Понятие и типы правопонимания
Под правоотношением, исходя из непозитивистского правопонимания, понимается объективно возникающая до закрепления в законе особая форма социального взаимодействия людей, обладающих взаимными правами и обязанностями. Согласно такому подходу право появилось первоначально как система правоотношений между людьми без соответствующих им норм позитивного (установленного государством) права. Такие правоотношения существуют и сейчас в сфере производства, обмена, распределения материальных благ и присущи социальным связям, не получившим юридического оформления. Их реализация обеспечивается самими участниками без вмешательства государства. Они первичны по отношению к закону, поскольку формируют государственную волю, а государственные органы и законодатель «ищут» право, проявляющееся в том числе и в правоотношениях.
Под правоотношениями, исходя из позитивистского подхода, понимаются только законоотношения (нормоотношения), т.е. разновидность социальных отношений, урегулированных юридической нормой. Участники таких правоотношений также обладают взаимными правами и обязанностями и реализуют их в особом процедурном порядке, установленном, гарантированном и охраняемом государственными органами. Такие правоотношения вторичны, поскольку возникают на основе юридических норм и реализуют государственную волю, уже содержащуюся в юридических нормах. Государство принимает принудительные меры по обеспечению таких правоотношений, сущностью которых является перевод общих установлений юридической нормы в конкретные субъективные права и обязанности субъектов правоотношений.
№2
Основные типы правопонимания
В современной юридической науке сложились в основном три подходак пониманию права:
Нормативныйподход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.
Социологический подходтрактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.
Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.
№3
Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и
социального назначения права.
В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права -
это норма права, правосознание и правоотношение.
Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский
(нравственный), социологический и интегративный.
Право в нормативном правопонимании
Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в
иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где
каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из
верхней, ей подчиняется.
Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном
нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Право в социологическом правопонимании
Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и
потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно
"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.
Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".
Право в философском правопонимании
Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от
государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только
являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при
которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки
зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)
Право в интегративном правопонимании
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных
официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.