Подбор литературы и изучение материалов

При выполнении исследовательской работы студент, как правило, сталкивается с необходимостью работы в библиотеке, с электронными информационно-образовательными ресурсами Интернет-сайтов и он-лайн библиотек. Поэтому следует усвоить основные принципы и приемы работы с каталогами, заказами, заполнением требований и т.д.

В процессе изучения литературных источников по теме своего исследования необходимо учесть, что главное в их изучении - это отбор и систематизация материалов в соответствии с планом выпускной работы. Практическая реализация такого подхода позволит по-новому изложить уже известный материал, сопоставить различные точки зрения, сформулировать собственный взгляд на исследуемую проблему, и в результате - самостоятельно изложить содержание темы выпускной квалификационной работы.

При подборе литературы по теме исследования студент обращается к различным источникам. Необходимо анализировать научную литературу (монографии, научные публикации, авторефераты диссертаций и т. п.), современную практику, собственный опыт. Для эффективного составления библиотечно-справочного аппарата при работе с источниками наиболее правильным является оперативное фиксирование выходных данных источника, указывая конкретные страницы и/или сохраняя URL-коды Интернет-страниц.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Составление плана работы по выполнению выпускной квалификационной работы - важный этап работы выпускника и научного руководителя. Правильно составленный план создает стратегическую основу для успешного решения поставленной перед студентом задачи. Нужно, чтобы план определял не только круг вопросов, которые должны быть затронуты в работе, но и ее основное содержание, что позволяет получить выпускнику общую ориентацию в материале темы, обеспечивает его правильный отбор и логичность изложения.

Первый вариант плана составляется на основе общего ознакомления и изучения литературы. Он может предоставлять собой развернутую программу работы, приспособленную для сбора материала. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы может быть подготовлен на основе более детального изучения литературы, анализа отобранного фактического материала и уточнения его с научным руководителем.

План самой выпускной квалификационной работы должен иметь следующую структуру: введение, в котором указывается актуальность, степень научной разработанности, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методология проведения исследования, два-три раздела основного содержания, заключение, список литературы и источников, приложения.

Выпускник самостоятельно разрабатывает план выпускной работы и в обязательном порядке согласовывает его с научным руководителем.

Очень важной для составления плана выпускной квалификационной работы и се успешного выполнения является первая консультация, в ходе которой выясняются возможности выпускников решить стоящие перед ними задачи; осуществляется знакомство с методикой написания выпускного исследования, подбора необходимой литературы и составления плана.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Рекомендуется следующая структура выпускной квалификационной работы:

· титульный лист;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы и источников;

· приложения (в случае необходимости).

Начало работы должно быть представлено титульным листом.

Названия структурных частей выпускной работы должны быть уточнены в соответствии с темой исследования и конкретизированы с учетом специфики процесса или явления, на материале которого выполняется выпускная работа.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования как на уровне региона, страны, зарубежных государств, так и на уровне отдельной социальной группы, общества в целом, показывается необходимость решения проблемы на современном этапе. Затем кратко излагается степень научной разработанности проблематики исследования с обязательным указанием ведущих специалистов и их работ, научных школ и направлений. Далее четко определяется цель, и формулируются основные задачи, которые следует решить в ходе выполнения выпускного исследования, обосновывается свое видение проблемных вопросов темы. Цель выпускного квалификационного исследования всегда одна и должна отражать тему исследования. Задачи чаще всего формулируются по параграфам и отражают последовательность достижения цели исследования. При этом можно подчеркнуть, какие проблемы выходят за пределы данной работы и могут быть раскрыты в дальнейшей научной работе в магистратуре, аспирантуре.

Во введении также дается краткий обзор публикаций по выбранной теме, показывается степень ее изученности в литературе. Обязательно выделение во вводной части объекта и предмета исследования, а также применяемых методов исследования, таких, как системный и сравнительный анализ, метод экспертных оценок, применение статистических методов обработки данных. Введение должно занимать по объему не более 3-5 страниц. При написании введения необходимо помнить, что содержательная часть выпускной работы в нем не должна рассматриваться.

Таким образом, во введении тезисно обозначается актуальность работы, проблема, на решение которой она направлена, степень научной разработанности, кратко описывается цель и задачи исследования, определяются объект и предмет; теоретико-методологическая основа исследования. Кроме того, во введении может быть описаны принципы использованной выборки, перечислены применявшиеся методики, указаны структура и объем выпускной квалификационной работы. При необходимости следует указывать хронологические рамки исследования, которые зависят от масштабности поставленной цели исследования.

Содержание обзорно-теоретической главы зависит от темы исследования. Однако в любом случае она имеет свое название, адекватно отражающее ее содержание.

Содержание первой главы посвящается рассмотрению существующих в специализированной отечественной и зарубежной литературе взглядов на непосредственно поставленную или аналогичную проблему. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой темы на момент написания работы, содержать описание достижений и критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и практических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме (выводы по главе) и логичным переходом к исследовательской части дипломной работы.

Результатом написания обзорной главы должны быть:

· разъяснение поставленной в работе проблемы,

· постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,

· постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеоретического разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,

· обоснованный переход к исследовательской части работы.

Обзорно-теоретическая часть работы не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него).

Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, предлагаемые студентом.

Исследовательская глава посвящается описанию и анализу методов решения поставленных задач, изложению практических результатов исследовательской работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее содержание.

Во второй главе при необходимости следует представить описание процедуры проведения исследовательской работы.

Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. После изложения результатов производится их интерпретация - разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения методических или прикладных целей. При отсутствии содержательной интерпретации выпускное исследование не может претендовать на положительную оценку.

Для более наглядного изложения анализируемые тексты, документы и иллюстративные материалы рекомендуется помещать в приложениях к выпускной квалификационной работе. Следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещенный в основную часть работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, помещаемые в основной части таблицы должны быть аналитическими, т.е. являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации рассматриваемых положений. Этот вид таблиц рекомендуется приводить в приложениях к работе.

В заключении не должно содержаться элементы и выводы, не рассмотренных в основной части работы, так как оно является не продолжением текста работы, а сжатыми выводами из ее содержания. В этой части дается краткое описание проведенной работы, приводятся обобщения и выводы. Выводы формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка. Примерный объем заключения - 3-5 страниц.

После заключения дается список литературы и источников, который должен содержать информационные источники, использованные при выполнении выпускной квалификационной работы. К источникам относятся законодательные документы, постановления правительства по соответствующим вопросам, монографии, статьи в периодической печати… Они располагаются в алфавитном порядке. В тексте дипломной работы обязательны ссылки на указанные в библиографии источники. Список использованных источников и литературы должен включать не менее 30 наименований.

После списка литературы и источников даются приложения, которые включают вспомогательные материалы, необходимые для обоснования отдельных положений, выводов и предложений (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, формулы, расчеты, действующие методики, описания используемых программ и т.п.). Приложения в общий объем дипломной работы не входят.

В целом выпускные квалификационные работы, выполняемые в системе высшей школы, относятся к разряду учебно-исследовательских работ и представляют собой законченное теоретическое исследование, позволяющее определить степень готовности будущего специалиста к выполнению реальных функций в своей профессиональной деятельности. Основной целью такой работы является потребность выявить общую теоретическую подготовку и специальные знания выпускников для работы в современных условиях.

Наши рекомендации