Герои советского союза, принимавшие участие в боях с немецко-фашистскими войсками на различных этапах боевых действий 17-й воздушной армии в годы великой отечественной войны 8 страница
И вновь на помощь авиаторам пришли колхозники близлежащих деревень. Вместе с солдатами они втаптывали в грунт солому и тростник на посадочных площадках, на руках переносили к самолетам боеприпасы, вытаскивали застрявшие в грязи бензо- и маслозаправщики.
Летчики, техники и механики делали все, чтобы своевременно и надежно поддержать с воздуха наземные войска, обеспечить выполнение поставленных перед ними задач. Их вдохновляли успехи советских войск на фронтах Великой Отечественной войны, неукротимое желание помочь украинскому народу избавиться от фашистской оккупации.
С большим подъемом в частях прошли митинги, посвященные приказу Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1944 г. Выступавшие на митингах авиаторы обещали наносить смертельные удары по врагу. Мастер бомбовых ударов лейтенант Б. Журавлев сказал: «Поклянемся с честью выполнить приказ — очистим нашу родную землю от немецко-фашистских захватчиков!»
В 672-м штурмовом авиаполку сразу после митинга летчики вылетели на штурмовку гитлеровских войск. Герой Советского Союза Н. Дьяконов, летчики Е. Середкин, Н. Баринов, П. Бурьянов, И. Филонов и другие нанесли большой урон врагу.
Эффективными были удары штурмовиков 955-го авиационного полка В. Акуленко, П. Глазунова, П. Рачкова. Открыли свой боевой счет молодые летчики И. Прудников, А. Макаров, Л. Малев.
На аэродромах висели плакаты с призывами: «Советские соколы! Неуклонно наращивайте сокрушительные удары по врагу — не давайте ему закрепляться на промежуточных рубежах!», «Враг сам не прыгнет в пропасть никогда — нужно его силой столкнуть туда!».
Много и эффективно работали в период подготовки к наступлению воздушные разведчики. Они доставляли сведения о переднем крае вражеской обороны, железнодорожных и автомобильных перевозках, концентрации войск и техники. Эти данные оказали большую помощь штабам при разработке плана операции, в безошибочном определении целей для артиллерии, штурмовой и бомбардировочной авиации. Сведения и фотографии, доставленные [107] отважными разведчиками лейтенантами Н. В. Набоковым, П. А. Васильевым, В. Т. Хайновым и другими летчиками, сыграли важную роль в выработке решения, принятого командованием фронта на наступательную операцию.
Характерным для подготовительного периода являлось использование для свободной «охоты» не только истребителей, но также бомбардировщиков и штурмовиков. В сложной метеорологической обстановке они находили вражеские колонны, железнодорожные эшелоны и меткими бомбовыми ударами поражали их.
Успешно действовали экипажи бомбардировщиков капитана Лебедева и старшего лейтенанта Федорца. Экипаж летчика комсомольца Журавлева, обнаружив колонну, обрушил на нее бомбовый груз, а затем дважды обстрелял фашистов из пулемета. Летчик Золотарев и штурман Непомнящий обнаружили скопление автомашин, танков, орудий, которые стояли на дороге в несколько рядов. Они зашли в голову колонны и с высоты 400 м нанесли меткий удар. Воздушные стрелки Шереметьев и Ломакин из пулеметов расстреливали разбегавшихся фашистов.
В эти дни летчики 260-го бомбардировочного авиационного полка нанесли большой урон немецко-фашистским войскам. Командир полка подполковник А. Забелин, участник войны с фашистами в Испании, отличался бесстрашием и отвагой. В боях за Украину он более 100 раз водил полк на выполнение ответственных боевых заданий. Высоким боевым мастерством славились Герои Советского Союза Г. А. Таряник и В. В. Шаров.
Как только позволяла погода, в воздух уходили истребители 11-й гвардейской, 295-й и 288-й авиационных дивизий, с тем чтобы с воздуха прикрыть наши наземные войска и обеспечить надежную охрану бомбардировщиков и штурмовиков, громящих вражеские тылы.
Прикрывая наземные войска, пара истребителей 659-го авиационного полка во главе с лейтенантом И. Павловским заметила три «юнкерса», шедших бомбить боевые порядки советских войск. Павловский сразу же направил свой «як» на врага и с первой очереди поджег Ю-88, который упал и взорвался на собственных бомбах. Второй бомбардировщик подбил Л. Морозов. Третий сбросил бомбы в поле и поспешно скрылся.
