Контрреформы Александра III. Личность императора.
Период царствования Александра III (1881 – 1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.
Александр III, император всероссийский, второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Родился 26 февраля 1845 года в Аничковом дворце в Петербурге. До смерти своего старшего брата, цесаревича Николая, т. е. до двадцатилетнего возраста, Александр не был наследником престола и воспитывался не как будущий император, а как великий князь, предназначавшийся, главным образом, для военной карьеры. Главным воспитателем его был генерал-адъютант Б. А. Перовский, а образованием его заведовал профессор Московского университета, известный экономист Чивилев, рекомендованный графом С. Г. Строгановым, который был в это время главным воспитателем цесаревича Николая. Из учителей раннего периода наиболее выдающимся был академик Я.К. Грот, преподававший обоим братьям с 1853 года русский и немецкий языки, историю и географию. В конце образовательного курса Александру были сообщены начала юридических и политических наук приглашенными для этого профессорами Петербургского и Московского университетов, в числе которых был и К. П. Победоносцев, сыгравший впоследствии столь важную роль в царствовании Александра. В 1861 году ему преподавал курс тактики и военной истории М. И. Драгомиров, будучи еще молодым капитаном. Кроме того, в 1865 и 66 годах Александру Александровичу был прочитан известным историком С. М. Соловьевым курс русской истории. 12 апреля 1865 года скончался в Ницце цесаревич Николай Александрович, и великий князь Александр объявлен был наследником русского престола. Цесаревич Николай умер женихом принцессы Дагмары, дочери датского короля Христиана IX, с которой через 1 1/2 года—28 октября 1866 года – вступил в брак цесаревич Александр Александрович. От этого брака родились: сыновья – Николай, Георгий (умер в 1899 г.), Михаил и дочери – Ксения и Ольга. В 1868 году во время сильного неурожая в разных губерниях (в особенности в Смоленской) Александр был назначен председателем особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В бытность наследником престола он участвовал в заседаниях государственного совета и комитета министров, был атаманом казачьих войск и канцлером Гельсингфорсского университета; действительную службу в войсках он проходил в Петербурге вплоть до командования гвардейским корпусом, а в 1877 году ему привелось принять участие в русско-турецкой войне, в качестве командира отдельного сорокатысячного рущукского отряда, задача которого состояла в задержании движения турецких войск, расположенных в крепостях Шумле и Силистрии, и в охране тыла действующей армии. По окончании войны Александр командовал в Петербурге гвардейским корпусом и принимал участие в заседаниях высших государственных учреждений и тех особых комитетов и совещаний, которые созывались императором Александром II в конце его царствования для обсуждения мер борьбы с революционным движением. Наследник жил со своей семьей в Аничковом дворце довольно замкнутой семейной жизнью; он любил заниматься историей, собиранием исторических памятников, особенно связанных с патриотическими воспоминаниями, и изучением русской художественной старины. Он стоял во главе императорского исторического общества, основанного при ближайшем его участии. Столь же охотно он занимался музыкой и участвовал в домашних концертах, играя на валторне и на «басу». В глазах широких кругов общества он пользовался репутацией примерного семьянина и человека с гуманными и либеральными взглядами. На самом деле политические его взгляды были глубоко консервативные, что ярко сказалось в совещаниях о борьбе с революционным движением и о направлении внутренней политики в 1880 году.
Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827 – 1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия. Другим идеологом контрреформ был М.Н.Катков, близкий по духу и воззрениям Победоносцеву. Их взгляды оказали решающее влияние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.
Партия контрреформ опиралась на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать её и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.
В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был осуществлен в приведенной ниже последовательности.
- 29 апреля 1881 издан манифест «О незыблемости самодержавия»;
- 14 августа 1881 был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он принимался сроком на три года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам;
- 27 августа 1882 вступили в действие новые «Временные правила о печати», усилившие репрессивные меры в этой сфере. Теперь любое периодическое издание могло быть закрыто навсегда, если его деятельность признавалась вредной для общества по решению четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Святейшего синода). Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 известного журнала либерального направления «Отечественные записки».
- 23 августа 1884 был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. Значительно сократились права ученых советов. Назначение ректоров и замещение профессорских вакансий отныне должно было осуществляться министром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 рублей в год.
- 18 декабря 1886 Д.А.Толстой представил Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами; сведение до минимума роли общественного самоуправления земских и городских учреждений; усиление власти министра внутренних дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями; ограничение выборного начала при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения; предоставление больших полномочий дворянству в делах местного самоуправления и передачу дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.
- Царь одобрил эту программу. Первым результатом её реализации стало введение 12 июля 1889 института земских участковых начальников. В губерниях создавались земские участки (по 4-5 в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими земскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определённый возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.
- Следующим шагом в ограничении сферы земской деятельности стал Закон от 12 июня 1890, утвердившей новое положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики уезда по закону делились на три разряда: крестьяне; дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; прочие сельские и городские сословия. Ценз в большинстве уездов был понижен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. Право на участие в выборах теперь давали или земля, или недвижимое имущество на сумму не менее 15 тысяч рублей. Многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездах и 89,5% в губернских земских собраниях. Но это, как ни странно не смогло уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств по отношению к самодержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.
- Принятие Положения о земствах повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 нового Городового положения. Оно предусматривало значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения. Налоговый ценз был заменен имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выбором. Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав.
Сторонники контрреформ пытались также серьёзно изменить и судебные уставы 1864. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).
Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.
- 18 марта 1886 правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Предел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.
[- 1 июня 1882 был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день
- В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства.
- 3 июня 1886 новый закон, подписанный царем, устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.
- Другой важной реформой стала отмена в 1882 – 1886 подушной подати, этого исторически краеугольного камня российского налогообложения. ]
В целом политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.
23. социально-экономический и политический кризис в россии начала 20 века.
Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.
Сначала об успехах. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60—70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900—1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий — картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, — Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:
приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;
огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;
в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую — роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.
Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.
Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.
Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.
Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев». Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения (126 млн человек) по сословиям (потомственное и личное дворянство, почетные граждане, купечество I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением на классы (буржуазия, пролетариат и др.).
Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции.
Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией (в основном формировавшейся из купеческих родов, в свою очередь восходивших к дореформенному крепостному крестьянству) росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.
Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие — таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонационально-стью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру (православие как государственная религия, много последователей имели ислам, католицизм, протестантизм и др.), требовали продуманной и взвешенной национальной политики.
К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло (Государственный совет, Сенат, Синод, Комитет министров и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», — обещал он в начале царствования.