Беларусь в период попыток проведения реформ (1954-1964 гг.)
После смерти Сталина и осуждения культа личности пришел период «хрущевской оттепели», определенной демократизации общественной жизни, повышения роли Советов, расширения прав союзных республик.К ведению республики были отнесены такие вопросы, как установление областного деления, руководство строительством путей сообщения, транспортом, предприятиями связи республиканского значения, принятие законодательства о судебном строе и судопроизводстве, гражданского и уголовного законодательства.
Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти. Увеличивается число постоянных комиссий Верховного Совета БССР (в 1955 г. их было 4). Появляются новые комиссии Верховного Совета БССР по народному образованию и культурно-просветительской работе; по здравоохранению и социальному обеспечению; по жилищному строительству и коммунальному хозяйству; по сельскому хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета БССР, определены два главных направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за их исполнением и эффективностью.
Все это повышало законодательную активность Верховного Совета БССР. Так, за период с 1959 г. по 1967 г. было принято 124 законодательных акта. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых «Закон о судоустройстве БССР (1959 г.)», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс (1960 г.) и др^ие.
В 1957 г. в СССР осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством. Вместо системы министерств, организованных по отраслевому принципу, была создана система советов народного хозяйства (совнархозов), построенных по территориальному принципу. Реорганизация проводилась на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В связи с проведенной реорганизацией и образованием Совнархоза СССР были упразднены 9 министерств. Совнархоз республики осуществлял руководство порученными ему отраслями хозяйственной жизни, предприятиями, стройками и иными организациями, издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему предприятиями и организациями на территории БССР. Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через Совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономического района, однако оказалось, что такая система не соответствовала возросшим потребностям страны, так как управление отраслями производства было раздроблено по многим экономическим районам, и руководство народным хозяйством ослабло. Законом «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов управления» от 2 октября 1965 г. и аналогичными законами союзных республик совнархозы были упразднены. Созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства. В этот период Совет Министров БССР ежегодно принимал от 400 до 800 постановлений.
Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, поставило вопрос о систематизации действующего законодательства. В БССР были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Всего с 1950-х до 1980-х годов принято 10 кодексов.
Гражданское право в этот период было направлено на упрочение государственной собственности, усиление планового начала в народном хозяйстве, совершенствование правовых форм экономических связей между хозяйственными организациями, упорядочение вопросов, связанных прежде всего с установлением договорных отношений.
В 1961 г. принимаются «Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик», на основе которых в БССР Верховным Советом 11 июня 1964 г. утвержден и введен в действие 1 января 1965 г. новый «Гражданский кодекс». В кодексе четко определялись содержание и объекты каждой из форм социалистической собственности и правовые формы ее сохранения.
11 июня 1964 г. Верховный Совет БССР утвердил Гражданско-процессуальный кодекс БССР, более четко разграничивший права и обязанности лиц, участвующих в процессе, и упростивший порядок пересмотра дел.
Уголовное законодательство в рассматриваемый период развивалось по двум основным направлениям: значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение; и в то же время несколько сужалась сфера уголовных репрессий за совершение деяний, не требовавших применения уголовного наказания. Так, отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины (1956 г.), за самовольный проезд в товарных поездах (1955 г.) и т. д.
25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик», в связи с чем Верховный Совет БССР принял 29 декабря 1960 г. и ввел в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс. Новый Уголовный кодекс впервые ввел институт освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд, сохранил такие институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, как истечение сроков давности привлечения к Уголовной ответственности или приговора.
Уголовный кодекс регламентировал виды наказания. В дальнейшем уголовный кодекс 1960 г. подвергся существенным дополнениям и изменениям. В 1965 г. была введена статья, предусматривающая ответственность за угон автомобиля. Устанавливалась уголовная ответственность за получение взятки, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, за действия, способствующие наркомании и т. д.
Развивалось уголовно-процессуальное законодательство: восстановлен принцип осуществления правосудия только судом; расширены права прокурорского надзора. В связи с этим важное значение имело «Положение о прокурорском надзоре в СССР» (24 мая 1955 г.).
С 1 апреля 1961 г. вступил в действие принятый Верховным Советом БССР Уголовно-процессуальный кодекс, законодательно закрепивший основы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по производству уголовных дел и значительно расширивший права и гарантии для участников процесса. В кодексе регламентировался единый процессуальный порядок производства уголовных дел.
В рассматриваемый период принят и ряд других важных нормативно-правовых актов. Законодательство, как и прежде, направлялось на укрепление позиций государства во всех сферах правоотношений.