Чартистское движение и его результаты.

Чартизм (Chartism), движение рабочих Великобритании в 30—50-х гг. 19 в.; проходило под лозунгом борьбы за проведение "Народной хартии" ("People’s Charter" — "Пиплс чартер", отсюда название). Вызванный к жизни обострением классовых противоречий в результате завершения промышленного переворота в Великобритании Ч., по определению В. И. Ленина, представлял собой "... первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 305). Чартистское движение составило высший этап в развитии освободительной борьбы рабочего класса в период, предшествовавший возникновению марксизма. Оно явилось революционной формой протеста рабочих против капиталистического гнёта и политического бесправия, против монополии лендлордов и крупной буржуазии на власть. В Ч. проявилось резкое недовольство пролетарских масс ограниченностью парламентской реформы 1832 (открывала доступ в парламент только представителям буржуазии) и антирабочей политикой реформированного парламента, революционизирующее действие экономических кризисов 30—40-х гг., неудовлетворённость узкопрофессиональными формами предшествовавшей борьбы пролетариата. Развиваясь в основном до начала соединения научного коммунизма с пролетарским движением, Ч. носил отпечаток стихийности тогдашней пролетарской борьбы, участники которой испытывали значительное влияние непролетарских воззрений и утопического социализма. Однако, несмотря на черты незрелости, Ч. показал, что уже на этой стадии рабочий класс был способен на самостоятельные политические действия и обнаруживал стремление к сплочённости и организованности. Ч. "... во многих отношениях был подготовкой марксизма, „предпоследним словом” к марксизму..." (там же, т. 40, с. 290). Ч. унаследовал многие традиции предшествовавшего демократического движения. Однако чартисты придали борьбе за демократизацию английского государственного строя характер пролетарской оппозиции капитализму. Ф. Энгельс подчёркивал, что в Ч. "... против буржуазии поднимается весь рабочий класс, нападая прежде всего на её политическую власть, на ту стену законов, которой она себя окружила" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 451—52).

Начало организованному движению чартистов было положено основанием в 1836 Лондонской ассоциации рабочих (ЛАР) во главе с У. Ловеттом и др. Руководители ЛАР выработали программу, которая была опубликована в мае 1838 в виде законопроекта под названием "Народная хартия" (содержала требования всеобщего избирательного права, тайного голосования и др.). Агитация за хартию приняла широкий размах, особенно в центральной и северо-западной Англии и промышленных районах Шотландии и Уэльса, сопровождаясь массовыми демонстрациями и митингами. Большую популярность получила идея "давления извне" на парламент (наряду с подачей петиции), вплоть до применения революционного насилия. В революционном духе выступал Большой северный союз (основан в 1838 Ф. О’Коннором). От ЛАР, в которой преобладали мелкобуржуазные и ремесленные элементы, отделилось пролетарское крыло во главе с Дж. Дж. Гарни, стоявшее за решительные действия и образовавшее самостоятельную Демократическую ассоциацию. Издававшаяся О’Коннором (с 1837) газета "Нортерн стар" ("Northern Star") стала ЦО чартистов. В начальный период Ч. ещё не обособился от буржуазно-демократического движения. Буржуазные радикалы, в частности руководители Бирмингемского политического союза (Т. Атвуд и др.), стремились удержать Ч. в рамках кампании за дальнейшую реформу парламента. Умеренные чартисты и буржуазные попутчики движения выступили за ограничение борьбы мирной пропагандой (принцип "моральной силы"). Часть сторонников "физической силы" (О'Коннор, О'Брайен) рассматривали революционную борьбу как средство самообороны. Представители левого крыла (Гарни, позднее Э. Джонс и др.) видели в применении революционного насилия условие победы рабочих. Особенно острые споры разгорелись в Чартистском национальном конвенте, созванном в Лондоне в феврале 1839. Стремление представителей революционного крыла превратить Конвент в центр революционной борьбы отпугнуло многих буржуазных радикалов; их представители покинули Конвент. Оставшиеся делегаты не сумели выработать реальной программы массовых действий. 12 июля 1839 парламент отклонил чартистскую петицию, под которой стояло 1280 тыс. подписей. Участники движения и сам Конвент оказались неподготовленными к проведению предусмотренных на этот случай мер (организация всеобщей стачки и др.). Тем не менее на призыв Конвента начать 12 августа стачку откликнулись рабочие Манчестера, Болтона, Маклсфилда и ряда других мест. 4 ноября вспыхнуло Ньюпортское восстаниегорняков Уэльса, подавленное войсками.

