Специальность: «Мировая экономика»
(очная форма обучения)
№ № темы | Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
всего | аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в. | |||||
1.1 | История как наука | - | |||
1.2 | Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) | ||||
1.3 | Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вокруг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.) | ||||
Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. | |||||
2.1 | Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в. | ||||
2.2 | XVIII столетие и начало новой эры в истории России | ||||
Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. | |||||
3.1 | Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | ||||
3.2 | Российское государство и общество во второй половине XIX в. | ||||
3.3 | От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений | ||||
Модуль 4.Советское государство. | |||||
4.1 | Советская держава: этапы великого пути | ||||
Модуль 5. Российская Федерация | |||||
5.1 | От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике | ||||
экзамен | |||||
ИТОГО: |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в.
Тема 1.1. История как наука
I. Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное».
2. Составьте схему (с мультимедиа-презентацией), отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.
3.* Подготовить доклад «Россия в истории развития мирового сообщества».
II. План семинарского занятия
1. Дайте характеристику источников дисциплины «Отечественная история».
2. Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории.
3. Роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.
III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Изучение дисциплины «Отечественная история» следует начать с освоения предмета науки отечественная история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории. А также понятие и классификацию исторических источников.
Студентам следует понять, что дисциплина "Отечественная история" — важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная.
Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.
В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кинофотодокументы.
Во втором вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).
Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять о влиянии формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизованного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток - мощное цивилизационно - формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.
В третьем вопросе студенты должны выучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в развитие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жестокой политической ангажированности советских историков.
В результате подготовки к семинару студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.
III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Основная литература
1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.
3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.
V Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие исторические источники Вы можете назвать?
2.Какие функции исторического познания Вы отметили?
3.Каковы задачи историографии?
4.Какие методы исторического познания Вы знаете?
5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать?