Экономический кризис и «Октябрьские события»

В условиях экономического кризиса обострились противоречия в политической системе, прежде всего между исполнительной и законодательной ветвями власти, которые не могла отрегулировать слегка подправленная советская конституция. Фоном углубляющегося кризиса стала дискуссия вокруг проектов новой конституции Российской Федерации. Противостоящие стороны Президент и Верховный Совет (на его сторону, в итоге, встали вице-президент А. В. Руцкой и председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин) пытались апеллировать к народным массам. В апреле 1993 состоялся референдум по вопросу о доверии президенту и Верховному совету. На референдуме были одобрены и социально-экономический курс президента, и политика Верховного Совета. Компромисс по вопросу принятия новой конституции так и не был достигнут.

В сентябре 1993 по президентскому указу №400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» распущен Верховный Совет Российской Федерации, ликвидирована система Советов. Конфликт о выборе пути страны привел к вооруженным столкновениям (см. Октябрьские события 1993). Поддержка силовых структур обеспечила победу президенту. На референдуме в декабре 1993 принята новая Конституция Российской Федерации, ликвидировавшая систему Советов и превратившая Россию в республику президентского типа.

Чеченская война и второй срок президентства

«Парад суверенитетов» в последние годы существования СССР, одним из инициаторов которого был Ельцин, привел к росту сепаратистских настроений и внутри Российской Федерации. Наиболее крайние формы этот процесс приобрел в Чеченской республике (фактически отделившейся от России). В конце ноября 1994 Ельцин санкционировал введение войск в Чечню для восстановления «конституционного порядка». Президент самопровозглашенной Чеченской республики генерал Джохар Дудаев призвал к оказанию сопротивления федеральным войскам, что привело к первой Чеченской войне (1994-96). Впоследствии Ельцин называл Чеченскую войну одним из самых тяжелых решений в своей жизни. Неудачи армии, неспособность государства сформулировать свои цели в этой войне отрицательно сказались на рейтинге президента. Тем не менее, в 1996 Ельцин принял решение баллотироваться на второй срок (альтернативой ему был лидер КПРФ Г. А. Зюганов). Первый тур не выявил победителя, разрыв между Ельциным и Зюгановым показался минимальным.Третьим был А. И. Лебедь, который был назначен секретарем Совета Безопасности, что сыграло свою роль перед голосованием во втором туре. Во время предвыборной кампании произошел раскол внутри команды президента. Ельцин вынужден был расстаться с частью своего ближайшего окружения. Победив во втором туре (около 55 % голосов), Ельцин вновь стал президентом. Тяжелейшая избирательная кампания сказалась на здоровье президента, когда между первым и вторым турами, его настиг сильнейший сердечный приступ. В ноябре 1996 ему была сделана сложная операция на сердце — аортокоронарное шунтирование. В августе 1996 после захвата Грозного сепаратистами пошел на подписание мирных Хасавюртовских соглашений (соглашение было подписано секретарем Совета Безопасности А. И. Лебедем).

Второй срок президентства

Второй срок президентства Ельцина отмечен сокращением непосредственного влияния президента на социально-экономическую жизнь страны, что было связано с частым ухудшением состояния здоровья президента, а также поисками будущего преемника.

Попытка активизировать экономические реформы путем привлечения молодых реформаторов вице-премьеров Б. Е. Немцова и А. Б. Чубайса (1997) и премьер-министра С. В. Кириенко (1998) не удалась. При Ельцине страна пережила Августовский экономический кризис и дефолт (отказ государства платить по своим долговым обязательствам). Нестабильность ельцинской политической системы проявилась в премьерской «чехарде» 1998-2000 (С. В. Кириенко, снова В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин). В 1999 лишь около двух десятков голосов не хватило для того, чтобы начать процедуру отстранения президента от должности (хотя завершить ее по конституции было бы крайне сложно). Неслучайно в последние годы на часто болевшего президента все активнее пытались воздействовать различные группы влияния, поддерживаемые бизнес-кланами. В августе 1999 Ельцин назначил исполняющим обязанности премьер-министра малоизвестного руководителя ФСБ В. В. Путина. Решительные действия нового премьера во время августовского вторжения (1999) чеченских боевиков в Дагестан обеспечили ему общественную поддержку. В декабре 1999 Ельцин досрочно подал в отставку. Согласно конституции исполняющим обязанности президента стал Путин. После отставки Ельцин руководит собственным фондом, работает над мемуарами.