В 40-е гг. начался новый этап движения. 20 июля 1840 в Манчестере была основана Национальная чартистская ассоциация(в 1842 насчитывала 50 тыс. членов). Это была первая в истории массовая рабочая партия, которая, несмотря на отсутствие чёткости в определении программных целей и тактических задач, а также известную организационную расплывчатость, повела борьбу за доступ рабочего класса к осуществлению политической власти и за использование её как орудия социальных преобразований. Завершилось размежевание чартистов с буржуазными радикалами. Конвент, созванный в апреле 1842, отразил ориентацию большинства чартистов на классовую самостоятельность движения. В новую петицию был включен ряд социальных требований: отмена закона о бедных 1834, лишавшего их иной помощи, кроме помещения в работные дома; снижение налогов; сокращение рабочего дня; повышение зарплаты. Впервые английские рабочие потребовали расторжения насильственной англо-ирландской унии 1801. Под петицией было собрано свыше 3,3 млн. подписей. Однако парламент отклонил и вторую чартистскую петицию. В ответ на это в конце июля — начале августа 1842 забастовали горняки, текстильщики и гончары Стаффордшира, Вустершира, Шотландии. 9—16 августа стачка охватила Ланкашир, часть Чешира и Йоркшира и приобрела в этих районах всеобщий характер. В ряде мест она переросла в стихийные восстания. В Престоне, Блэкберне, Галифаксе произошли кровавые столкновения рабочих с полицией и войсками.

С конца 1842 чартистское движение пошло временно на убыль. Помимо неудачи стачки, его ослабили сепаратистские тенденции внутри движения, незрелость социальных и политических взглядов чартистов; многие чартистские лидеры видели главное средство решения социальных вопросов либо в возврате рабочих на землю (с этой целью по инициативе О'Коннора в 1845 было создано Земельное общество), либо в национализации земли (О' Брайен). Несмотря на это, шёл процесс консолидации революционного течения в Ч., представители которого обнаружили тяготение к идеям пролетарского социализма и интернационализма. Гарни и другие левые чартисты сблизились с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1845 левые чартисты вместе с революционными эмигрантами из Германии и других стран создали в Лондоне международное общество "Братские демократы". Наиболее передовые деятели — Гарни и Джонс — вступили в Союз коммунистов.

В 1847—48 под влиянием экономического кризиса и волнений в Ирландии, революционных событий на континенте чартистское движение приобрело широкий размах. В условиях подъёма пролетарской борьбы парламент вынужден был в 1847 принять акт о 10-часовом рабочем дне. В палату общин был избран О'Коннор. Однако Джонсу и Гарни не удалось убедить Конвент, собравшийся в апреле 1848, в необходимости подготовки к вооруженной борьбе. Мирная демонстрация чартистов 10 апреля была сорвана правительством. Третью чартистскую петицию постигла участь первых двух. Попытка левого крыла подготовить вооруженное выступление не увенчалась успехом. Большинство чартистских руководителей было арестовано (в том числе Джонс). 14 августа 1848 было подавлено чартистское восстание в Аштон-андер-Лайн.

После 1848 чартистское движение вступило в полосу спада. Течения сторонников О’Брайена и О’Коннора выродились во враждующие реформистские секты. В этих условиях левые чартисты, поддержанные Марксом и Энгельсом, развернули борьбу за возрождение Ч. на социалистической основе. В чартистской печати был опубликован первый английский перевод "Манифеста Коммунистической партии". Принятая в 1851 новая программа чартистского движения впервые провозглашала его социалистические цели (установление политического господства рабочего класса посредством осуществления требований "Народной хартии", национализация земли и банков, кооперирование труда и т.д.). Чартисты стремились принять участие в стачечном движении, соединить экономическую борьбу с политической агитацией. По их инициативе в марте 1854 был созван Рабочий парламент с участием представителей тред-юнионов и неорганизованных рабочих. Однако создать массовую пролетарскую организацию чартистам не удалось. Используя мировую промышленную и колониальную монополию Великобритании, буржуазия путём создания привилегированного слоя рабочей аристократии сумела расколоть рабочий класс и тем самым временно ослабить его революционную энергию. С ростом реформистских тенденций в рабочем движении Великобритании Ч. всё больше утрачивал своё влияние в рабочем классе и в конце 1850-х гг. окончательно сошёл с исторической арены.

