Тема № 2. Происхождение государства и права
В условиях первобытного общества, когда существовала родоплеменная община (догосударственный или протогусударственный период), общественная власть была сосредоточена у определенной части населения, которую составляли старейшины, шаманы, вожди, военачальники. Эта власть структурно не была отделена от общества и основывалась на авторитете ее обладателей. Все члены племени были обязаны подчиняться распоряжениям привилегированной «касты» и строго следовать ее указаниям. За неповиновение член племени мог быть изгнан из него, что фактически обрекало его на смерть.
Социальное (общественное) регулирование в условиях первобытного общества осуществлялось при помощи социальных регуляторов – мононорм (норм первобытного общества). Эти нормы распространяли свое действие на всех членов племени и являлись обязательными (например: принимать участие в охоте, защищать племя и др.). Социальные регуляторы первобытного общества оформились в течение длительного времени из многократно повторяющихся действий членов племени, продиктованных необходимостью выживания в сложных условиях того исторического периода. Это такие нормы как обычаи, традиции, ритуалы, обряды, мифы, первобытная мораль, нормы религии. Реализация этих норм членами общины обеспечивалась со стороны самой родоплеменной общины.
Общие закономерности происхождения государства и права – это исторические условия происхождения государства и права, являющиеся универсальными типичными для всех народов. Эти исторические условия состоят из двух групп:
1) экономические – крупные общественные разделения труда: а) отделение скотоводства от земледелия; б) отделение ремесла от скотоводства и земледелия; в) появление упорядоченного обмена – торговли и группы людей, занятых только в сфере обмена (купцы);
2) социально-политические – стратификация общества: а) появление избыточного продукта, частной собственности и имущественного неравенства; б) выделение социальных слоев, интересы которых вступают в противоречия (классы); в) учреждение публичной власти, непосредственно не совпадающей с населением, организующей себя как вооруженная сила (профессиональный аппарат управления).
Государство и публичная власть родоплеменной общины: признаки отличия:
1) государство характеризуется наличием конкретно определенной территории (сухопутной, водной, воздушной) находящейся в пределах государственных границ. Территория государства сохраняет постоянные границы своего географического расположения. Родоплеменная община характеризовалась отсутствием постоянной территории проживания общины и отсутствием границ, поскольку в период первобытного общества люди вели вынужденно кочевой образ жизни. Территория общины была там, где находилась община на данный момент.
2) государство характеризуется наличием института гражданства (подданства), указывающего на политико-правовую связь населения проживающего на его территории с данным государством. В условиях родоплеменной общины института гражданства не существовало, а люди были объединены на основании кровнородственных связей. Каждую общину преимущественно составляли родственники по крови.
3) государство характеризуется наличием государственного аппарата, состоящего из органов государства и должностных лиц, выполняющих деятельность по управлению обществом на профессиональных началах и который является структурно обособленным от общества. В условиях родоплеменной общины публичная власть осуществлялась представителями самой общины (старейшины, шаманы, вожди, военачальники) и не была от нее отделена.
4) государство осуществляет взимание налогов, т.е. обязательных денежных платежей уплачиваемых в казну государства физическими и юридическими лицами. В родоплеменной общине налогообложения не существовало.
Право – это разновидность социальных норм, выступающих значительным регулятором общественных отношений в государственный период. В родоплеменной общине было много иных социальных регуляторов – это традиции, обычаи, нормы морали, нормы религии, а так же к регуляторам первобытного общества можно отнести ритуалы, обряды, мифы. Право характеризуется особенностями, которые отличают его от социальных регуляторов родоплеменной общины.
Эти особенности следующие:
1) право устанавливается государством, через правотворческую деятельность управомоченных субъектов или санкционируется (одобряется, признается). Социальные нормы родоплеменной общины оформляются самостоятельно в течение длительного времени, что основано на их многократном повторении;
2) право – это социальные нормы, имеющие текстуальное выражение. Например: текст закона, постановления, приказа, распоряжения и т.д. Иногда право может быть выражено символами (например: знаки дорожного движения, которые несут определенную правовую нагрузку). Социальные нормы родоплеменной общины, как правило, не имеют текстового оформления (обычаи, традиции, мораль) и «живут» в сознании людей. Исключения составляют религиозные нормы, которые заключены в священных писаниях;
3) право характеризуется формальной определенностью, т.е. имеет четкий структурированный характер и предусматривает меры возможного поведения (права), меры должного поведения (обязанности) и меры неблагоприятных воздействий (юридическую ответственность). Социальные нормы родоплеменной общины – это мононормы, имеющие неструктурированное смешанное строение;
4) право в своей реализации обеспечивается принудительной силой государственной власти, через применения мер государственного принуждения (юридической ответственности) к правонарушителям (например: штраф, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Социальные нормы родоплеменной общины обеспечиваются со стороны самой общины (например: изгнание из племени).
В современном обществе общественные отношения регламентируются различными социальными регуляторами: нормы права, политические нормы, корпоративные нормы (нормы общественных организаций), нормы религии, морали, эстетические нормы и др.