Много труда вкладывали в подготовку самолетов к [108]
боевым вылетам техники, механики, оружейники. Стремясь своевременно обеспечить боевую работу летчиков, они проявляли высокую дисциплинированность и исключительную самоотверженность, сутками не уходили с аэродромов. Они не только своевременно и качественно готовили материальную часть к вылету, но и сами просились в полет, чтобы заменить раненых воздушных стрелков.
В дни жарких боев стало обычным делом восстанавливать поврежденные самолеты, требующие ремонта в стационарных мастерских, силами технического состава полков в самые сжатые сроки. Трудные полевые условия, дождь и снег, обстрелы и бомбежки — все преодолевали славные труженики.
Хорошо был организован труд технического состава в 31-м авиационном полку. Старший инженер полка старший техник-лейтенант М. А. Мякота со своими подчиненными обеспечил безотказную работу авиационной техники. За самоотверженный труд инженер был удостоен правительственных наград. Отличным специалистом проявил себя старший сержант Л. Шпота. Под руководством комсорга 2-й авиационной эскадрильи 955-го штурмового полка Третьякова комсомольцы Бобровский, Макаров, Красносвободцев, Гайдамашев помимо выполнения своих постоянных обязанностей за короткий срок вернули в строй семь Ил-2, сильно поврежденных в боях.
Механик 951-го штурмового авиационного полка комсомолец Бровкин в течение суток в сильную пургу отремонтировал поврежденный самолет. Не уходя на отдых, он со своими боевыми товарищами заменил головку блока цилиндров двигателя, колеса, другие агрегаты и детали, заделал около 100 пробоин в фюзеляже и хвостовом оперении. Бровкин покинул стоянку лишь тогда, когда его самолет поднялся в воздух для выполнения боевого задания.
Механик самолета комсомолец старший сержант А. Стоян и комсомолка ефрейтор С. Литвиненко обслужили 220 самолето-вылетов. Командование не раз отмечало их отличную работу. С них брали пример другие специалисты.
Подготовка войск фронта к наступлению подходила к концу. Близился час нанесения решающего удара по врагу. В ночь на 6 марта 1944 г. бомбардировщики 244-й авиационной дивизии большими группами нанесли массированные [109] удары по железнодорожным станциям и ближайшим тылам противника, нарушив его перевозки и управление войсками. Всю ночь над позициями врага висели легкие По-2 262-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Они изматывали фашистов, сеяли среди них страх и панику.
С рассветом 6 марта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска фронта перешли в наступление. Соединения 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова сбили противника с первой позиции обороны. Но враг продолжал яростно сопротивляться. Решением командующего фронтом для наращивания силы удара была введена в сражение конно-механизированная группа генерала И. А. Плиева. Под проливным дождем группа, поддержанная авиацией, вступила в бой и вместе с пехотинцами выбила гитлеровцев с занимаемого рубежа.
Развивая успех, танкисты и кавалеристы все дальше и дальше проникали в глубь обороны противника, перехватывая его коммуникации, нанося удары по базам снабжения.
Сложные метеорологические условия крайне затрудняли действия авиации. Летчики ловили малейшую возможность, чтобы вылететь на задание и оказать поддержку наступающим войскам.
В первый день наступления состоялась торжественная передача летчикам 5-го гвардейского истребительного авиаполка эскадрильи самолетов, построенных на средства комсомольцев Дальстроя. В полк прибыли представители Днепропетровского и Харьковского областных комитетов комсомола. И вот на аэродроме у развернутого боевого Знамени выстроились летчики, техники, весь личный состав 5-го и 106-го гвардейских авиационных полков. Митинг открыл командир 1-го гвардейского смешанного авиационного корпуса генерал-лейтенант авиации В. И. Аладинский. В своем выступлении он отметил высокие патриотические чувства тружеников тыла, которые, экономя во всем, отдают свои сбереженные трудовые копейки на постройку самолетов, танков, орудий и другой техники. От имени летчиков, техников, механиков, всего личного состава генерал поблагодарил комсомольцев Дальстроя за замечательный подарок и дал слово, что летчики-гвардейцы будут еще крепче громить врага. [110]
Выступивший на митинге секретарь Днепропетровского обкома ЛКСМ Украины Остапчук передал воинам горячий привет от комсомольцев области, рассказал о подвигах трудящихся при восстановлении разрушенных врагом фабрик, заводов, жилищ, призвал авиаторов усилить удары по ненавистному врагу, быстрее изгнать его с советской земли.
