Распад Киевского государства

Со второй половины XII в. начался новый период отечественной истории – усобиц, раздробленности, и продолжался он до XV в.

При выяснении причин распада древнерусского государства отмечаются разные факторы. Советская историческая школа (Б. Рыбаков, Л. Черепнин) выводила причины раздробленности из характера феодального способа производства и владения собственностью, а именно: из вотчинного землевладения. Постепенное закрепление за отдельными князьями, боярами частных земельных владений привело к росту хозяйственно-экономической, а затем и административно-политической обособленности отдельных земель. По мере роста земельных владений удельные князья все более и более заботились о развитии собственных территорий, теряли интерес к Киевскому престолу. Показателен в этом отношении случай с князем Андреем Боголюбским, который в 1169 г. взял Киев и отдал его на разграбление своей дружине, сжег столицу и вернулся к себе во Владимирскую землю.

Историки дореволюционной школы основную причину раздробленности находили в рододинастических особенностях политической власти. Отсутствие единодержавия, неотлаженность механизма передачи власти, постоянное увеличение великокняжеского рода, а, следовательно, и претендентов на киевский престол, произвол и властолюбие отдельных представителей рода Рюриковичей – все это было шатким основанием для крепкого, централизованного государства.

Действительно, политическая история Киевского периода полна многочисленных примеров, когда братья, отцы и дети, дяди и племянники враждовали из-за наследства, переходя в этой вражде все родственные и морально-этические нормы. Убийства, отравление, ослепление, измена и коварство – все пускалось в ход для получения стольного или удельного престолов. (Вспомним печальную судьбу Бориса и Глеба, князя Василька).

Вызывает интерес и точка зрения Л. Гумилева, который главное объяснение распада Киевского государства находит в соответствующей фазе этногенеза. Единство Руси, считает Гумилев, было утрачено в процессе этнической дезинтеграции отжившего свой срок старого древнерусского этноса.

Таким образом, распад государства на отдельные княжества – явление сложного исторического порядка, которое нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, налицо были явно отрицательные последствия: ослабление общего военного потенциала Руси, что значительно упростило задачу монголо-татарского завоевания. Другим тяжелым следствием распада были междоусобные войны, которые по своим опустошительным последствиям не уступали нашествию внешних врагов. Но, с другой стороны, процесс усобного раздела вызывал более полное и глубокое материально-экономическое, социально-политическое и духовно-культурное развитие отдельных территорий.

Количество самостоятельных княжеств в XII-XV вв. было различным. По значимости среди них выделялись Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Северское, Полоцкое, Смоленское, Муромо-Рязанское, Владимиро-Суздальское, Новгородское. Постепенно, но все более и более заметно, выявлялись различия в характере экономического, социально-политического устройства юго-западных и северо-западных земель Руси. Татарское завоевание и экспансия западных соседей ускорили этот процесс. Южные земли, особенно Киев, окончательно потеряли свою роль ввиду полного разорения. Часть западных территорий (Галич, Волынь, Полоцк, Туров, Минск) надолго попадут в орбиту польско-литовского влияния.

Центр тяжести в развитии русской истории переместился на северо-западные и восточные земли (Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань). Именно с этими территориями будет связан новый этап истории российской цивилизации.

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIII–XV вв.)

Да, скифы – мы!

Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!

А. Блок

Колонизация Верхней Волги. Зарождение

Русской народности

История России – это история постоянной колонизации. Если в XI в. восточной границей славянских племен был Днепр, то к концу XII в. они вышли на рубеж Устюг – Нижний Новгород – Рязань. Польское и Литовское княжества расширяли свои территории. С востока и юга нарастал натиск кочевников. В итоге ускорился отлив населения из Поднепровья в двух направлениях: в область верхнего Днестра и верхней Вислы, а также на верхнюю Волгу. Это движение слабо отмечено летописцами: оно шло тихо и постепенно в низших классах общества, поэтому не скоро было обнаружено людьми, стоящими на общественной вершине. Фактически началось складывание новой народности. Хотя внешне это выглядело как укрепление позиций киевских князей на севере.

В суздальском крае еще до XII в. возникло несколько русских городов: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В 1147 г. становится известен городок Москва. В 1150 г. князь Юрий строит Юрьев-Польский и переносит на новое место возникший около этого же времени город Переяславль-Залесский. В 1154 г. он основал на реке Яхроме город Дмитров. В. Н. Татищев отмечал, что Юрий Долгорукий для постройки городов собирал людей отовсюду, давал им немалую ссуду. Около 1155 г. Андрей Боголюбский заложил город Боголюбов ниже Владимира на Клязьме. Известия об основании городов сопровождаются в летописи известиями о постройке церквей.

В области Оки и верхней Волги в XI–XII вв. жили три финских племени: мурома, меря и весь. Древняя Русь все финские племена объединяла под общим названием чуди. Встреча Руси и чуди носила, как правило, мирный характер. На основе ассимиляции началось формирование русской народности.

Переход с днепровского чернозема на верхневолжский суглинок увеличил трудовые затраты земледельца, сократил прибавочный продукт. Новая северная родина оказалась печальна и сурова. Природа здесь отпускает труженику мало удобного времени для земледельческого труда. К тому же короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убрать урожай, а затем оставаться без дела осень и зиму.

Обилие земли при низкой культуре ее возделывания обусловило полукочевой образ жизни наших предков. Семья даже в одном поколении меняла не один десяток заимок. Подобный тип хозяйства не способствовал обустроенности.

Прежнее киевское общество было старше своих князей. Южные конунги приходили в готовые обустроенные города. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский принимали колонистов, строили города, которые считали своими. Пришлое население как бы все получало из рук богатого князя, завесило от него. Значение княжеской власти заметно возросло. Суздальские князья активно противодействовали практике вечевых сходок. Андрей Боголюбский избегал Ростова и Суздаля, потому что там действовало вече. Князь поселился в малом городке Владимире-на-Клязьме. В целом вечевая практика не получила должного развития в Северной Руси. Княжеская власть формировалась как самодовлеющая и бесконтрольная сила.

С VIII в. по XII в. наши предки сосредотачивались на среднем и верхнем Днепре. Это Русь Днепровская, городовая, торговая. С XIII в. до середины XV в. основная масса русского населения оказывается на верхней Волге. Это Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая. С XIII в. развитие русской государственности протекало в наименее культурных областях Древней Руси.

Наши рекомендации