Правовые нормы, относящиеся к нетипичным

Кроме указанных видов общих норм права, имеются так называемые специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы. Это — нетипичные правовые предписания, т.е. предписания «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.

Признаки специализированных норм:

1. Имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву;

2. Сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных,

3. Образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм.

Каковы причины создания специализированных норм права?

— Необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сложившуюся и оправдавшую себя на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент).

— Убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы путем внесений в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент). Создание специализированных (вспомогательных, или производных) правовых норм позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нём противоречий и пробелов.

Схематично пути (стадии) разработки специализированных норм можно представить следующим образом:

1. Идея -> норма -> отношение: здесь специализированные нормы направлены на совершенствование сложившихся общественных отношений, уже урегулированных в определенной степени правом;

2. Отношение —> идея -» норма: здесь необходимо охватить специализированными нормами сложившиеся общественные отношения, не урегулированные правовыми нормами.

Следует учесть, что составление текста специализированной (вспомогательной, или производной) правовой нормы невозможно без изменений, дополнений гипотезы или (и) диспозиции основной (первичной, исходной) нормы права. В гипотезе указываются новые условия действия нормы. В диспозиции определяются иные правила поведения, отличающиеся от диспозиции основной (первичной, исходной) правовой нормы.

Специализированные нормы отграничиваются друг от друга в зависимости от целевого назначения, выполняемого в процессе правового регулирования.

Различают следующие специализированные нормы: нормы-начала нормы-принципы нормы-цели нормы-объявления нормы-дефиниции

Общезакрепительные нормы, или нормы-начала — нормы, которые содержат положения, закрепляющие первичные основы общественного и государственного строя; в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «выведением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права указывают на некоторые единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Общезакрепительные нормы нередко совпадают с учредительными нормами.

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.3 Конституции Украины, которая гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Прогностические нормы, или нормы-цели — нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Например, ст.1 Кон-

ституции Украины гласит: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство».

Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, в которых содержатся положения программного характера, нормативные объявления.

Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др. Такие определения имеют общеобязательное значение. Так, в ст. 3 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. указывается: обращение — изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Среди специализированных норм следует выделить: оперативные, или нормы-инструменты коллизионные,

или нормы -арбитры

Их специфика состоит в том, что они являются нормами о нормах:

Оперативные нормы, или нормы-инструменты — нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (изменения, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они называются «оперативными», потому что обеспечивают регулирование общественных отношений оперативным путем: не через издание новых регулятивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, их изменение, дополнение, отмену, распространение сферы и сроков действия, т.

е. регулируют их движение.

Коллизионные нормы, или нормы-арбитры — нормы, которые при наличии противоречия между отдельными нормативными актами по одному и тому же предмету регулирования, долны быть применены в данном случае, т.е. это нормы, регулирующие выбор нормы.

Они призваны решать коллизии (столкновения норм, связанные с особенностями регулирования одних и тех же общественных отношений разными правовыми актами):

1) между конституцией и иными нормативно-правовыми актами; между законами и подзаконными актами; между актами одного и того же органа, изданными в разное время; между общим и специальным актом;

2) в унитарном государстве с автономными образованиями, наделенными правотворческими полномочиями, — между общегосударственными актами и актами автономного образования (например, Украины и Автономной Республики Крым); в федеративном государстве — между общефедеральными актами и актами субъектов федерации (например, Российской Федерации и Татарстана);

3) межу разными государствами.

Большей частью коллизионные нормы' входят в состав международного частного права (например, имеется коллизионный механизм регулирования внешнеэкономических договоров).

Коллизионные нормы имеют структурные элементы: гипотеза

(объем) диспозиция

(привязка) — указывает на общественные отношения, которые ею регулируются — указывает на национальное законодательство, которое подлежит применению при решении дел в границах данных общественных отношений

Привязки коллизионных норм определяются по принципам:

— «собственного закона» (закон гражданства и др.);

— «закона местонахождения вещи»;

— «закона, избранного лицами, которые вступают в соглашение»;

— «закона места совершения акта» (закон места совершения договора; закон места совершения соглашения; закон места совершения обязательства; закон места совершения правонарушения, закон суда и др.).

Коллизионные нормы составляют содержание так называемого коллизионного права — общей процессуальной отрасли, формируемой в рамках публичного права. Коллизионное право — совокупность норм, разрешающих соответствующие несогласованности (конфликты) между действующими нормативными актами, их противоречия по одному и тому же предмету регулирования. Разрешить коллизии можно различными способами: принятием нового акта, отменой старого акта, внесением изменений в действующий акт, систематизацией (кодификацией) законодательства, толкованием, работой конституционного и иных судов, переговорами через согласительные комиссии и др.

Наши рекомендации