Сразу же после митинга взвились в небо ракеты. Истребители с надписью на борту «Комсомолец Дальстроя» отправились в полет. Их повел в бой командир эскадрильи Герой Советского Союза В. И. Попков.
На средства, собранные рабочими, колхозниками, комсомольцами, строились все новые и новые эскадрильи самолетов. Они вручались лучшим подразделениям, лучшим летчикам. В мае 1944 г. личному составу 31-го истребительною авиационного полка были вручены самолеты Ла-5 с надписью на фюзеляже «Новомосковский колхозник». Они были построены на средства украинских колхозников. В июле в 715-й штурмовой авиационный полк поступили самолеты Ил-2. На их бортах красовалась надпись «Черниговский комсомолец». Летчикам 6-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии выпала честь водить на боевые задания самолеты с надписью «Полина Осипенко». Летчики воздушной армии оправдали оказанное им доверие. Они без промаху разили врага, действовали в бою, как требует присяга, уставы, как повелевает долг защитника Отчизны.
А пока шли ожесточенные бои на правом берегу реки Ингулец за развитие успеха на ново-бугском направлении.
7 марта в воздух поднялись две большие группы Ил-2 672-го и 951-го штурмовых авиаполков. Первую возглавлял Герой Советского Союза лейтенант Никита Дьяконов, вторую — старший лейтенант Александр Кобелев. Штурмовики вышли точно на цель — отступающую колонну гитлеровцев в районе Троицко-Сафонова — и обрушили на нее мощный удар. Было уничтожено свыше 30 автомашин и более 100 гитлеровцев.
Хорошо в этот день поработали летчики 93-го гвардейского штурмового полка лейтенант М. Конин, младшие лейтенанты Е. Жебровский, А. Мазуров, П. Ершов и другие.
В небе разгорелись воздушные бои. Советские летчики вели борьбу за удержание господства в воздухе, надежно [111] прикрывали наземные войска от воздействия вражеской авиации.
Наступление советских войск продолжало успешно развиваться. За первые два дня они продвинулись на 60 — 80 км. Для того чтобы не ослабить поддержку наземных войск, необходимо было срочно перебросить авиационные части на аэродром Кривой Рог, который не был еще полностью восстановлен. Как быть? И вот по призыву Криворожского горкома партии и горисполкома на ремонт аэродрома с красными флагами вышли трудящиеся города: тысячи женщин, подростков и стариков. Заранее был подготовлен инструмент, подсобный материал. Трогательной и душевной была встреча летного и технического состава с жителями Кривого Рога на состоявшемся здесь митинге. Слезы радости блестели на глазах многих горожан. Да и не один солдат смахнул украдкой слезу, тронутый этой встречей и желанием советских людей в меру сил помочь армии быстрее освободить родную советскую землю. Через двое суток с аэродрома начали боевые действия летчики соединений О. В. Толстикова и Б. А. Смирнова. Штурмовики и истребители теперь имели возможность лучше и надежнее прикрывать и поддерживать с воздуха наступающие войска фронта.
Рано утром 8 марта части конно-механизированной группы с ходу овладели железнодорожной станцией, а затем и городом Новый Буг, где располагался штаб 6-й немецкой армии. Гитлеровцы бежали, бросив вооружение. Наступающие части при поддержке авиации преследовали отходившие к Южному Бугу вражеские войска.
После овладения Новым Бугом части конно-механизированной группы получили приказ нанести удар на юг, по тылам врага, действовавшего перед левым крылом фронта. Танки и конница ринулись на юг. Но вскоре их движение замедлилось. Бездорожье и весенняя распутица затруднили доставку наступающим войскам горючего и боеприпасов. И тогда на помощь войскам генерала И. А. Плиева пришли авиаторы. Они доставляли по воздуху все, в чем нуждались подвижные части. Особенно отличились летчики 262-й авиационной дивизии, которые на По-2 перебрасывали горючее для танков не только днем, но и ночью.
Стремясь воспрепятствовать снабжению советских войск, гитлеровское командование бросило на борьбу с [112] нашей транспортной авиацией истребители. Однако успеха они не добились. В воздушных боях летчики истребительной дивизии отбивали все атаки противника. Доставка боеприпасов и горючего не нарушилась.
