Реформы Н. Хрущева и Л. Брежнева, их последствия
Н. Хрущев видел такой выход из тупика в активизации партии, низового и высшего партийного аппарата, в коммуникации общественной жизни, в широком вовлечении народных масс в социалистические преобразования, в возвращении к коммунистическим идеалам, от которых, по его мнению, Сталин отошел. Хрущеву принадлежала пальма первенства в критике сталинизма. В июне 1953 г. в газете «Правда» появился термин «культ личности». В июле 1953 г. Хрущеву удалось организовать смещение с должности и физическое уничтожение Л. Берия. Уже в 1953 г. около 4 тыс. заключенных было освобождено из ГУЛАГа. Начался процесс реабилитации невинно осужденных. Эти события получили широкую огласку. И. Эренбург удачно назвал этот период «оттепелью».
На гребне критики сталинизма Хрущев предпринял попытку создать «заслоны» новым «культам». При подготовке новой, третьей Программы КПСС в 1961 г. он поддержал идею об отмирании государства диктатуры пролетариата с его репрессивными функциями и перерастании его в общенародное государство. По инициативе Хрущева в Устав КПСС в 1961 г. было внесено положение о нормах сменяемости партийного аппарата, которые, правда, уже в 1966 г. были отменены. После XXII съезда КПСС (1961 г.) гроб с телом Сталина был вынесен из Мавзолея В. Ленина. Предпринималась попытка децентрализовать низовой партийный аппарат и т. д.
Однако Н. Хрущев не хотел и, видимо, не мог осознать, что подлинные гарантии от диктатуры лежат в глубоких демократических реформах политической системы советского общества, в отказе от монополии одной партии на власть, в создании правового государства, в осуществлении принципа разделения властей, в выработке конституционных издержек и противовесов диктатуре, в формировании гражданского общества, в разгосударствлении и демонополизации экономики и т. п.
50-е– первая половина 60-х гг. пропитаны новациями во внешней политике. Советское общество открылось миру. Хрущев заявил, что его правительство сделало ставку на мирное сосуществование с капиталистическими странами и уважение права народов выбирать свой путь социалистических преобразований. Хрущев выезжал за границу около 40 раз, причем дважды побывал в «центре мирового империализма» США. Успехи западного общества он не мог связать со спецификой их политической конституции. Никита Сергеевич оставался защитником коммунизма. Вот почему малейшие попытки свернуть социалистические преобразования в восточно-европейских странах (Венгрия, Югославия) жестко пресекались.
Деятельность Хрущева отличалась искренним желанием поднять экономику Советского Союза. Его не могло не волновать, что урожайность зерновых оставалась на уровне 1910–1914 гг.: не хватало хлеба и других продуктов питания. Такие понятия, как прибыль, хозрасчет, считались чуждыми социализму, антимарксистскими, поэтому цены на товары устанавливались произвольно и не покрывали затрат на их производство. Выход из экономического кризиса правительство искало в расширении и укреплении государственной собственности, в совершенствовании форм и методов руководства экономикой.
С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель, что увеличило площади сельхозземель на 35 млн га и дало 27% прибавки зерна. Однако распашка дополнительных площадей не решала проблем бесхозяйственности, низкой урожайности. Целина на время ослабила остроту хлебной проблемы, но создала новые: экологический дисбаланс, вызванный пыльными бурями, подрыв традиционных для Казахстана систем хозяйствования, ухудшение национальных отношений и др.
Укреплялась база государственных хозяйств в деревне. В 1950–1964 гг. число совхозов увеличилось в 4 раза и составило 20 тыс., а число колхозов уменьшилось в 2,5 раза. Проводили неоднократные реорганизации хозяйств (укрупнение колхозов, продажу колхозам техники машинно-тракторных станций), шли разговоры даже о ликвидации личных подсобных хозяйств. Коммунизация сельского хозяйства не дала желанных результатов. В 1962 г. СССР закупил за границей 12 млн тонн зерна. В 1970 г. одно крестьянское хозяйство в колхозной России «кормило» в среднем 10 горожан, в то время как «буржуазное мелкое крестьянское хозяйство» Великобритании – 71, Бельгии – 56, США – 57 человек.
Здравый смысл подсказывал Хрущеву, что преградой экономическому развитию служила сверхцентрализация управления народным хозяйством. Но мог ли он решить эту проблему, не отступая от принципов коммун, не выходя за рамки государственной собственности? Он попытался упразднить отраслевые министерства, организовав в 1958 г. территориальные управленческие органы – совнархозы. Вся страна была поделена на 15 экономических районов во главе с совнархозами. В итоге несколько расширилась экономическая самостоятельность регионов. Однако включенные в общую систему недемократического государства, централизованного директивного планирования совнархозы вскоре превратились в «микроминистерства» на местах. Опыт показал, что децентрализация управления в рамках единой государственной собственности оказалась нецелесообразной и приводила лишь к разрастанию бюрократического аппарата.
