) систематический – сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую зависимость регулируемых общественных отношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них. Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут быть установлены какие-либо изъятия из общего правила, либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах;
в) историко-политический (историко-целевой) – выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Чаще всего цели правовой нормы формулирует сам закон в преамбуле или в отдельной статье. Отсутствие историко-политического анализа создает опасность вынесения таких решений, которые формально правильны, а по существу некорректны. Формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности;
г) логический – исследование логики права, соответственно логики законодателя, отраженной в последовательности сформулированных норм права, выборе определенной структуры, формы их изложения и т.д.; с этой целью используются различные логические приемы – моделирование, индукция, дедукция, доведение до абсурда, использование парадоксов и др.;
д) специально-юридический – исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки, юридической техники, и включающее ряд приемов:
· нормативное толкование – уяснение воли законодателя, при котором устанавливается урегулированность данного правила поведения;
· конструктивное толкование – уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важно знать, какой это договор – купли-продажи или дарения);
· определение отраслевой принадлежности правовых норм;
· терминологическое толкование.
Понятие пробелов в праве
Пробелами в праве (пробельностью права) называют ситуации, когда отдельный вопрос, определенные общественные отношения, требующие правового регулирования, не предусмотрены никакой правовой нормой. Таким образом, пробельность связана с полным или частичным отсутствием в действующем законодательстве юридических норм.
По образному выражению Н.Н.Вопленко, пробел в праве – это полное или частичное «умолчание» законодателя относительно фактов общественной жизни, находящихся в сфере правового регулирования.
Такие ситуации возникают в силу объективных и субъективных причин. К объективной можно отнести возникновение новых общественных отношений, требующих правового регулирования, например, новые информационные отношения, возникшие в результате компьютеризации потребовали правовой защиты документооброта, а также авторских прав на компьютерные программы. Пробелы в правовом регулировании этой сферы привели к серьезным правонарушениям.
Субъективной причиной может быть возникновение острых противоречий определенных политических сил, которые приводят к тому, что длительное время не принимаются акты, регулирующие определенные общественные отношения. В нашей стране такая ситуация возникла в период обсуждения и принятия нового Земельного кодекса. Действующее земельное законодательство не могло использоваться, т.к. входило в противоречие с новой конституцией государства, а концепция нового Земельного кодекса, основанная на признании всех форм собственности на землю, встретила неоднозначное отношение не только у депутатов – представителей различных партий, но и в обществе.