Воздействие внутригосударственного права на международное право.

Такое взаимодействие происходит на уровне и в фор­ме взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем. Первичность влияния внутригосударственного права на международ­ное право в сегодняшнем мире не следует понимать как признание при­мата внутригосударственного права над международным. Поэтому говорить о влиянии национально­го права отдельных государств, оказываемом на международное право, можно прежде всего применительно к нормам основных законов этих стран - конституций или других актов, закрепляющих фундаментальные принципы их внутренней и внешней политики,. Примеры: значение для развития международного права:

1) актов Великой Французской буржуазной революции или первых революционных декре­тов России - Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав на­родов России от 2 (15) ноября 1917 г., 10 принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г., соответствовавших по содержанию прин­ципам, которые были сформулированы в Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и сыграли из­вестную роль в формальном закреплении их в действующих нормах ме­ждународного права.

Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принци­пов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего выступает наиболее яркой и типичной формой влияния. Здесь существуют самые разнообразные примеры. В частности, известна связь между положениями российского, а затем и советского законода­тельства и последующим закреплением в Уставе ООН (п. 2. ст. 1) такой нормы, как

2) принцип самоопределения народов. Аналогично этому про­возглашение Советским Союзом во внутреннем праве, в том числе в ак­тах праыво на 3)национализацию, права государства на создание подобным образом государственной собственности и в дальнейшем последовательное и не­уклонное отстаивание этого права практически, т.е. в процессе реально­го осуществления международных политических и торгово-экономи­ческих отношений, привело к признанию равноправия двух форм собст­венности, свободы выбора форм внешнеэкономической деятельности и возникновению тождественного специального принципа международного экономического права.

Равным образом включение развивающимися странами в тексты сво­их конституций или иных основополагающих национальных актов о

4) не­отъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами.

Помимо всего сказанного, рассматривая вопрос о влиянии систем на­ционального права на развитие международного права, необходимо ука­зать и 5) на такой важный аспект,' как рецепцияи активное использование в настоящее время международным правом основных правовых формул ("юридических максим") - особых юридических принципов, пришедших из внутригосударственного права (первоначально из римского права, а затем усвоенных буржуазными национальными правовыми системами); "последующий закон отменяет предыдущий", "общий закон отменяется специальным", "договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам", "никто не может предоставить другому больше, чем имеет сам": "равный над равным власти не имеет" и т.д.

6) Затем такое содержание суверенитета государства в территориальном море, имеюще ширину не более 12 морских миль, было подтверждено Конвенцией i морскому праву 1982 г. Таким образом, в современном между народном праве понимание суверенитета государства в территориальных водах однозначно включает право на запрещение осуществления судами ино-странных государств какой-либо хозяйственной либо иной деятельности (юз специального разрешения (выраженного или в национальном праве, или в международном соглашении) прибрежного государства.

Наши рекомендации