Основные принципы этикета государственного и муниципального служащего и их характеристика.
1. принцип гуманизма- закрепляет нравственную основу делового этикета. Данный принцип конкретизируется в требованиях обращенных в культуре взаимоотношений. Он включает в себя вежливость во всем многообразии ее оттенков (корректность, учтивость, любезность, скромность, деликатность, тактичность, точность)
2. принцип целесообразности
3. принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.
4. принцип уважения к традициям своей страны и стран с представителями которых государственному служащему приходится вступать в деловые контакты
5. принцип субординации.природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).
В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом ПАРТИЦИПАТИВНЫЙ, отличительные черты которого – открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.
6. принцип паритетности. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.
Различные подходы к понятию коррупция.
· Коррупция – (Т.С,Рус.Яз) – коррупция, это подкуп взятками, продажность должностных лиц и политических деятелей.
· Коррупция (УК РФ) - в широком смысле слова, социальное явление поразившее публичный аппарат управления выражающийся в разложении власти, умышленном использовани, гос служащими и иными уполномоченными до выполнения государственными функциями своего служебного положения статуса и авторитета занимаемой должности.
· По ООН – коррупция – злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях.
· Взяточничество и любое другое поведение лиц которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
· Коррупция выражает отношения складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения выгоды в ущерб интересам третей стороны.
· Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны представители легального и нелегального частного сектора.
· Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
· Федеральный закон №273 2008 года о противодействии коррупции:
· Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, использование своего положения вопреки законным интересам общества и государства.
· Иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Виды коррупции.
Виды коррупции:
· Коррупция в сфере государственного и муниципального управления
· Парламентская коррупция
· Коррупция на предприятиях и учреждениях
ВерхВ зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:
Коррупция в сфере государственного управления.
Парламентская коррупция.
Коррупция на предприятиях.
Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую [3].
Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.
Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть. Так, УФСНП по Санкт-Петербургу в ходе работы по уголовным делам по ст. 1622 ч. 2 УК РСФСР установлено, что фирма "Вараш", получившая в качестве предоплаты за товары 200 млн. рублей от различных коммерческих структур, и ТОО "Экстросервис", получившее кредит в Балтийском банке в размере 300 млн. рублей, отконвертировали указанные средства, переправили их за границу по подложному договору и прекратили свою деятельность. Директор фирмы "Вараш" был убит [8, с. 165]. ушечная - охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений имеющих высокую цену .