Семинарские занятия по Истории
№ п/п | Тема и краткое содержание | Коли- чество часов | Рекомен-дуемая литера-тура (№ источника) |
Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.). 1. Византийские, арабские авторы и «Повесть временных лет» об истории, хозяйственной деятельности, нравах, обычаях, верованиях древних славян (6 – 8 вв.) (работа с источниками) 2. Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии (работа с термином – государство, доклады, дискуссия) 3. Социальная структура общества (доклады, работа с источником – Русская правда) 4. Причины, методы и последствия крещения Киевской Руси. (доклады, работа с источником – Повесть временных лет, дискуссия) | 1, 4, 5, 8, 10, 12, 13 | ||
Русские земли в условиях татаро-монгольского ига (13 – 15 вв.). 1. Причины установления татаро-монгольского ига (доклады, дискуссия) 2. Основные этапы борьбы за независимость. Москва – центр объединения княжеств Северо-Восточной Руси (доклады, дискуссия) 3. Историки о сущности и влиянии татаро-монгольского ига на развитие России (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Л.Н. Гумилева, А.Н. Сахарова и др.) | 1, 4, 5, 8, 10, 12,13 | ||
Становление крепостного права в России (15 – 17 вв.) 1. Дворянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение) 2. Крестьянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение) 3. Причины установления крепостного права (работа с термином, дискуссия) 4. Роль и значение крепостного права в экономике России | 1,4,8,10,12,13 | ||
Контрольное тестирование по периоду 6 – 17 вв. | 5 – 10 минут | 4, 10 | |
Эпоха Петра 1 в модернизации России (н. 18 в.). 1. Развитие России во 2й половине 17в. Причины и предпосылки реформ. (доклады, дискуссия) 2. Реформы Петра 1: военная, налоговая, финансовая, экономическая, управленческая, церковная, культурная (доклады, дискуссия) 3. Итоги реформаторской деятельности Петра, по мнению историков и современников. (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова, Н. И. Павленко, Е.В. Анисимова и др.) | 1, 4, 8, 10, 12, 13 | ||
Российское общество во 2й половине 19 в.: поиск альтернатив развития страны 1. 1. Социальные изменения в российском обществе в условиях капитализма и его последствия (доклад по А.Н. Сахарову). 2. 2.Народничество: социальные и политические корни явления. Основные идеологи и их программы. (доклады, дискуссия, работа с терминами – социализм, утопический социализм, разбор текстов П. Ткачева, П. Лаврова М. Бакунина) 3. 3. Организации народников, их цели, лидеры, деятельность. (доклады и дискуссия) 4. 4. Результаты и оценки деятельности народников. Мнения современников и историков. | 1, 4, 8, 9,10 | ||
Политические партии в России в к. 19 – н. 20 вв. (до 1906 г. ) 1. Что такое политическая партия? (работа с термином) 2. Особенности российских политических партий по сравнению с западными (доклад по А.И. Зевелеву) 3. Лидеры и программные взгляды основных политических партий на решение российских проблем: монархисты, октябристы, кадеты, эсеры, эсдеки, анархисты (доклады, обсуждение) | 1, 4, 8, 9,10 | ||
Россия во время первой русской революции 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия. 1. 1. Основные результаты и противоречия социально-экономического развития России в пореформенный период. Причины первой русской революции.(доклады, дискуссия) 2. 2. Создание и деятельность 1, 2 и 3й Государственных Дум. Проблемы становления российского парламентаризма (работа с документом, доклады, дискуссия) 3. Столыпинская реформа как средство стабилизации политической обстановки в стране и создание условий для ее развития. (работа с документом, доклады, дискуссия) | 1, 2, 4, 8, 10 | ||
Контрольное тестирование по периоду 18 – н. 20 вв. (до 1917 г.) | 5 – 10 минут | 4,10 | |
Гражданская война в России – взгляды современников и историков. 1. 1. Красные и белые: состав, полководцы, цели, идеи, основные фронты. (работа с воспоминаниями А.И. Деникина М.Н. Тухачевского и др, доклады, дискуссия) 2. 2. Красный и белый террор в гражданской войне (дискуссия) 3. 3. Интервенция: причины, участники, масштабы и последствия иностранного вмешательства в российские дела (доклады, обсуждение) 4. 4. Причины победы большевиков. Мнения советских, западных и современных российских историков. | 1, 2, 4, 8, 10, 11 | ||
Советское общество в условиях культа личности И.В. Сталина (к. 1920х – 1953 гг.) 1. 1. Формы и методы «воспитания нового человека» в сталинский период. (доклады) 2. 2. Репрессии и их влияние на управление обществом. (работа с документами Мемориала, доклады, обсуждение) 3. 3. Роль ГУЛАГа в реализации планов «строительства социализма» (доклады, дискуссия) 4. 4. Итоги и цена культа личности. Мнения историков и современников. | 2,4,8,10,11 | ||
Некоторые аспекты советской внешней политики времен холодной войны. 1. 1. Социалистический лагерь: политика и экономика (на примере ГДР, Польши, Венгрии, Югославии…) (доклады, обсуждение) 2. 2. Карибский кризис: причины, действующие лица, результаты (доклады, обсуждение). 3. 3. Афганская война: цели, методы их достижения и цена. (доклады, обсуждение) | 2, 4, 6, 8, 10,11 | ||
Создание и территориальное расширение СССР: ретроспективный анализ проблемы 1. Дискуссии в партии большевиков по поводу создания СССР (доклады) 2. Процесс присоединения территорий 1918 – 1945 гг.(доклады) 3. Образование СССР в оценках российских и зарубежных историков и политиков (доклады, обсуждение) | 2, 4, 8, 10, 11, 14 | ||
Контрольное тестирование по советскому и постсоветскому периодам | 5 – 10 минут | 4, 10, 11, 14 | |
Подведение итогов, ликвидация задолженностей, выставление автоматов | - |
* По каждой теме семинара, кроме указанных вопросов, возможны доклады по персоналиям, а также другим проблемам в рамках периода и темы по согласованию с преподавателем
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ | Автор | Наименование | Год и место издания | ||
а) ОСНОВНАЯ | |||||
Брандт М. Ю. и др. | Россия и мир. Учебная книга по истории в 3 ч. | М., 1994 | |||
Верт Н. | История советского государства 1900 – 1991гг. | М., 1997 | |||
Виноградов В. Н. | Новая история стран Европы и Америки | М., 1997 | |||
Зуев М.Н. | История России | М., 2006 | |||
Карпов С. П. | История средних веков | М., 2000 | |||
Кредер А. А. | Новейшая история ХХ в. | М., 1995 | |||
Кулешов С. В., Медушевский А. Н. | Россия в системе мировых цивилизаций. Учебное пособие. | М., 2001 | |||
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. | История России | М., 1998 | |||
Новиков С. В. и др. | Всеобщая история. Справочник студента. | М., 2001 | |||
Сахаров А. Н. и др. | История России с древнейших времен до конца ХХ в. в 3 т. | М., 1997 | |||
Соколов А.К. | Курс советской истории в 2 кн | ||||
б) дополнительная | |||||
Ключевский В. О. | Курс русской истории в 8 кн. | М., 1956 | |||
Соловьев С. М. | История России с древнейших времен в 9 кн. | М., 1960 | |||
А.Б. Безбородов и др. | Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов | М.: РГГУ, 2009 | |||