Автор книг: «Исповедь на заданную тему» (1990), «Записки президента» (1994), «Президентский марафон» (2000)

48.Внешняя политика России в 90е годы
 
После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики как политики суверенной великой державы-правопреемницы Советского Союза. На январь 1992 г. Россию признало 131 государство. Одним из главных приоритетов внешней политики России стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) — новой формы добровольного и равноправного сотрудничества республик бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ было подписано в Минске 8 декабря 1991 г. На встрече глав государств в январе 1993 г. был принят и Устав Содружества. Но эйфорические настроения первых месяцев независимости в республиках, амбициозность многих новых государственных лидеров превратили СНГ в крайне аморфное образование, где координирующими органами принимались десятки очень полезных по содержанию документов (от вопросов экономического сотрудничества до совместной защиты окружающей среды), но не выполнялось ни одно из них. Особенно тревожными стали процессы распада прежних экономических связей, общее усиление тенденций к изоляции новых государств от России, завышенные ожидания в них предполагаемой помощи с Запада или с Востока (для республик Средней Азии, Закавказья). Тем не менее, в последнее время российской дипломатии удалось существенно улучшить отношения с Казахстаном, Грузией, Арменией, Узбекистаном. Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ (это было в Молдавии, Грузии, Таджикистане). Очень сложными и запутанными стали взаимоотношения России с Украиной. Дружба и сотрудничество, а в идеале — даже союзнические связи, отвечают коренным интересам двух народов, но взаимное недоверие и амбициозность некоторых политиков в обоих государствах постепенно привели в конечном итоге к длительному застою в отношениях между двумя суверенными государствами. Камнем преткновения стал вопрос о принадлежности Крыма к Украине (Крым, как известно, в 1954 г. был великодушно «подарен», по сути, единоличным решением Н.С. Хрущева Украинской ССР). Некоторые российские политики считают совершенно однозначно, что Крым, или, по крайней мере, город Севастополь, исторически являющийся российской военно-морской базой, должны быть возвращены России. Не остаются в долгу и украинские националисты, откровенно насаждающие у себя в республике (особенно в западных областях Украины) атмосферу враждебности и недоверия к России. В августе 1994 г. российские войска были выведены из стран Прибалтики. Однако это не привело пока к сколь-нибудь существенным улучшениям в отношениях с этими государствами, так как не решены до конца вопросы о правовом положении русскоязычного населения в Эстонии, Латвии, Литве. Вообще же эти проблемы становятся все более насущными для правительства (тем более, что часть этнических русских стремится переехать в Россию, и в страну уже прибыло 2 млн. беженцев). Динамизм событий потребовал от российской дипломатии постоянного маневрирования, что привело не только к выигрышам, но и досадным внешнеполитическим потерям, в том числе — даже вчерашних союзников. Так, в состояние довольно длительной стагнации пришли наши отношения со странами Восточной Европы, некоторыми государствами Азии и Африки. Это привело к потере некоторых традиционных рынков сбыта нашей продукции и лишило возможности получать оттуда необходимые для нас товары. России удалось добиться существенных успехов в развитии связей с ведущими государствами планеты. Ключевыми этапами полного демонтажа наследия «холодной войны» стали: заключение Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2) в декабре 1992 г., предусматривавшего взаимное сокращение Россией и США к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1, встреча Б.Н. Ельцина с президентом США в Ванкувере в апреле 1993 г. и визит его в США в сентябре 1994 г., вывод российских войск из Германии (август 1994 г.). Большой прогресс достигнут в развитии связей с Францией, Великобританией, Италией, особенно с Германией. Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» — ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы (правда статус полноправного участника она по понятным причинам пока не получила). Гораздо более дружелюбными и открытыми стали отношения с Японией (визиты на высшем уровне, обсуждение проблемы южных островов Курильской гряды, развитие экономических связей). Россия принимает все более активное участие в структурах общеевропейского сотрудничества (например: в Совете Европы). Выход на партнерские отношения с США, странами Западной Европы происходил параллельно с поворотом России «лицом» к Востоку. Вехой на этом пути стал визит Президента России в Китай, улучшение отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии. Для российского руководства становится все более очевидным, что крупнейшие экономические державы планеты никогда не пойдут на то, чтобы направлять средства в развитие российской экономики до того времени, как Россия сама сумеет обеспечить подъем своей промышленности и сельского хозяйства, а также добьется подлинной политической стабильности. А потому эйфория первых месяцев независимости прошла, и у оппозиции стало меньше оснований упрекать МИД в «прозападных» симпатиях. Российская дипломатия все более активно включается в поиск путей для восстановления во многом ослабленных связей со странами Восточной Европы, с бывшими союзниками СССР в «третьем мире». В настоящее время высшему руководству Российского государства необходимо разработать новую внешнеполитическую стратегию. Перед ним возникли альтернативы, которые стали предметом острой политической борьбы. Прежде всего необходимо решить главный вопрос — о месте России в современном мире. Кто она? По-прежнему сверхдержава или не более чем одна из региональных держав? Где ее потенциальные союзники? Откуда может исходить угроза ее безопасности? Конечно, многие политики на разных уровнях российского руководства отдают дань риторике о сохранении исторической роли России как великой державы. Но сегодня более чем ясно, что в условиях глубочайшего экономического и социального кризиса сохранять эту роль страна уже не в состоянии. Прежде всего резко ухудшилось геополитическое положение России в Европе. В 1994—1996 гг. отчетливо определился курс стран Восточной Европы на игнорирование России в экономических и политических отношениях. Они стремятся в западные военно-политические союзы. Уже решен вопрос о ближайшем вступлении Польши, Чехии, Венгрии и других восточноевропейских государств в НАТО. А СНГ в то же время не создало адекватной системы обеспечения безопасности и сотрудничества. Нынешняя Россия находится в уникальной ситуации: она вообще не имеет сегодня союзников в Европе. Страны НАТО, видя растущую изоляцию России и ее обеспокоенность, предложили недавно восточноевропейским государствам программу «Партнерство во имя мира» (России первоначально даже не предложили присоединиться к ней). Но когда это присоединение произошло, российское руководство попросило заключить между Россией и НАТО отдельное соглашение. Но после начала военных действий в Чечне (декабрь 1994 г.) восточноевропейские страны активизировали свои попытки добиться вступления в НАТО. Уже в сентябре 1995 г. руководство НАТО обнародовало документ, формулирующий условия расширения этого блока. Любая страна, желающая вступить в НАТО, должна быть готова к развертыванию на своей территории тактического ядерного оружия. Стало очевидно, что единственной страной в мире, претендующей на глобальное вмешательство, стали США. Сегодня международный «имидж» России определяется не явными симпатиями россиян к демократическим ценностям, а беспределом в борьбе политической элиты за власть, коррупцией чиновничества, криминализацией экономики, разгулом преступности, деградацией деревни, нарушениях прав человека. Негативное восприятие происходящего в России окружающим миром, прежде всего европейцами, приблизилось к критической точке. Сегодня Россия переживает один из самых драматических периодов в своей более чем 1000-летней истории. Негативные экономические и политические процессы ведут к тому, что общество несет огромные потери. И эти опасные тенденции пока не удалось переломить. Первые позитивные результаты реформ пока совершенно несопоставимы с этими потерями. Так неужели правы те, кто мрачно предрекает окончательный развал и экономический крах некогда могучей державы? Наверное, нет. У нас есть все основания для надежды. Россия умела возрождаться после самых тяжелых испытаний. Об этом говорит ее великая история. К накопившимся за десятилетия советской власти экономическим и социальным проблемам добавились те, которые были порождены неумелыми действиями правительства Б.Н. Ельцина. К числу несомненных достоинств в поведении нашего народа в это трудное время можно отнести то, что из двух зол — ельцинского реформаторства и откровенной демагогии и популизма оппозиции — народ пока терпеливо выбирает первое. Хватит ли у него сил и самообладания дождаться лучших времен? Во многом это будет зависеть от действий руководства страны, его способности обновить свою политику и вести реформы действительно профессионально, опираясь на лучшие интеллектуальные силы страны, учитывая ее традиции и опыт истории.