Продолжая движение на юг, подвижная группа к 12 — 13 марта перехватила пути отхода войск 6-й немецкой армии на запад и вышла к реке Ингулец южнее Снигиревки. Фашистские войска оказались окруженными в районе Березнеговатого, Снигиревки. Бросая технику и вооружение, они пытались вырваться из котла в направлении Николаева и Вознесенска.
В одну из темных мартовских ночей войска 28-й армии форсировали Днепр в районе Каховки и 11 марта очистили город Борислав от немецко-фашистских захватчиков. Развивая наступление вдоль северного берега Днепра, войска армии, поддержанные авиацией, внезапно для врага форсировали реку Ингулец в ее нижнем течении и 13 марта освободили Херсон. Москва салютовала воинам-освободителям 20 залпами из 224 орудий.
С освобождением. Борислава и Херсона последний участок правобережья Днепра стал снова и навсегда советским.
В небе Украины против фашистских захватчиков сражались воины многих национальностей нашей страны.
Русский летчик-штурмовик гвардии лейтенант А. Суворов уничтожил десятки вражеских танков, много другой техники противника. Под стать ему был и украинец гвардии младший лейтенант А. Кривонос. Вылетев на разведку, он обнаружил аэродром противника, смело атаковал его, зажег на земле два вражеских самолета и сбил «юнкерс», шедший на посадку. Появившиеся вражеские истребители завязали бой, но и на этот раз Кривонос вышел победителем, сбив Ме-109.
Татарин А. Султан-Галиев совершил свыше 240 боевых вылетов и лично сбил восемь самолетов врага.
Больших боевых успехов добился Е. Савельев. На боевом счету отважного летчика было более 20 сбитых самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 г. гвардии старшему лейтенанту Е. П. Савельеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
12 марта в газетах было опубликовано Постановление Верховного Совета Украинской ССР от 4 марта 1944 г. В нем выражалась искренняя благодарность доблестной [113] Красной Армии, освобождающей священную советскую землю от немецких захватчиков, великому русскому народу и всем народам Советского Союза, Советскому правительству, Коммунистической партии за ту помощь, которую оказывают они украинскому народу в борьбе с гитлеровскими палачами и в восстановлении разрушенного немецкими захватчиками народного хозяйства Советской Украины. Этот документ явился ярчайшим подтверждением великой дружбы народов Советского Союза, боровшихся против общего ненавистного врага, за свободу и независимость Советского государства, за счастье всех советских людей.
Постановление Верховного Совета УССР было доведено до каждого летчика, штурмана, техника, до всего личного состава. Оно вызвало у авиаторов прилив новых сил, неукротимое желание еще крепче бить врага, чтобы приблизить час окончательной победы над фашизмом. Летчики рвались в бой, чтобы добить окруженную в районе Березнеговатого, Снигиревки крупную группировку противника, насчитывающую полтора десятка дивизий. Наши истребители, штурмовики, бомбардировщики действовали главным образом по вызовам наземных войск.
Штурмовая авиация имела главную задачу не дать противнику вырваться из котла в направлении Вознесенска и Николаева. С рассвета и до темноты в крайне сложных метеоусловиях штурмовики группами от четырех до десяти самолетов и парами «охотников» наносили удары по окруженному противнику. Они отрезали пути отхода, разрушали переправы через водные рубежи, вовремя приходили на помощь пехоте.
12 марта летчики 951-го штурмового полка коммунисты капитан П. Н. Зубко и лейтенант Иютин вылетели на штурмовку танков противника. Неожиданно ухудшилась погода. Начался сильный снегопад, видимость уменьшилась до 500 м. Летчики продолжали полет на высоте 100 м и менее. Обойдя район снегопада, они обнаружили цель и обрушили на нее противотанковые бомбы. В результате бомбового удара и последующей штурмовки было уничтожено два танка, бензоцистерна и до десяти гитлеровцев.
На следующий день штурмовики-разведчики 237-го авиаполка старший лейтенант Н. А. Соболев и младший лейтенант И. Т. Журба подтвердили сведения о том, что противник в районе западнее Березнеговатого сосредоточивает [114] силы, готовясь прорвать кольцо, окружения. Командующий воздушной армией генерал В. А. Судец принял решение штурмовым ударом сорвать планы врага. Первыми ушли на задание штурмовики лейтенант Б. Г. Кандыбин, младшие лейтенанты А. Н. Грязнов, Г. П. Жученко, А. Н. Бражников. Едва группа закончила штурмовку, как над целью появилась девятка Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Н. А. Соболева. Точными бомбовыми ударами летчики обескровили вражескую группировку и этим сорвали ее попытку вырваться из котла.