Ч., составивший, по характеристике В. И. Ленина, "... революционную эпоху английского рабочего движения..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 25), оказал значительное влияние на общественное развитие Великобритании. Её господствующие классы вынуждены были впоследствии в той или иной форме провести в жизнь основные демократические требования чартистской программы. В рабочем движении Великобритании, несмотря на засилье реформизма, сохранились традиции Ч. Опыт и уроки Ч. имели международное значение.

07.10.2012, 20:48

4 апреля 1848 г. в Лондоне начал работать Национальный чартистский конвент. Большинство делегатов, выражая настроения выбравших их рабочих, склонялись к тому, что в случае отклонения третьей национальной петиции необходимо прибегнуть к вооруженному восстанию. Впрочем, даже самые левые и решительные лидеры весьма неясно представляли себе, как его осуществить.

На 10 апреля были назначены массовые демонстрации в Лондоне и других городах в поддержку петиции, которая в этот день будет вручена палате общин. Хотя чартисты предполагали провести «невооруженную моральную демонстрацию», буржуазия и правительство, боясь революционного взрыва, ввели в столицу около 90 тыс. солдат, в том числе - артиллерийские части. Создавались отряды добровольных констеблей из буржуазии и из части отсталых рабочих. Примерно 150 тыс. человек входило в эти отряды, а из близлежащих поместий лендлорды привели еще и вооруженных слуг. Полицейские власти предупредили руководителей демонстрации, что они могут провести митинг, но процессия к Вестминстерскому дворцу (к зданию парламента) запрещается. И О'Коннор, который должен был представить петицию, капитулировал. Он уговорил десятки тысяч демонстрантов разойтись. «Я готов стать перед вами на колени и просить вас сохранить спокойствие», - говорил он, и люди мирно разошлись. Вскоре парламент отверг петицию, под которой стояло свыше 5 млн. подписей.

Это было жестоким поражением чартистского движения. Это поражение имело международное значение. «В Лондоне 10 апреля, - писал Маркс, не только была сломлена революционная мощь чартистов, но и нанесен первый удар революционизирующему влиянию февральской победы».

Революционное крыло чартизма продолжало борьбу и после событий 10 апреля. В промышленных районах Севера и в Шотландии рабочие изготовляли пики и готовились к вооруженной борьбе. На митинги чартисты теперь приходили с оружием. В некоторых городах начала формироваться чартистская национальная гвардия. Все чаще происходили вооруженные столкновения с войсками и полицией. Но революционные рабочие и на этот раз не получили подлинного централизованного руководства.

12 мая был арестован Джон Митчел. Нерешительность других вождей ирландского движения привела к тому, что готовность масс к немедленному выступлению для освобождения Митчела не была использована. Вскоре Митчел был приговорен к 14-летней каторге и прямо из зала суда под мощным конвоем отправлен на корабль, который немедленно отплыл к Бермудским островам. В ответ на это в некоторых районах Дублина революционеры предприняли попытки восстания, кое-где даже появились баррикады. В рабочих кварталах Лондона одновременно попытались выступить чартисты. Но все эти выступления были настолько разрозненными, что властям не стоило большого труда подавить их. Жестокие репрессии обрушились на ирландских и английских революционеров. Было арестовано около 500 чартистов, в том числе и Эрнст Джонс.

В ходе подъема чартистского движения в 1847-1848 гг. произошло окончательное размежевание с мелкобуржуазными элементами, левое крыло чартизма сделало значительный шаг вперед, освободясь от многих утопических представлений. Передовые рабочие уже не довольствовались лозунгом Хартии. В сфере политических требований они стали переходить, не без влияния событий во Франции, на республиканские позиции. Но главный сдвиг в чартистской идеологии заключался в том, что началось ее сближение с социализмом.

После поражения в 1848 г. чартизм стал быстро утрачивать характер массового движения. Поредели ряды чартистской ассоциации, митинги не собирали столь широкой аудитории, сама идея Хартии постепенно утратила популярность. Это произошло не только вследствие временной победы общеевропейской и английской реакции, ареста вождей движения, разочарования масс после провала радужных надежд весны 1848 г. Более глубокие причины лежали в основе упадка чартизма, а затем и прекращении этого великого революционного движения английского рабочего класса.

Уже с лета 1848 г. экономическая конъюнктура начала улучшаться, кризис остался позади, и капиталистическая экономика Англии вступила в полосу длительного подъема, хотя и прерывавшегося экономическими кризисами 1857 и 1866 гг. Это привело к сокращению безработицы и некоторому повышению уровня жизни верхушки рабочего класса, а частично и всего населения.

Оппортунистические тенденции, проявлявшиеся в некоторых слоях рабочего класса, начали усиливаться в конце 40-х годов. Революционные чартисты, несмотря на неблагоприятную обстановку для борьбы за массы, все же вступили в схватку с буржуазными влияниями и сумели задержать (хотя и не остановить) процесс развращения рабочего класса буржуазными взглядами, вкусами, предрассудками.

Выйдя летом 1850 г. из тюрьмы после двухлетнего заключения, Джонс с головой окунулся в борьбу за восстановление чартистских организаций. Оставшиеся верными старым идеалам рабочие продолжали революционную борьбу и, преодолевая сопротивление оппортунистов, созвали в марте 1851 г. чартистский конвент в Лондоне. Здесь была принята развернутая программа чартистских политических и социальных требований. Не только Хартия, а, как тогда говорили, «Хартия и еще кое-что» - таков был лозунг большинства конвента. Это «кое-что» включало национализацию земли (а не создание мелкой земельной собственности, как настаивала группа О'Коннора), право каждого гражданина на труд либо на полное обеспечение за счет государства и, главное, не слишком четкое, но все же антикапиталистическое требование «немедленной отмены наемного рабства». В такой постановке вопроса, несомненно, сказалось растущее влияние идей научного коммунизма. Не случайно незадолго до принятия программы чартисты впервые опубликовали на английском языке «Манифест Коммунистической партии» (1850).

В 1851 г. вышла в свет поэма Джонса «Новый мир». Она была написана в тюрьме собственной кровью поэта между строк молитвенника - единственной книги, которой не лишили его тюремщики. В обобщенных образах поэмы, напоминающих поэтику революционных романтиков, воплощена история классовой борьбы на протяжении всего развития человечества. Но, в отличие от «Освобожденного Прометея» Шелли, «Новый мир» Джонса - произведение реалистическое. Аристократия в нем выступает как аристократия, буржуазия - как буржуазия, а не как мифические, романтически преображенные силы. В поэме нет индивидуальных героев, в ней действуют целые классы, а главный герой - народ. Утопическая картина будущего общества, которой завершается поэма, не вносит ничего качественно нового в социальные утопии XIX в. Но, в отличие от всех прежних утопий, она рисуется Джонсом как результат борьбы, и в этом ее несомненное новаторство.

В 1852 г. Джонс учредил новый чартистский еженедельник - «Пиплз пейпер» («Народная газета»), сыгравший выдающуюся роль в пропаганде революционной теории среди рабочих Англии.

Наряду с идеологической борьбой чартисты пытались в 50-х годах возродить и укрепить свои организации, использовали избирательную кампанию 52-го года для широкой пропаганды в массах, активно поддерживали подъем стачечной борьбы в 1853 г. Но чартистское движение уже давно перестало быть массовым, а к концу 50-х годов постепенно прекратили существование последние организации чартистов на местах.

Практические результаты чартистского движения, несмотря на его поражение, были чрезвычайно велики. Не только закон о 10-часовом рабочем дне и другие уступки, вырванные в ходе самого движения, но многие экономические и политические завоевания рабочего класса в последующие десятилетия объясняются тем, что перед буржуазией долго еще стоял грозный призрак чартизма.

Наши рекомендации