49. ПУТИН Владимир Владимирович (р. 7 октября 1952, Ленинград), российский государственный деятель, президент Российской Федерации с 2000.

В 1975 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). По окончании ЛГУ был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1976-1990 служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии.

В 1990 стал советником председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1991-1994 председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям. В 1996-1998 в администрации президента РФ.

В июле 1998 был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ.

В августе 1999 кандидатура Путина была предложена президентом на пост председателя правительства для утверждения Государственной думой, которая после первого же голосования утвердила его кандидатуру. 31 декабря 1999 после добровольной досрочной отставки первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности президента РФ. 26 марта 2000 Путин избран вторым президентом России.

26 марта 2000 избран Президентом, получив, согласно официальным данным, 52,94% голосов.

В совершенстве владеет немецким языком, понимает английский.

Увлекается спортом, в частности, разными видами борьбы (самбо, дзюдо, карате), горными лыжами.

Мастер спорта по самбо (1973). Мастер спорта по дзюдо (1975).

Не курит, практически не пьет.

Имеет государственные награды.

Женат. Жена Людмила Путина - филолог, в прошлом преподавала в ЛГУ. Две дочери - Мария и Екатерина, родились в 1985 и 1986 соответственно (младшая - в ГДР); учатся в "Немецкой школе им. Гааза" при посольстве Федеративной Республики Германии в Москве.

Регулярно встречается с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (начиная с 31 декабря 1999 - дня, когда Борис Ельцин передал Путину президентскую власть), участвует в религиозных службах, в ходе поездок по стране посещает различные православные храмы и монастыри.

Внутренняя политика

Первым указом Путина стало предоставление первому Президенту и членам его семьи пожизненных гарантий неприкосновенности.

Для кадровой политики Администрации Президента при Владимире Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР, коллег по работе в Ленинграде - и вообще представителей "петербургской команды".

Во внутренней политике президент Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление "вертикали" власти, в ходе которой ему приходилось во многих случаях преодолевать сопротивление региональных органов власти:

  • Реформа Совета Федерации, в ходе которой главы исполнительной и законодательной власти регионов, ранее являвшиеся по должности членами Совета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания РФ), лишились возможности лично представлять свои регионы в Москве, а орган этот из избираемого стал назначаемым (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти каждого региона).
  • Создание, в качестве "компенсации" для руководителей регионов, Госсовета России - совещательного органа при Президенте России, призванного координировать деятельность губернаторов и Президента по важнейшим вопросам государства (сентябрь 2000).
  • Формирование семи новых территориальных образований - федеральных округов (май 2000), ставших дополнительным звеном государственно-административного управления.
  • Отмена принципа выборности глав субъектов России и введение их назначаемости Президентом с согласия региональных парламентов (сентябрь 2004), а также предоставление Президенту права распускать региональное законодательное собрание в случае повторного несогласия с его решением о назначении главы субъекта федерации. Одновременно, в качестве "компенсации" и с целью создания в России "гражданского общества", Владимир Путин предложил создать Общественную палату России в качестве совещательного органа, призванного представлять гражданское общество, и перейти к выборам в Государственную Думу на исключительно партийной основе. Основным поводом для этого стал террористический акт в Беслане; Президент в обращении к народу 4 сентября 2004 года обозначил причины реформ: ослабление власти и доверия к ней, правопорядка, ухудшение управления государством.
  • Жёсткое подавление сепаратистских устремлений в Чечне с широким использованием Вооружённых сил и спецслужб. Российское руководство в связи с военной кампанией в Чечне неоднократно подвергалось обвинениям в серьёзных нарушениях международных и российских правовых норм, касающихся применения Вооружённых сил и тяжёлых видов вооружения на собственной территории (в том числе против мирного населения). Согласно свидетельствам журналистки Анны Политковской и международных правозащитных организаций, таких как "Human Rights Watch", действия спецслужб характеризовались массовым применением насилия, необоснованных массовых задержаний и незаконных методов следствия, пыток, похищений и убийств людей.
  • Если в первое время после прихода Путина к власти основным вопросом, которым задавалась общественность, государственные деятели и деловые круги как Запада, так и самой России, был вопрос "Who Is Mr Putin?" (этот вопрос был задан в январе 2000 года одним из западных журналистов на пресс-конференции представителей российской делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе), то как минимум с 2004 года внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими СМИ, так и политическими деятелями, особенно за пределами России.


Внешняя политика

Внешняя политика Путина, с одной стороны, являлась продолжением политики, проводившейся при Ельцине, но в то же время была во многом ориентирована на преодоление сложившихся при первом президенте России негативных тенденций. В июне 2000 г. указом Путина была утверждена "Концепция внешней политики Российской Федерации". Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются:

  • обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира, и которые необходимы для роста её политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема её экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
  • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  • поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
  • всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
  • содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.


Многие действия и решения В. В. Путина на посту Президента России подвергались многочисленной критике как со стороны населения (военных, пенсионеров, бюджетников, бизнесменов и т.д.), оппозиции и правозащитных организаций внутри страны, так и со стороны зарубежных журналистов, организаций и политиков. Темой критики в частности становились: политика российских властей в Чечне, положение со свободой слова в России и активное участие государственных структур в различных областях экономики и т.д.

Наши рекомендации