Успешно громили артиллерийские и минометные позиции, вражеские колонны войск и техники штурмовики, которых водил в бой капитан И. Данильченко.
Наши штурмовики всегда работали в тесном взаимодействии с наземными войсками. Они вовремя приходили на выручку пехоте или вместе с нею громили отступающего врага. Однажды противник просочился через неплотное кольцо окружения и пытался переправиться через реку Ингул на западный берег в районе населенного пункта Христофоровка. В воздух были подняты штурмовики. В результате серии ударов противник был рассеян. После воздушных налетов расчлененную, деморализованную колонну гитлеровцев полностью уничтожили пехотинцы.
Истребительная авиация выполняла задачи по прикрытию, крупной подвижной группы советских войск, которая проникла в глубокий тыл врага и этим самым содействовала завершению окружения фашистских войск. Помимо своей основной задачи истребители штурмовали войска и технику противника.
Весьма эффективно работали летчики 288-й, 11-й гвардейской дивизий, а также истребители 164-го и 31-го авиационных полков 295-й дивизии. Однажды пара «яков» прикрывала с воздуха войска подвижной группы. Низкая облачность прижала истребители к земле. Внизу на большой скорости двигались наши танки, готовясь нанести новый удар по окруженному врагу. Вдруг лейтенант А. Н. Твердохлебов заметил ФВ-189, который подходил к колонне наших войск. Твердохлебов, резко развернув свой самолет, настиг «раму», зашел ей в хвост и меткой очередью сбил ее. В этот же день старший лейтенант А. И. Колдунов и его ведомый уничтожили еще один ФВ-189.
Чтобы помочь окруженной группировке войск, гитлеровское командование решило использовать транспортную авиацию для доставки боеприпасов и горючего. Десятки тяжело нагруженных Ю-52 в сопровождении истребителей направились в район Снигиревки. Однако советские истребители пресекли попытку врага создать «воздушный мост». Десятки «юнкерсов» нашли свою могилу на украинской земле. В этих боях особенно отличились капитан Н. И. Горбунов, младшие лейтенанты Л. П. Капустянский и К. С. Кабанов.
Бомбардировщики массированными ударами уничтожали скопление войск и техники противника на небольшом удалении от переднего края обороны, а также разрушали переправы через водные рубежи.
В этой операции советская авиация действовала на всю оперативную глубину обороны врага, на промежуточных рубежах и по основным коммуникациям и рокадам участка фронта.
К исходу дня 16 марта окруженная вражеская группировка была разгромлена. Лишь часть немецких войск, воспользовавшись разрывами в боевых порядках конно-механизированной группы, сумела прорваться к Николаеву и за Южный Буг, бросив при этом почти все тяжелое вооружение и транспорт. В сообщении Совинформбюро от 18 марта говорилось, что войска 3-го Украинского фронта за период боев с 6 по 16 марта 1944 г. фактически полностью разгромили 6-ю немецкую армию.
Преследуя отступающего врага, войска центра и левого крыла фронта 16 — 20 марта вышли к Южному Бугу и на подступы к Николаеву. Войска 57-й и 37-й армий, действовавшие на правом крыле фронта, прорвав оборону гитлеровцев, освободили крупный узел железных дорог Долинскую и к 19 — 20 марта вышли к Южному Бугу восточнее Вознесенска. Наступление советских войск активно поддерживалось авиацией 17-й воздушной армии.
Враг стремился уйти за водную преграду и на ней организовать прочную оборону. Перед авиацией теперь встала задача с воздуха громить отступающие фашистские войска, преградить военной технике противника и эшелонам с награбленным имуществом путь на запад.
Летчики 449-го бомбардировочного полка наносили методические удары днем и ночью. В условиях весенней распутицы гитлеровцы старались вывезти боевую технику и военное имущество по железным дорогам, но это им не [116] удавалось: их держали под ударами с воздуха опытные бомбардировщики. Самоотверженно работали летчики-ночники, делая за ночь по нескольку вылетов. Только в ночь на 16 марта экипажи Е. А. Мясникова, М. Л. Клетера, Ю. Я. Фридмана и Д. С. Егоркина уничтожили пять вражеских эшелонов.