В 50-е гг. правительство инициировало социальные программы. Советские люди превращались в потребителей, хотя и безрыночных. Росла среднемесячная зарплата, сокращали разрыв в оплате труда рабочих и инженеров. Сельские жители получили паспорта и гарантированную денежную оплату труда. В 1954 г. началось строительство жилья индустриальным методом. В 1954–1963 гг. жилья построено больше, чем в 1917–1953 гг., в прошлое уходили бараки и коммуналки.
В конце 60-х гг. началась реформа в народном образовании. Была ликвидирована полукрепостническая система трудовых резервов. Средняя школа преобразовывалась в трудовую, политехническую. Создавалась система профессионально-технических училищ. В вузах создавались рабфаки.
При Хрущеве впервые за годы советской власти была поставлена задача развития научно-технического прогресса. Возникли новые научные центры. В 1959 г. началось строительство Новосибирского академгородка. Ширилось телевизионное вещание. В 1957 г. спущен на воду атомный ледокол «Ленин». 4 октября 1957 г. выведен на орбиту искусственный спутник Земли. В 1956 г. пущен первый цех-автомат на «Алтайсельмаше». В 1957 г. началась добыча якутских алмазов. Строились крупнейшие в мире Братская и Иркутская ГЭС. В 1961 г. в СССР осуществлен первый в мире пилотируемый Ю. Гагариным космический полет.
Что касается идеологии и культуры, то в этой сфере, как признавался Хрущев, он оставался сталинистом. Либерализация в ней не выходила за пределы усеченной гласности отдельных фактов. На гребне волны разоблачений сталинизма оказалась возможной публикация антисталинской прозы, поэзии, публицистики. Рупором гласности стал журнал «Новый мир», редакцию которого возглавил А. Твардовский. Журнал напечатал повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», антисталинские стихи Е. Евтушенко «Бабий Яр», «Наследники Сталина» и др. Вместе с тем, подверглись гонениям писатели, художники и другие деятели искусства, отходившие от принципа коммунистической партийности в своих произведениях (например, Б. Пастернак, роман которого «Доктор Живаго» в 1958 г. был отмечен Нобелевской премией).
После XXII съезда КПСС антисталинская тема была резко свернута. Одной фразы Хрущева – «хватит о лагерях» – было достаточно, чтобы на долгие десятилетия отложили публикацию романов В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Солженицина «В круге первом».
В 1964 политическая карьера Н. Хрущева прервалась. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС он был смещен с должности первого секретаря. Ему поставили в вину развал сельского хозяйства, ослабление военной мощи государства, необоснованные перемещения кадров, субъективизм и волюнтаризм в политике, личную нескромность и др.
В чем же значение либерально-коммунистических реформ Хрущева? Коммунистическая диктатура освобождалась от массовых репрессий. Приходило понимание неэффективности экономической системы страны в эпоху научно-технической революции. Коммунистическая идеология вытеснялась из сферы управления в область воспитания и образования.
Л. Брежнев пришел к власти под лозунгом укрепления стабильности, и эта идея была поддержана на всех уровнях советского общества. В своих первых программных выступлениях Брежнев заявил, что успех дела зависит не столько от абстрактных программ, сколько от правильного подбора людей и строгого контроля за выполнением принятых решений.
В 1966 г. на XXIII съезде КПСС из Устава компартии были изъяты нормы сменяемости руководящих партийных работников. Записанная в Уставе новая формулировка об обновлении кадрового корпуса – «по мере необходимости» – открывала дорогу полному произволу в кадровой политике. В 1964–1980 гг. из состава Политбюро выбыло всего 10 человек, причем половина из них – «естественным» путем (Гречко, Кулаков, Мазуров, Косыгин, Машеров – умерли). Состав Политбюро на протяжении почти 20 лет отличался «завидным» постоянством и состоял из руководителей, в основном знакомых Брежневу по предыдущей гарантийно-государственной работе.
