Специальность: «Мировая экономика»

(очная форма обучения)

№ № темы Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
всего аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в.
1.1 История как наука   -
1.2 Древняя Русь (IX-первая половина XII в.)
  1.3 Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вокруг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.)        
  Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в.
2.1 Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в.        
2.2 XVIII столетие и начало новой эры в истории России          
  Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в.
3.1 Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис        
3.2 Российское государство и общество во второй половине XIX в.        
3.3 От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений        
  Модуль 4.Советское государство.
4.1 Советская держава: этапы великого пути
  Модуль 5. Российская Федерация
5.1 От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике        
  экзамен        
  ИТОГО:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в.

Тема 1.1. История как наука

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное».

2. Составьте схему (с мультимедиа-презентацией), отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.

3.* Подготовить доклад «Россия в истории развития мирового сообщества».

II. План семинарского занятия

1. Дайте характеристику источников дисциплины «Отечественная история».

2. Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории.

3. Роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Изучение дисциплины «Отечественная история» следует начать с освоения предмета науки отечественная история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории. А также понятие и классификацию исторических источников.

Студентам следует понять, что дисциплина "Отечественная история" — важная составная часть гуманитар­ной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспита­тельная.

Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравни­тельно-исторический, ретроспективный, системно-статисти­ческий, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, пери­одическая печать, кинофотодокументы.

Во втором вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить подходы к изучению истории: формационный под­ход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круго­ворота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять о влиянии формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизованного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток - мощное цивилизационно - формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.

В третьем вопросе студенты должны выучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Ры­бакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в разви­тие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жестокой политической ангажированности советских историков.

В результате подготовки к семинару студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Основная литература

1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Дополнительная литература

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.

3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

V Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какие исторические источники Вы можете назвать?

2.Какие функции исторического познания Вы отметили?

3.Каковы задачи историографии?

4.Какие методы исторического познания Вы знаете?

5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать?

Наши рекомендации