17 марта выдался погожий день. На аэродромах 305-й авиадивизии с раннего утра шла напряженная работа. Штурмовики группами уходили на боевые задания. Одну из них повел лейтенант Городников. Выйдя в заданный район, ведущий обнаружил большую вражескую автоколонну и обозы. Он развернув группу и первым устремился в атаку. За ним последовали старший лейтенант Н. П. Быков, младший лейтенант Г. П. Жученко, лейтенант Б. Г. Кандыбин, младший лейтенант А. Н. Бражников. Осколочные бомбы накрыли скопление техники и живой силы врага. Отважные летчики сделали шесть заходов и нанесли противнику большой урон.
Так, день за днем летчики воздушной армии громили отступающего врага, лишая его возможности уйти за Южный Буг, вывести туда технику и вооружение.
22 марта развернулись ожесточенные бои за город и крупную железнодорожную станцию Вознесенск на Южном Буге. Гитлеровцы оказали упорное сопротивление советским войскам. Чтобы сломить его, не дать врагу вывести свои войска за водный рубеж, советские летчики нанесли массированные удары с воздуха по огневым позициям противника в пригородах и скоплению боевой техники на железнодорожной станции. Действия бомбардировщиков надежно прикрывались истребителями.
Старший лейтенант Г. Черный, который участвовал в этих налетах, позже вспоминал:
«Наша группа шла на высоте 500 м. Облачность мешала набрать большую высоту, и я решил нанести удар, идя под облаками. Подготовив расчетные данные для бомбометания, выбрал наивыгоднейшее направление на цель. На путях стояли эшелоны, было много техники и немцев: очевидно, шла погрузка. Чтобы достичь большего эффекта, я для каждой отдельной цели выбрал момент и сбрасывал на каждую по одной бомбе. Когда входные стрелки подошли к перекрестию прицела, сбросил первую бомбу. Таким же путем по одной бомбе положил на эшелоны, по скоплению автомашин, в станционные сооружения. Остальные экипажи осуществляли [117] бомбометание по сигналу ведущего. Это дало хорошие результаты.
Сделав разворот для следования на свой аэродром, мы наблюдали горящие вагоны. Вся станция была окутана дымом, который был виден на 20 км. Несколько взрывов были настолько сильными, что самолеты подбрасывало.
На следующий день мы повторили налет. Мы видели результаты ударов наших бомбардировщиков прошлой ночью. Все еще горели эшелоны, пакгаузы. Наша группа сделала два захода, после которых возникли новые очаги пожара, горели вражеские машины».
Под натиском советских войск враг отступил. 24 марта Вознесенск был освобожден.
Передовые части с ходу форсировали Южный Буг и захватили важный плацдарм западнее города. К этому времени войска фронта форсировали реку и захватили плацдарм в районе западнее Новой Одессы, Троицкого.
На плацдармах развернулись напряженные бои. Гитлеровское командование вводило в бой все новые и новые части и соединения, выдвигая их из района Одессы. Оно намеревалось разгромить и сбросить в реку советские войска, переправившиеся через водный рубеж. Перед авиацией встали новые задачи по поддержке и прикрытию войск на плацдармах, по борьбе с резервами противника, выдвигаемыми к месту боев. Воздушная армия успешно справилась и с этими задачами. При активной поддержке штурмовиков, бомбардировщиков, истребителей наземные части расширили и укрепили плацдармы.
В эти дни наша армия понесла тяжелую утрату — с боевого задания не вернулся командир 306-й Краснознаменной штурмовой авиационной дивизии полковник А. Ф. Исупов. В авиацию Александр Филиппович пришел по партийной мобилизации в 1931 г. будучи до этого студентом Иваново-Вознесенского энергетического института. Первые два года войны он был комиссаром полка и заместителем командира дивизии по политчасти. В октябре 1943 г. принял 306-ю авиационную дивизию, сражавшуюся за освобождение Донбасса.
Полковник А. Ф. Исупов пользовался большим авторитетом у авиаторов. Он лично совершал в день по два-три вылета, но всегда был бодр и жизнерадостен, подбадривал других.
Никогда не забудутся задушевные беседы, которые [118]
А. Ф. Исупов проводил в короткие перерывы между боевыми вылетами. Его слова порождали в душе каждого летчика жгучую ненависть к гитлеровским захватчикам, вселяли уверенность в нашей победе. За Александром Филипповичем люди шли, как говорится, в, огонь и воду.
24 марта группа штурмовиков 672-го штурмового полка под командованием лейтенанта А. И. Амосова направлялась в район восточнее Березовки для нанесения удара по скоплению танков и пехоты противника. В составе группы находился А. Ф. Исупов. Он нередко участвовал в вылетах в качестве ведомого, чтобы научить молодых ведущих грамотно руководить группой, правильно выбирать и применять тактические приемы.
Лейтенант Амосов умело вывел штурмовики на цель. Летчики действовали смело и тактически грамотно. Было подбито несколько танков, сожжено десять автомашин, уничтожено до роты пехоты. Полковник Исупов по радио похвалил молодого ведущего за умелые действия. В это время из облаков вынырнули «мессершмитты» и атаковали самолет Исупова. Полковник был ранен, а его самолет подбит. Александр Филиппович.продолжал вести самолет к линии фронта. Летчики надежно прикрывали самолет командира.. Однако вскоре остановился мотор. Исупов вынужден был произвести посадку в поле, не долетев до линии фронта.
Весь израненный, он отстреливался из пистолета от наседавших врагов и отходил к передовой. Потеряв сознание, попал в плен.
С первых же дней пребывания в лагере для военнопленных полковника А. Ф. Исупова подвергали изощренным пыткам и лишениям, стремясь сломить волю советского летчика и склонить его на свою сторону. Однако коммунист Исупов проявил исключительное мужество и стойкость. Он несколько раз пытался бежать из плена, но неудачно. И после каждой такой попытки его подвергали зверским истязаниям.
15 июля 1944 г. А. Ф. Исупов был заточен в блок смерти № 20 в Маутхаузене. Но и здесь он стал одним из вдохновителей и организаторов подготовки массового восстания и побега советских военнопленных. Однако заговор был раскрыт. Александр Филиппович и его ближайшие помощники были расстреляны в присутствии пленных. [119] В одном из подмосковных городов А. Ф. Исупову воздвигнут памятник.
Советские войска с боями продвигались на запад, к Одессе. Враг стремился любой ценой удержать этот крупный порт на Черном море. Гитлеровское командование отдавало себе отчет в том, что с потерей Одессы оно лишится важных морских коммуникаций. Обнажится весь балканский стратегический фронт антисоветской коалиции. Значительно осложнялось положение блокированной вражеской группировки в Крыму.
Еще в ходе Березнеговато-Снигиревской операции 11 марта 1944 г. 3-му Украинскому фронту была поставлена задача преследовать отступающие части противника, не допуская его отхода за реку Южный Буг, и захватить переправы на участке Константиновка, Вознесенск, Новая Одесса, а в дальнейшем освободить Тирасполь, Одессу и продолжать наступление с целью выхода к реке Прут и северному берегу Дуная на Государственную границу СССР с Румынией.
17-я воздушная армия получила задачу надежно прикрывать войска фронта от ударов авиации противника, содействовать наземным войскам в прорыве обороны и преследовании отходящих немецко-фашистских войск. Ударами по железнодорожным станциям и порту Одессы препятствовать их эвакуации.
Первым в ночное небо 28 марта поднялся экипаж 97-го гвардейского ночного бомбардировочного полка гвардии капитана Н. Кукушкина со штурманом Героем Советского Союза гвардии старшим лейтенантом В. Кизем. Вслед за ним ушли на задание экипажи младших лейтенантов Ф. Бондаренко со штурманом И. Павловым и Н. Лядова со штурманом П. Воликом. Низкая облачность, дымка, сильный ветер усложняли условия полета. Несмотря на это, штурман В. Кизь вывел самолеты точно на цель. Железнодорожная станция, куда отступавшие гитлеровцы стягивали свои войска, была буквально забита техникой и живой силой. В. Кизь и штурманы остальных экипажей нанесли по станции меткие бомбовые удары.
В течение ночи войска фронта при поддержке авиации сломили упорное сопротивление гитлеровцев. Летчики нашей [120] воздушной армии наносили массированные удары по отходящим колоннам врага. Особенно активно действовали штурмовики 5-й гвардейской и 306-й авиационных дивизий. Летчики 288-й и 295-й истребительных авиационных дивизий в это время прикрывали переправу 23-го танкового корпуса и конно-механизированной группы через Южный Буг в районе Александровки.