Общественно-государственный строй, судебная система
И право на Беларуси в составе Российской империи
В первой половине XIX в.
В результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли с населением более 3 миллионов человек были присоединены к Российской империи, и на присоединенных белорусских землях с 1801 г. образовано 5 губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Гродненская, Виленская. Присоединение Беларуси к царской России не внесло существенных изменений в характер феодальных общественных отношений. По-прежнему общество делилось на 2 основных класса: помещиков (панов) и крестьян, и на сословия: шляхту (дворян), крестьян, мещан и духовенство. В то же время начинался процесс формирования двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих.
В своей сословной политике правительство стремилось поддержать дворянство (шляхту). В соответствии с «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. за шляхтой, принявшей присягу на верность России, в полной мере сохранялись все права и привилегии дворянского сословия, в том числе и главные из них - право собственности на землю и крепостных крестьян. Была ликвидирована униатская церковь, всех ее верующих насильственно присоединили к русской православной церкви.
Русский царизм проводил в Беларуси политику насаждения русского помещичьего землевладения.
Крестьяне по своему правовому положению делились на частнособственнических (помещичьих), государственных (казенных), свободных (вольных) и однодворцев. В конце 40-х годов XIX в. помещикам принадлежало 70%, а государству только 19% всех крестьян. Частнособственнические крестьяне находились в самом тяжелом положении. Помещик имел право крестьянина продать, отдать в наем, крестьянин обязан был платить различные налоги, работать на помещичьем поле по 5-7 дней в неделю, выставлять рекрутов.
Мещане белорусских городов после присоединения к России и ликвидации Магдебургского права лишались части своих прав и должны были жить по принципам российского городского управления согласно «Жалованной грамоты городам» (1785 г.), платить подушные налоги, выполнять рекрутские и другие повинности. В то же время верхи мещан - купцы первой и второй гильдии и фабриканты - по правовому положению в соответствии с законом 1832 г. приближались к дворянству.
Российская империя являлась централизованным государством. Высшая власть в нем принадлежала царю-императору. Во главе генерал^ губернаторства стоял генерал-губернатор. Он являлся доверенным лицом царя и наделялся неограниченными полномочиями. При генерал-губернаторе имелась канцелярия с небольшим штатом чиновников во главе с правителем канцелярии.
При генерал-губернаторе находились чиновники для особых поручений и адъютанты.
Главным должностным лицом в губернии был губернатор. Назначался вначале самим императором, ас 1801 г.- правительствующим Сенатом. Подчинялся непосредственно генерал - губернатору и министру внутренних, дел. Совещательным и исполнительным органом в губернии являлось губернское правление, которое состояло из «общего присутствия» и канцелярии. В общее присутствие входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, советники и асессоры. Губернская канцелярия имела 4-отделения: первое - распространяло законы, смотрело за выполнением решений генерал-губернатора, губернатора, губернского правления; второе - занималось: руководством полиции; третье - следило за судами; четвертое -г осуществляло связь с финанеово-хозяйственными органами. Кроме того, в губерниях имелись я такие органы управления, как казенная палата, рекрутские управы, «приказ общественного ггоизрения»\ межевая контора, губернский прокурор.
В своей деятельности губернские государственные органы опирались на дворянские сословные учреждения - дворянские собрания, губернского предводителя дворянства (маршалка).
Главным органом власти в уезде был нижний земский суд, который выполнял и административно-полицейские функции. Возглавлял его земский исправник, который назначался Сенатом. В состав суда входили 2-3 заседателя из числа дворян. Суд следил за поддержанием общественного порядка в уезде, сбором налогов и выполнением жителями уезда различных повинностей. Среди должностных лиц уезда находились маршалк уезда (предводитель дворянства), уездный доктор, уездный казначей, уездный землемер.
С 1837 г. уезды начали делить на станы, куда губернатором назначался становой пристав, выполнявший полицейские функции.
Одновременно в 1837-1838 гг. для присмотра за государственными крестьянами уездов создавались округа во главе с окружным начальником и двумя помощниками. Округа делились на волости, в которых избирались волостной голова и два заседатели. Вместе они составляли волостное правление. Избирался и волостной писарь.
Руководство в городах осуществлялось согласно закону «Устав благочиния» 1782 г., в соответствии с которым в каждом городе создавалась «Управа благочиния» (городское правление), в которой заседали городничий (глава), пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и два ратманы. Сословные выборные органы ■- городские магистраты, были под контролем и властью губернаторов и других чиновников и не имели самостоятельности в решении городских дел. ~
После присоединения территории Беларуси к России на Беларуси действовали старые судебные органы в соответствии со Статутом 1588 г. Надо отметить, что и судебная система Беларуси сохранила ряд особенностей. Так, высшим судом в западных губерниях был Главный суд, разделенный на два департамента: уголовных дел и гражданских дел. Главный суд был выборным. В департамент входили председатель и 2 советника. В каждом департаменте вместе с членами суда были заседатели.
В губерниях Беларуси существовал и так называемый маршалковский комиссарский суд по земельным вопросам. Состоял он из уездного маршалка и нескольких членов. В уездах основным сословным дворянским судом был земский уездный суд, куда входили земский судья,~два подсудка, писарь. В компетенцию земского суда входили все уголовные дела.
• Кроме названных, в первой трети XIX в. в западных губерниях функционировали гродские (замковые) суды. Членами таких судов являлись судья, подсудок и писарь. Гродский суд рассматривал в основном уголовные дела.
Вместе с тем царское правительство, допуская действие Статута 1588 г., стремилось изменить некоторые его положения или полностью их отменить. Так, если члены уездного земского суда назначались по Статуту ВКЛ 1588 г. великим князем, то с 1802 г.- избирались сроком на три года.
После неудачного польского восстания 1830-1831 гг. за восстановление Речи Посполитой на Беларуси началась ликвидация старой судебной системы и ее унификация. В 1831 г. вместо главных судов в губерниях образовывались палаты уголовного и гражданского судов. Земские и гродские суды преобразовались в уездные. Все судопроизводство переводилось на российский язык. Контроль за деятельностью всех местных судов выполняли генерал-губернаторы или губернаторы. Высший кассационной инстанцией для всех судов стал Сенат. Действие Статута ВКЛ 1588 г. было ликвидировано в Витебской и Могилевской губерниях в 1831 г., в Вилен-ской, Гродненской и Минской губерниях - в 1840 г.
Таким образом, в первой половине XIX в; определились два направления усовершенствования законодательства Беларуси. Первое характеризовалось упорядочением местных нормативных актов, которые действовали на территории Беларуси до включения ее в состав Российской империи; второе характеризовалось тем, что царское правительство упорядочивало законодательство путем отмены местных особенностей в праве и постепенной заменой местного права правом Российской империи.