Профориентация и адаптация персонала

Формируемые компетенции:

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию;

ПК-2 - владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности.

Знания, необходимые для выполнения заданий:

Выделяют четыре условных этапа процесса адаптации.

Этап 1. Предварительный. Оценка уровня подготовленности новичка, формирование программы адаптации. Наличие опыта работы в аналогичных подразделениях сокращает период адаптации, но не исключает сложностей переадаптации.

Этап 2. Знакомство нового работника с требованиями, которые к нему предъявляет организация и с его обязанностями. К этой работе привлекаются как сотрудники служб по управлению персоналом, так и непосредственные руководители новичков.

Менеджер по персоналу знакомит новичков с организацией и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами. Вместе с непосредственным руководителем составляет программу ориентации. Непосредственный руководитель объясняет задачи и требования к работе, вводит работника в рабочую группу, поощряет опытных работников за помощь новичкам.

Этап 3. Собственно адаптация. Непосредственный процесс приспособления новичка к своему статусу. Эффективность этого этапа зависит от включенности новичка в различные сферы деятельности. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Завершение. Наступает вместе с преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Задание 9.1. Решение кейса.

Иван был принят на работу в администрацию города N в отдел, которым руководил Сергей. Иван раньше не имел опыта подобной работы, но был очень ответственным и коммуникабельным. Поэтому с первых дней работы Иван повел себя очень активно, постоянно приставал к Сергею с расспросами. Без обсуждения с руководителем не мог принять ни одного решения.

Сергей же целиком полагался на квалификацию своих подчиненных и доверял им решать вопросы самостоятельно. Поэтому через какое-то время стал злиться на постоянные вопросы Ивана и однажды в повышенном тоне выразил свое недовольство. Когда же Иван предложил новое решение поставленной задачи, Сергей лишь отмахнулся, сказав: «Мы так не делаем…» Иван был обижен подобным отношением и написал заявление об уходе. Сергей удивился и, обсудив эту ситуацию с Иваном, убедил его не спешить с увольнением.

Он обратился к менеджеру по персоналу Анне, и попросил помочь выяснить и устранить причину недопонимания между руководителем и подчиненным. Как поступить Анне в данной ситуации?

Помогите ей принять правильное решение. То есть предложите свое решение кейса, ответив на следующие вопросы:

Что необходимо предпринять, чтобы адаптация Ивана в коллективе прошла успешно?

Какие рекомендации можно дать Сергею относительно его поведения как руководителя?

Как можно устранить возникшее недопонимание между руководителем и подчиненным?

Задание 9.2. Решение мини-кейса.

В отдел по работе с клиентами принят новый сотрудник – миловидная выпускница вуза без опыта работы. По неподтвержденным слухам – родственница или хорошая знакомая кого-то из руководства.

Вы – работники службы управления персоналом.

Разработайте программу адаптации для новой сотрудницы и рекомендации ее непосредственному руководителю.

Задание 9.3. Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича[6]

Ниже в таблицах перечислены ценности, базовые принципы, которыми вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Терминальные ценности Место в жизни
Я Группа
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)    
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)    
Здоровье (физическое и психическое)    
Интересная работа    
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)    
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)    
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)    
Наличие хороших и верных друзей    
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)    
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)    
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)    
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)    
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)    
Счастливая семейная жизнь    
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)    
Творчество (возможность заниматься творчеством)    
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)    
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)    
       
Инструментальные ценности Место в жизни
Я Группа
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)    
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)    
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)    
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)    
Исполнительность (дисциплинированность)    
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)    
Непримиримость к недостаткам в себе и других    
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)    
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)    
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)    
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)    
Смелость в отстаивании своего мнения    
Чуткость (заботливость)    
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)    
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)    
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)    
Честность (правдивость, искренность)    
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)    

Объединитесь в группу и составьте совместный ранжированный список ценностей, который, по вашему мнению, характерен для государственного, муниципального служащего. Сравните общегрупповой результат со своим личным. Насколько вы соответствуете представлениям одногруппников об идеальном государственном, муниципальном служащем?

Тема 10.

Наши рекомендации