Партийный аппарат стремился к неотчужденности привилегий. Привилегии оплачивались не только из партийной, но и из государственной казны, однако ни члены партии, ни налогоплательщики не имели возможности контроля за государственным и партийным аппаратом. Чем более низким становился уровень жизни, тем более нетерпимыми выглядели привилегии. Взрывоопасность ситуации предупреждалась тем, что власть умело «подкармливала» часть рабочего класса, интеллигенции, мирилась с бесхозяйственностью, воровством, растаскиванием государственной собственности, проводила уравнительную политику в области оплаты труда. В 70–80-е гг. КПСС вернулась к жестокому партийному централизму, было расширено право партийных организаций контролировать администрацию.
Советы все больше превращались в декоративные органы. Аналогичные функции выполняли съезды партии. Логичным следствием концентрации государственной власти явилось соединение должностей и постов в одних руках. Несмотря на осуждение Хрущева, Брежнев в 1968 г. совместил пост главы советского государства с должностью генерального секретаря КПСС.
В процессе стабилизации советского общества особая роль отводилась коммунистической идеологии. Даже хрущевская гласность рассматривалась как покушение на коммунистические принципы. Всякое инакомыслие преследовалось. Подавление «пражской весны» 1968 г., аресты поэта И. Бродского, писателей А. Синявского, Ю. Даниэля, высылка А. Солженицына и других разрушили мечты о «гуманном социализме». Постепенно критика советского режима приобретала антикоммунистический характер. Начиналось движение в защиту прав и свобод человека. У истоков правозащитного движения стояли В. Челидзе, И. Габай, Н. Горбаневская и др. Против политических и идеологических репрессий выступил А. Сахаров.
Режиму становилось все труднее опираться на коммунистическую идею, она в достаточной степени была скомпрометирована сталинским социализмом и хрущевским коммунизмом. В 1967 г. Брежнев выдвинул «концепцию развитого социализма» как этапа на пути к коммунизму. Однако уже через 4 года генеральный секретарь сделал вывод о «построении в СССР развитого социалистического общества». В течение 10-ти лет лучшие научные и пропагандистские силы партии создавали миф о развитом социализме как некоем идеальном, социально-гармоничном обществе, без изъянов и противоречий, способном удовлетворять разносторонние потребности людей.
Разговоры о «развитом социализме» в 70-е гг. подпитывались колоссальным количеством нефтедолларов, полученных от распродажи нефти и газа вновь открытых месторождений Тюменского Севера. Валютная подпитка оказалась столь существенной, что на некоторое время были смягчены экономические и социальные проблемы. И если во второй половине 60-х гг. выход из экономического тупика искали на путях экономической реформы, целью которой было внедрение социалистического хозяйственного расчета, внедрение экономических стимулов к труду, то уже в начале 70-х гг. остались лишь воспоминания о реформе.
Однако развитие советской экономики в 70-е гг. не могло быть прочным. Малейшие колебания конъюнктуры на мировом рынке способствовали сокращению притока нефтедолларов. Первые признаки «возвращения» к кризису советские люди почувствовали во 2-ой половине 70-х гг. Из государственной торговли периодически исчезали те или иные продукты питания и промышленные товары, предметы повседневного спроса. Разрасталась система торговли «из-под прилавка», «блата». Недальновидной и преступной оказалась война в Афганистане, в которой погибло до 15 тыс. советских воинов, 36 тыс. человек получили ранения. Война обошлась налогоплательщику в 60 млн руб. В стране росла социальная напряженность. «Королем» положения становится человек, близкий к государственной распределительной системе (чиновник, работник торговли, сотрудник нефтебазы и др.). Потребители вынуждены были переплачивать большие суммы денег на приобретение обуви, автомобилей, квартир и других товаров. Дефициты нарастали.
Одновременно сокращался объем выпуска отдельных видов продукции, заметно падала производительность труда, снижались темпы роста национального дохода: с 50% в 1966–1970 гг. до 3% в 1981–1985 гг. Вместе с тем реализовывались дорогостоящие программы военно-промышленного комплекса, строительства БАМа, освоения космоса, поддержки коммунистических режимов за границей и т. д.
Непомерно разрослась бюрократия: на одного управленца приходилось 13–14 советских людей. Вместе с чиновничеством росли казнокрадство, демагогия, приписки. К тому же еще более укрепились крупнейшие государственные монополии – банки, военный комплекс, энергетический, сырьевой и т. д. Опыт мировой цивилизации учит, что рано или поздно они должны были «поднять вопрос» о приватизации государственного имущества. Таким образом, в обществе и в самой КПСС вызревало сознание неизбежности перемен. После смерти Брежнева потребовалось два года аппаратных перемещений, чтобы на фоне углубляющегося кризиса к власти пришли сторонники новых коммунистических реформ.
