Реформы 60–70-х гг. и контрреформы 80–90-х гг. в России
С середины XIX в. Россия вступает в период глубоких преобразований, которые составляли часть общемирового процесса модернизации – перехода от сословно-патриархального к буржуазно-индустриальному обществу. Реформы 60–70-х годов XIX в. стали новым этапом европеизации России.
Идея необходимости коренных перемен в России была близка не только революционерам, но и находила определенный отклик у российских самодержцев первой половины XIX в. Именно тогда была поставлена задача освобождения крестьян от крепостной зависимости, развернулось движение за конституционное ограничение власти абсолютной монархии (освобождение крестьян в Прибалтике в 1816–1819 гг.; Указы о вольных хлебопашцах (1803 г.) и об обязанных крестьянах (1842 г.); проекты реформ М.М. Сперанского и конституция Н.Н. Новосильцева). Но окончательный поворот к модернизации страны был сделан в середине 50-х гг. XIX в. и связан с именем Александра II (1855-1881 гг.).
Современные исследования показывают, что решение о необходимости кардинальных реформ, и прежде всего об отмене крепостного права, было принято царизмом с учетом комплекса обстоятельств. Прежде всего, крепостническая система изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Правительство было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, т.к. препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
О необходимости ликвидации крепостного права свидетельствовал и открытый протест крестьян против него. Хотя антикрепостнические выступления крестьян в первой половине XIX в. были довольно слабыми, народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян – это «пороховой погреб» под государством.
Но важнейшим обстоятельством, подтолкнувшим к отмене крепостного права, были итоги Крымской войны (1853–1856 гг.). Поражение в Крымской войне показало несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым.
Первое заявление о грядущих реформах было изложено в манифесте о Парижском мире (19 марта 1856 г.). Стремление поддержать пошатнувшийся статус великой державы, преодолеть послевоенную изоляцию на международной арене вынудило Александра II и его либеральное окружение искать новые пути и принимать нестандартные решения. 1856 г. стал началом либеральной оттепели: в отставку были оправлены многие одиозные государственные деятели, объявлено о ликвидации военных поселений, был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I, разрешалась свободная выдача заграничных паспортов, была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам Польского восстания 1831 г., петрашевцам). Были предприняты и другие либеральные меры. Однако узлом проблем, стоящих перед Россией, был крестьянский вопрос.
Впервые Александр II высказался по проблеме крепостного права в 1856 г. на обеде в московском дворянском собрании, заявив, что лучше его упразднить сверху, чем ждать, пока его отменят снизу. В январе 1857 г. был учрежден Секретный комитет для решения аграрной проблемы. Однако туда вошли откровенные крепостники, стремящиеся замедлить ход преобразований. В конце 1857 г. Александр II издал рескрипт на имя генерал-губернатора литовских губерний В.Н. Назимова, в котором предписал дворянам создавать губернские комитеты для подготовки крестьянской реформы. Рескрипт был опубликован в России и заграницей, что сделало процесс подготовки реформы необратимым. В губерниях, где было распространено крепостное право, стали создаваться губернские комитеты из местных помещиков, которые высказывали свои соображения по поводу предстоящей реформы. Секретный комитет утратил тайный характер и был переименован в Главный. Крестьянский вопрос стал широко обсуждаться в печати. В 1859 г. был создан специальный орган - Редакционные комиссии, в который поступали все проекты и который должен был выработать единые для всей России «Положения» об отмене крепостного права. В состав Редакционных комиссий вошли образованные и либерально настроенные чиновники и помещики, а также ряд видных общественных деятелей (Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский и др.). Во главе комиссий царь поставил Я.И. Ростовцева, а идейным вдохновителем был Н.А. Милютин.
В результате компромиссов, сложного согласования интересов государства, помещиков и крестьян был выработан проект «Положений» об отмене крепостного права и направлен на обсуждение в Главный комитет и в Государственный Совет.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян, который провозгласил отмену крепостного права. Все крепостные крестьяне получили личную свободу и гражданские права (распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие непривилегированные сословия, вступать в брак без разрешения помещика и т.д.). Реформа предусматривала постепенный переход к крестьянам земельного надела, однако около половины крестьян при этом теряли часть земли, которой они пользовались ранее («отрезки»). Земля переходила крестьянам за выкуп, который должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75-80% выкупной суммы, остальное доплачивал крестьянин. В казну же крестьяне выплачивали долг в течение 49 лет с таким расчетом, что государство в конце концов должно было получить 300% потраченной ссуды. До выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и выполняли повинности в пользу помещика (барщина и оброк).
Земля переходила от помещика не к отдельному крестьянскому хозяйству, а к сельской общине, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. Община наделялась только пашней, все подсобные угодья оставались у помещика. Малоземелье и отсутствие лугов и пастбищ вынуждали крестьян арендовать земли помещика. В общине сохранялась круговая порука в выплате податей выкупных платежей. Крестьянин без согласия общины не мог свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни.
Крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно. С одной стороны, она была для России самой важной из реформ за всю ее историю. Она послужила юридической гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории – феодализма и капитализма. В результате ее осуществления получили свободу 23 млн. помещичьих крестьян, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных и дворовых. Отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни. В деревне полным ходом пошло расслоение крестьянства: выделялись быстро богатевшие хозяева – потенциальные буржуа и бедняки, превращавшиеся в неимущих пролетариев. В результате фабрики и заводы получили приток дешевой рабочей силы. Разрушение натурального хозяйства делало внутренний рынок более емким. Все это дало мощный импульс развитию промышленного производства. В 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот. Возникают и развиваются новые отрасли промышленности: угольная, нефтедобывающая, машиностроение. Страна покрывается сетью железных дорог, что, в свою очередь, явилось мощным стимулом для развития всей экономики страны. В завершающую стадию вступает процесс формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Меняется быт всех слоев населения. Приобретает новые черты русская культура.
С другой стороны, реформа сохранила и законсервировала многие элементы старых крепостнических отношений. Сохранилось помещичье землевладение, причем помещики сохранили за собой лучшие земли, получили на руки огромные денежные суммы. Общинная собственность на землю, круговая порука, переделы наделов тормозили развитие страны, уже твердо вставшей на путь капитализма. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX – начале XX вв.
Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.
Сразу после отмены крепостного права началась подготовка судебной реформы. Ее основные принципы, определенные с учетом опыта европейских стран, были одобрены Александром II в сентябре 1862 г. Старые сословные суды отменялись. Судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной, судьи стали несменяемы и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, обвинял подсудимого прокурор, защищал адвокат. Решение по некоторым делам принимали присяжные заседатели (представители разных слоев общества), важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом. Судебная реформа была самой демократичной и последовательной из реформ этого времени.
В 1864 г. была проведена земская реформа, в ходе которой начала создаваться система органов местного управления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Ими стали уездные и губернские земские собрания. Избирались они на всесословной основе. Высокий имущественный ценз обеспечил преобладание в них дворян. Задачей земств являлось содействие буржуазному предпринимательству на местах и привлечение общественности к подъему хозяйственной жизни, просвещения, здравоохранения. Земствам «глубинка» России обязана улучшением дорог, совершенствованием просвещения, борьбой с эпидемиями. Всемирное признание получила земская статистическая служба. Земства создали особый слой русской интеллигенции. Благодаря ей они становились учреждениями либерального толка, очагами скрытой оппозиции правительству, и это притом, что их политические права были крайне ограничены, они не обладали правом законодательной инициативы.
В 1870 г. было реорганизовано и городское самоуправление. В городах вводились новые всесословные органы – городские думы. Они решали те же проблемы, что и земства.
Введение местного самоуправления было важным шагом вперед в европеизации страны. Российские либералы рассматривали введение самоуправления как первую ступень к конституции.
Развитие местного самоуправления способствовало возникновению независимой от власти общественной жизни. Этому способствовали реформы в области образования, проведенные в 1862–1864 гг. Были учреждены гимназии для девушек; в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий (однако высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов). Университетский Устав 1863 г. предоставлял широкую автономию университетам (ректор, проректор, деканы избирались; совет университета решал все научные, финансовые, учебные вопросы и т. д.). Начало высшему образованию женщин было положено открытием в 1869 г. Лубянских высших женских курсов. «Цензурная» реформа отменила предварительную цензуру для большинства изданий.
В 1861 г. во главе военного министерства встал Д.А. Милютин, с именем которого связаны реформы в армии (1860 - середина 1870-х гг.). Сословная армия заменялась новой, созданной на основе всеобщей воинской повинности. Были отменены телесные наказания. Сокращен срок солдатской службы до 6 лет, на флоте - до 7 лет. Существовала целая система льгот и отсрочек от призыва для различных социальных и профессиональных категорий, например, для единственных кормильцев в семье, для получивших образование. Важное значение имели преобразования в сфере военного образования: учреждались военные гимназии, открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто хотел продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. В стране была реорганизована система военного управления. Россия была разделена на 15 военных округов, что улучшило систему управления вооруженными силами. В 60-х гг. началось перевооружение армии современным оружием. Все это позволило сократить численность армии в мирное время, поднять ее боеспособность, что подтвердила русско-турецкая война (1877–1878 гг.).
Подводя итоги реформ 60-70-х гг., следует отметить, что реформы, безусловно, отвечали и потребностям социально-экономического развития России, и основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации, начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Благодаря реформам был сделан важный шаг в формировании в России правового государства и гражданского общества.
Вместе с тем, реформы носили половинчатый характер, так как, с одной стороны, ставилась цель модернизировать страну, а с другой – сохранить в максимальной неприкосновенности часть феодальных структур (община, помещичье землевладение, самодержавие и т.д.). В чем же причина незавершенности, половинчатости реформ? Александр II при проведении реформ не был последовательным либералом в силу своего мировоззрения, сформировавшегося в эпоху апогея самодержавия под бдительным оком и влиянием Николая I. Сказалось сопротивление консерваторов, а также нежелание правящей бюрократии поступиться какой-то долей своей неограниченной власти. В обществе не было сил, способных заставить правительство довести реформы до логического завершения, т.е. увенчать их парламентом и конституцией.
Застой в экономике, потеря правительством инициативы, последствия русско-турецкой войны (1877 – 1878), неурожай и голод 1879 – 1880 гг., промышленный спад вызвали на рубеже 70-80-х гг. острую кризисную ситуацию. Усилилось крестьянское движение, происходили волнения студентов в Москве, Петербурге, Харькове. Все громче становился голос сторонников конституции. Напряженность политической обстановки усиливалась в результате действий революционеров. В 1878 г. Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, Сергей Кравчинский, редактор газеты «Земля и воля», в Петербурге убил шефа жандармов Н.В. Мезенцова, персонально ответственного за репрессии против народников. В 1879 - 1880 гг. г. были совершены покушения на Александра II. Обстановка в стране накалялась. Для преодоления кризиса и стабилизации обстановки в феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления – Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым, боевым генералом, героем русско-турецкой войны. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Очевидные потребности модернизации России заставили, наконец, правительство решиться на второй (после отмены крепостного права) принципиальный шаг и обратиться к конституционным идеям эпохи Александра I. Но 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен бомбой студента И. Гриневицкого. Трагический парадокс истории заключался в том, что именно в этот день Александр II подписал документ (конституционный проект Лорис-Меликова), означавший практически согласие царя на некоторые политические преобразования в стране. Его гибель надолго отдалила реформу государственного строя. Со смертью Александра II закончилась эпоха Великих реформ.
После смерти Александра II разгорелась острая борьба за влияние на нового царя между либералами-сторонниками реформ и консерваторами. Верх взяли консерваторы во главе с обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым (был воспитателем царя и имел на него большое влияние). Идеологами нового политического курса были также министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Все они отрицательно относились к преобразованиям предшествующего царствования, которые, с их точки зрения, вели к развалу традиционного государственного строя и способствовали революционному движению в России. Была сформулирована цель новой внутренней политики: укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета. Средством нейтрализации рокового воздействия реформ 1860–1870 гг. на русскую жизнь должны были стать контрреформы, т.е. преобразования, направленные против Великих реформ 1860–1870 гг.
Потрясенный потерей отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». Либеральные бюрократы были удалены из государственного аппарата. Реформы продолжались, но их характер и механизм реализации были другими, чем при Александре II. Александр III не только приостановил реформирование политической сферы, но и повернул назад. Вновь была ограничена демократия. Усилился административный контроль над земствами. Законом 12 июля 1889 г. была учреждена должность земских начальников. Они назначались министром внутренних дел и могли быть только потомственными дворянами. Земский начальник подчинял себе все крестьянское самоуправление. Он утверждал и смещал должностных лиц крестьянской администрации, мог штрафовать и арестовывать крестьян, чинить над ними расправу. Мировой суд в деревне был упразднен, и земский начальник соединил в себе как административную, так и судебную власть. Таким образом, дворянство вернуло себе в лице института земских начальников значительную долю своей прежней дореформенной вотчинно-полицейской власти над крестьянами. В результате земской контрреформы (1890 г.) были подорваны демократические основы земской реформы 1864г.: всесословность и выборность. В руководстве земств усилилось дворянское влияние, а функции земств были ограничены.
Итогом городской контрреформы (1892 г.) явилось то, что в городском управлении стали главенствовать не торгово-промышленные круги, как ранее, а преимущественно дворяне и чиновники. Городское и земское самоуправление были поставлены под еще более жесткий контроль правительства. В результате судебной контрреформы каждый из четырех краеугольных принципов судебной реформы 1864 г. (независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства) был сведен совершенно или почти на нет.
Одной из задач правительства была борьба с революционным движением. Уже в августе 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственного спокойствия и общественной безопасности», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получила возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения, органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. «Положение» вплоть до 1917 г. широко использовалось властью в борьбе с революционным и общественным движением. Был усилен репрессивный аппарат. Оперативно работали охранные отделения. Не было практически ни одной общественной организации в России, в том числе правого и монархического толка, в которых охранка не имела бы своих агентов.
Охранительные меры правительства коснулись печати и образования. Именно отсюда, по мнению правительства, исходила опасность устоям государства. Начались преследования либеральной прессы, автономия университетов была отменена. Прекращается издание всех радикальных и многих либеральных газет и журналов. Расширяется круг тем, которые печать не имела права освещать. Правительство пыталось придать образованию сословный характер: была повышена плата за обучение, в 1886 г. издается «циркуляр о кухаркиных детях», который закрыл доступ в гимназии детям из низших сословий. В стране фактически ликвидируется женское высшее образование. Резко возрастает роль церкви в сфере образования. Принимаются законы, затрудняющие выход крестьян из общины. Одновременно принимаются меры, направленные на поддержку помещичьего землевладения, создается Дворянский банк. Ухудшалось положение нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики.
Контрреформы 1880–1890-х гг. объективно представляли собой попытку повернуть вспять начавшийся после 1861 г. глубинный процесс экономического и социального обновления страны, процесс изживания крепостничества во всех его формах, включая самодержавие. К 90-м г. XIX в. самодержавно-крепостнический порядок уже прогнил насквозь и попытки реакции укрепить его оказывались тщетными. Они лишь отсрочили неизбежную гибель самодержавия.
Следует заметить, что наступление фазы контрреформ не прекращает полностью процесса модернизации, хотя и вносит в нее дополнительные ограничения. В социально-экономической области в этот период реформы продолжались. Экономическая политика Александра III была направлена на ускорение хозяйственного развития страны и усиление позиций дворянства.
В 1881 г. был принят закон о снижении выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы, обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. С 1887 г. была отменена подушная подать, вместо которой вводились новые налоги. Был создан Крестьянский поземельный банк (1882 г.). В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение. И.В. Вышнеградский, министр финансов в 1887 – 1892 гг., усилил протекционизм в таможенной политике, благодаря чему увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х гг. был преодолен дефицит государственного бюджета.
В 80-е годы в большинстве отраслей крупной промышленности России завершился промышленный переворот. Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи угля и нефти. В 1895 г. нефти было добыто в 226 раз больше, чем 25 лет назад, а добыча угля за 30 лет (1867 – 1897) выросла в 25 раз, производство чугуна за 10 лет (1886 – 1896) утроилось.
Огромное внимание при Александре III уделялось развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х гг. развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х гг. 60% всей железнодорожной сети было сосредоточено в руках государства.
Развитие промышленности вело к быстрому увеличению численности рабочего класса, однако отсутствие трудового законодательства вело к росту конфликтов между рабочими и предпринимателями. После знаменитой Морозовской стачки государство для смягчения остроты рабочего вопроса предпринимает ряд мер. В 1882 г. был издан закон о 8-ми часовом рабочем дне для малолетних, в 1884 г. появился закон о школьном обучении детей, работающих на фабриках, в 1885 г. – закон о запрещении ночного труда женщин и детей. Была учреждена фабричная инспекция для контроля за условиями труда.
Меры, осуществленные при Александре III, подготовили мощный промышленный подъем в 90-е годы XIX в. Они обусловили по завершении промышленного переворота переход к индустриализации, которая развернулась в 90-е годы.
Таким образом, в результате реформ 60–70-х гг. XIX в. Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Запада и был основан на рыночной экономике и частной собственности, парламентской демократии. Эпоха реформ в России органически вписывалась в мировой контекст, являясь составной частью Великих социальных катаклизмов 60–70-х гг. XIX в. Однако бремя реформ оказалось слишком тяжело для власти и общества. Прерывание процесса общественных преобразований в 80–90-х годах и даже попытки повернуть историю вспять сохранили в России огромный груз феодально-крепостнических пережитков, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе, что наиболее ярко выразилось в революционном движении второй половины XIX–начале XX вв.