Теории происхождения государства и права – это научные концепции, воззрения, идеи объясняющие причины возникновения государства и права и во многом определяющие их сущность. В современной юридической науке существует плюрализм (множественность) теорий происхождения государства и права. Наиболее известные из них следующие:
1) теологическая (теократическая), т.е. божественная теория происхождения государства и права. Ее представители – монах доминиканец Фома Аквинский и священник Аврелий Августин, которые выступали за абсолютное господство католической церкви над светской властью, т.к. считали, что все на земле, в том числе государство и право имеют Божественное происхождение. По их мнению, государство и право – это практическое воплощение власти Бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, а правители в государстве – это наместники (посланники) Бога, которые обязаны следовать его воле. Эта теория получила свое распространение при феодализме, в эпоху средних веков, когда власть католической церкви была наиболее могущественна. В современное время данная теория выражает официальную доктрину государства – Ватикан;
2) патриархальная. (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Теория утверждает, что государство – это разросшаяся семья. Оно возникло из патриархальных семей, селений, городов-полисов, где власть правителей в государстве подобна власти отцовской в семье. Поэтому эту власть необходимо уважать, почитать и подчиняться ей, а правитель государства должен заботиться о своих подданных (гражданах), как отец в семье заботится о собственных детях;
3) патримониальная (Галлер). Теория считает, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Собственники земли – это люди наделенные властью. Их власть распространялась не только на земельные наделы (владения), но и на людей, на них проживающих, что и явилось зачатком складывающегося государства;
4) договорная теория (Эпикур, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев). Теория рассматривает государство и право как результат общественного договора людей о правилах их совместного проживания. Такой договор потребовался, что бы защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство, собственность. С этими задачами способно справиться только специальная организация политической власти структурно обособленная от общества и выполняющая управленческие функции на профессиональных началах. Такой организацией явилось государство. В том случае если государство нарушает условия договора (например: поощряет рабство, работорговлю, грубую эксплуатацию, узурпацию власти, массовое нарушение прав и свобод граждан), то у народа возникает право на восстание в целях защиты своих интересов (такой позиции придерживались Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев);
5) теория насилия (Е. Дюринг, Л. Г. Гумплович, К. Каутский). Теория полагает, что государство и право возникли в результате насилия, завоевания, порабощения слабых племен более развитыми сильными и организованными, которые принесли на завоеванную территорию свое управление, свою организацию экономической жизни, свою культуру. В подтверждение теории можно сослаться на обретение государства варварами (древними германцами), которые, захватив огромную территорию Рима, обрели государственность, поскольку существовавшая ранее родовая организация власти оказалась не приспособленной к управлению большой территорией и усложнившимися общественными отношениями;
6) расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше). Ее придерживались сторонники нацистской Германии, избравшие данную теорию в качестве официальной идеологии. Теория является антигуманной и основана на насилии и особой жестокости вплоть до физического истребления целых наций и народностей, как низших и не имеющих право на жизнь (например: евреев). Только в сохранении высшей расы – арийской и создании для нее благоприятных условия жизни, виделась возможность сторонникам данной теории, создания сильного, жизнеспособного государства;
7) психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Теория объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики, выражающимися в потребности людей в общении, в поиске авторитета, в стремлении подчиняться и подчинять себе других. Таким образом «корни» возникновения государства и права находятся в самой природе человеческой психики. Государство и право – это социальные институты, которые закономерно возникли на внутреннюю потребность людей в них;
8) органическая теория (Г. Спенсер). Рассматривает государство и право как произведение сил природы. Отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Таким образом, теория не отрицает наличие социального процесса, но рассматривает его в качестве составляющей природного процесса, который подчинен естественным законам развития природы, поэтому процесс возникновения, развития, функционирования, отмирания государства также подчинен естественным природным законам;
9) гидравлическая (ирригационная, водная) теория (К. Виттфогель). Теория полагает, что государство возникло из необходимости организовывать большие группы людей для строительства ирригационных сооружений (дамб, плотин, каналов), что явилось зачатком будущей государственности;
10) инцестная (половая) теория (К. Леви-Стросс). В основе этой теории находится идея о том, что в развитии первобытного общества, в вопросе воспроизводства человеческого рода, имело принципиальный характер введение запрета инцеста, т.е. кровосмешение, что явилось исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства;
11) спортивная теория (Ортега-И-Гасет). Возникновение государства и права связывает с организацией и проведением первых в мире олимпийских игр, развитием физических упражнений и спорта в целом, что потребовало определенной социальной организации и выступило катализатором нарождающейся государственности;
12) экономическая (классовая, материалистическая, марксистско-ленинская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Теория исходит из приоритета материальных (экономических) условий жизни и развития общества. В данной теории указывается, что в результате общественного разделения труда возросла производительность труда, человек стал производить больше, чем требовалось для удовлетворения его потребностей. В силу чего, появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей, что привело к имущественному расслоению общества. Сформировались большие группы людей с противоположными интересами – это классы имущих и неимущих. В этих условиях формируется государство, как аппарат принуждения, обеспечивающий безопасность правящего меньшинства и позволяющий удерживать в повиновении и осуществлять эксплуатацию над подвластным большинством.
Приведенный перечень теорий происхождения государства и права не является исчерпывающим. Пытливый ум ученых продолжает свои поиски в этом направлении и оформляет новые теории не лишенные научной рациональности (диффузионная теория – Гребнер, потестарная (кризисная) теория – Л. А. Морозова, естественноисторическая теория – Г. А. Борисов, теория специализации – Т. В. Кашанина и др.).
Следует заметить, что ни одна из теорий не может претендовать на роль всеобъемлющей и единственно верной. Каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки, но все вместе они позволяют оформить целостное представление о тех объективных и субъективных причинах, которые могли находиться в основе формирования государства и права и были способны детерминировать их происхождение.
Необходимо обратить внимание, что представленные нами теории – это общие (совместные) теории происхождения государства и права, основанные на диалектическом единстве государства и права, как социальных явлений находящихся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии и немыслимых друг без друга.
Вместе с этим следует заметить, что в науке принято различать и отдельно теории происхождения права (теологическая, договорная или естественно-правовая, историческая школа права, нормативистская и др.), которые, впрочем, сложно себе представить при полном отрицании роли государства.