10.3. Перестройка в СССР и ее крах
В 1985 г. началась знаменитая Перестройка, инициатором которой выступал М. Горбачев. Во многом он повторил опыт Хрущева. Всеми возможными способами он пытался сохранить монополию государственной собственности и коммунистической партии. Поэтому различные варианты экономической реформы (перевод предприятий с 1987 г. на самофиксирование, самоокупаемость, развитие кооперации и т. д.) и политических преобразований (с 1988 г. активизировались первичные партийные организации, гласность, реанимировались Советы) не давали должного результата. В стране вводились нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости. На волне кризиса социалистической системы М. Горбачев и его единомышленники не могли не продолжить реформы.
Последней надежной «перестройщиков» были полновластные Советы, вышедшие из-под опеки партии. В декабре 1988 г. последовали изменения в Конституции СССР. Высшим законодательным органом СССР становился съезд народных депутатов, предусматривалась деятельность Верховного Совета на постоянной основе и его ротация (обновление); вводилось новое Положение о выборах. Вместе с тем, Горбачеву не удалось отстоять конституционную поправку о выборах депутатов от общественных организаций по особой процедуре: на пленумах ЦК КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др. общественных организаций. Таким образом, отдельные коммунисты получили право как минимум на два голоса: по месту жительства и в общественной организации. Все члены Политбюро были избраны народными депутатами на Пленуме ЦК КПСС.
Предвыборная кампания 1989 г. вызвала необычайную общественную активность. Создавались общественные движения в поддержку тех или иных кандидатов в депутаты. В самой КПСС образовалась «Демократическая партия» (В. Лысенко), с ярко выраженной социал-демократической направленностью. Тем не менее, созванный в мае 1989 г. I съезд народных депутатов СССР не оправдал надежд демократической общественности. В его повестку не вошли насущные политические вопросы (о власти, о национально-государственном устройстве СССР, об изменении ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС и др.). На съезде оформилась оппозиционная коммунистическому руководству Межрегиональная депутатская группа во главе с А. Сахаровым, Г. Поповым. В ее состав вошел Б. Ельцин, приобретший популярность после октябрьского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором выступил с критическим заявлением в адрес Политбюро и был подвергнут травле. Оппозиция предлагала равенство всех форм собственности, рыночную экономику, сокращение военных расходов, деполитизацию армии, органов госбезопасности, введение поста президента. Ни одно из этих предложений в 1989 г. не было поддержано Горбачевым и съездом народных депутатов.
Активную антикоммунистическую деятельность развернули массовые национально-освободительные движения в Литве («Саюдис»), Латвии, Эстонии («Народные фронт»), Украины («Рух») и т. д. Они взяли курс на выход из СССР и построение национального государства.
Советское руководство во главе с Горбачевым ценой огромных жертв пыталось спасти систему. Советское правительство не пошло на вмешательство во внутренние дела Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, когда в 1987–1990 гг. там пали коммунистические режимы. В июле 1990 г. СССР дал согласие на объединение Германии, что открыло путь к избавлению Европы от мрака «холодной войны». Внутри страны восстановить авторитет власти был призван введенный весной 1990 г. пост президента СССР, который занял М. Горбачев. Однако институт президентства, пересаженный на советскую основу, несовместимую с разделением властей, был ничем иным, как закамуфлированным постом генерального секретаря. Сложившееся положение носило переходный характер. Настоящего разделения властей не последовало.
Фактически начался распад СССР. Первыми заявили о своем суверенитете республики Прибалтики, в июне 1990 г. это сделала РСФСР. Отчаянной попыткой сохранить Советский Союз стал референдум в марте 1991 г. Формально большинство участников высказалось за сохранение СССР, однако 7 республик из 15 не участвовали в опросе либо существенно изменили формулировку вопроса.
Провозглашение российским руководством перехода к радикальным рыночным реформам, либерализация межнациональных отношений и другие процессы вызывали консервативно-коммунистическую реакцию. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны маршал Д. Язов. Горбачев был изолирован на даче в Крыму. Деятельность оппозиционных партий была запрещена, в некоторых регионах объявлялось чрезвычайное положение, средства массовой информации были взяты под контроль: в течение 19 августа центральное радио и телевидение передавало лишь сообщение ГКЧП. Население страны не поддержало ГКЧП. Руководство России (Б. Ельцин, А. Руцкой, И. Силаев) возглавило сопротивление «пучистам». Вскоре участники ГКЧП были арестованы, президент Горбачев был освобожден, однако реальной властью он уже не обладал.
8 декабря 1991 г. на минской встрече руководителей РСФСР, Белоруссии и Украины (Ельцин, Шушкевич, Кравчук) было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Вскоре было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), объединившего 11 бывших союзных республик, за исключением стран Балтии и Грузии. 8 декабря 1991 г. президент Горбачев ушел в отставку. Реформационный процесс окончательно переместился в республики бывшего Союза.
История СССР в 40–80-е гг. наглядно показывает, что тоталитарные режимы в индустриальную эпоху обречены. Усиление процессов единства и взаимозависимости мировой цивилизации, информационные связи, рост национального самосознания, понимание демократии как общемировой ценности, успехи рыночной экономики разрушают основы тоталитаризма и определяют новые векторы исторического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние десять лет в отечественной истории произошли большие перемены. С разрушением СССР Россия состоялась как самостоятельное государство. Растет национальное самосознание народов. Страна быстро переходит от одного состояния к другому: происходит формирование новых собственников, идет размежевание различных групп и классов, процесс накопления первоначального капитала, острая борьба за власть. Вооруженные конфликты раскрыли перед нами страшную бездну злодеяний, которые вселились в наше общество, грозя ему разрушением.
Такое переходное состояние может продолжаться довольно долго, пока сохраняется противостояние и идет борьба различных взаимоисключающих тенденций и линий общественного развития.
Сейчас трудно сказать, куда идет Россия, какое общество может возникнуть в результате вселенского передела собственности и общественного противостояния. Опыт, накопленный цивилизацией, показывает, что расколотое общество с огромным трудом выбирается на эволюционную дорогу и обычно сползает на насильственный революционный путь. Поэтому ключевой проблемой реформирования России, с точки зрения практической политики, оказываются последовательные реформы и достижение национального согласия.
Исходным пунктом общественного согласия может быть лишь признание преемственности в развитии общества. Иначе не понять, почему России никак не удавалось прежде всего довести начатые реформы до конца, хотя у нее было и есть огромное желание воссоединиться с общей для всего цивилизационного человечества культурой.
Начиная с 1550 года и до наших дней Россия знала четырнадцать крупных политических реформ. И все они потерпели поражение. Страшное злодеяние – убийство царя-реформатора Александра II потрясло Русскую землю. Власть придержащие не дали хода реформаторской деятельности, С. Витте и П. Столыпина. Ленинский НЭП сменился геноцидом крестьянства. Плачевно закончились усилия антисталинского реформаторства Н. Хрущева, осторожная попытка наведения порядка Ю. Андроповым, Перестройка М. Горбачева.
В результате неудачных реформ в обществе распространилось мнение, что политику делают нечистыми руками. Действительно, россияне обрели горький опыт, как обещанное политиками «светлое будущее» может обернуться нищетой, горем и кровавым побоищем.
Что мешает России обустроить свою жизнь? Кого винить в этом? Почему на историческом пути России повторяются кровавые «времена ужаса», как их назвал А. Пушкин. Отечественная история дает подтверждение того, что давным-давно завязались кровавые узлы нашего бытия. В XVIII в. А. Радищев сформулировал свой закон развития общества: «Из мучительства рождается вольность, из вольности – рабство». Это значит, что народ, имеющий рабскую психологию и живший веками в парадигме несвободы, склонен к массовому нетерпению, которое порождает стремление перепрыгнуть в другой мир. За 1000 лет мы периодически низвергали все власти. История же предпочитает не потрясения, а постепенность, которая действительно благотворнее стремительных скачков.
История дает еще один шанс осуществить в России реформы ради вполне цивилизованной и достойной жизни. Их судьба зависит от активности общественных сил, ориентирующихся не на утопические, а на современные ценности – здравый смысл, собственный труд и твердость духа. В этом истина демократии. Претворить ее в жизнь может только народ, стремящийся к свободе, уверенный в себе. Когда-то Юлий Цезарь произнес знаменитую фразу «Жребий брошен», которая означала для него бесповоротность принятого решения. Свой Рубикон на пути реформ должна перейти Россия. «Жребий брошен».
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аксаков К. С. (1817–1860), публицист, историк, славянофил
Александр I (1777–1825), русский император с 1801 г.
Александр II (1818–1881), русский император с 1855 г.
Александр III (1845–1894), русский император с 1881 г.
Александр Невский (1220–1263)
Алексей Михайлович (1629–1676), русский царь с 1645 г.
Андрей Боголюбский (1111–1174), великий князь Владимирский, сын великого князя Юрия Владимировича Долгорукого
Анна Ивановна (1693–1740), императрица с 1730 г.
Анна Леопольдовна (1718–1746)
Аскольд (?–882), князь Киевский