Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы «Дружба», «Союз», «Ямбург»; энергосистема «Мир»).
Интернациональная помощь Вьетнаму.
Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.
Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.
Активное сотрудничество в рамках ОВД.
Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:
Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.
Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию для подавления «контрреволюции».
Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.
Разногласия между СССР и КНР, дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969г.
Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг.
В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.
Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе
Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.
Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-х гг., с приходом к власти М. С. Горбачева.
Билет №62
Косыгинская реформа. хозрасчет заметно сказался на росте незавершенного строительства. За период 1965-1980 гг. «незавершенка» выросла почти в 5 раз. К 1970 улучшила ситуацию в экономике девятая пятилетка(1971-1975) Нефтедоллары первоначально приносили успех,но потом начался глубокий кризис.Отказ от радикальных преобразований вел к кризису в экономике, который стал очевиден к середине 70-х гг. Мировые цены на нефть подскочили . Основной доход приносил экспорт топлива из Сибири. Нефтедоллары использовались для закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Вместо роста народно-хозяйственной эффективности наблюдались снижение производительности труда и фондоотдачи, усиление инфляции и всеобщего дефицита. снижалось потребление населением продуктов питания, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В условиях всеобщего дефицита в 1977 г. были введены талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания и внутренняя распродажа товаров на предприятиях. Экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно предприятиям, так как это влекло за собой повышение плановых заданий. В начале 80-х гг. падение темпов экономического развития стало критическим в промышленности .
Билет № 64
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов. Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. уменьшились в 2, 8 раза. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название "перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества. Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
РАСПАД СССР
Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями старой центральной власти и новоизбранной властью на местах. В 1990—1991 годах ряд республиканских советов приняли декларации о независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. После неудавшегося государственного переворота ГКЧП и Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года в соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых В конце 1991 года Российская Федерация была признана государством-преемником Союза ССР в международно-правовых отношениях и заняла его место в Совете Безопасности ООН.
Билет №65
"Новое политическое мышление". Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад.
Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).
В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п.
Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.
Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. . В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений.
По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).
Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.
Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Результаты и последствия политики "нового мышления". Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия.
Вместе с тем "новое мышление" имело и оборотную сторону. Из "холодной войны" вышел лишь один победитель - Запад во главе с США. Другой ее участник - СССР и "восточный блок" - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они ее не использовали. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.
В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния". Как свидетельствует история, без войны это еще никогда не происходило.
Билет № 66
внешняя политика России в 1900-2000 гг. Взаимоотношения со странами СНГ.
Важной задачей руководства страны стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. все автономные республики, а также автономные области объявили себя суверенными республиками. В декабре 1994 г. на территорию Чечни для наведения конституционного порядка были введены федеральные войска. В мае 1997 г. был подписан договор между Чечней и Центром о прекращении состояния войны. Однако вскоре боевые действия были продолжены, и лишь 29 февраля 2000 г. командование федеральных сил в Чечне сообщило о взятии под свой контроль последнего оплота боевиков — города Шатой. Но чеченский вопрос был еще далек от окончательного разрешения.
Приоритет во внешней политике получили взаимоотношения с США и СНГ.
РФ лишилась военно-морских баз в Прибалтике и Крыму, встал вопрос о создании новых границ с бывшими республиками СССР.
Отношения России с западными странами на протяжении 1990-х гг. развивались по нескольким направлениям:
1) отношения с «Большой семеркой»;
2) продолжение ядерного разоружения в рамках отношений РФ — США.
Важным событием после распада организации Варшавского договора стал вывод российских военных контингентов из стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики. 27 мая 1997 г. в Париже было подписано соглашение Россия — НАТО, в котором страны Альянса брали на себя ряд обязательств.
Наиболее важным направлением внешней политики России стало урегулирование отношений со странами ближнего зарубежья. В 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (6 из 11 стран).
Особое место занимала проблема защиты русскоязычного населения, проживающих на постсоветском пространстве (около 26 млн. человек).
В сферу стратегических интересов России входят независимые государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден
Билет №50
«новой экономической политике» (НЭПу)
1) ограниченный допуск частной собственности и кооперации в торговле, мелкой и средней промышленности
2) восстановление товарно-денежных отношений с денежной реформой 1924 года
3) переход от продразверстки к фиксированному продналогу в деревне;
4) отмена трудовой повинности и уравниловки в зарплате;
5) создание общегосударственного органа планирования в экономике – Госплана.
В результатеНЭП позволил восстановить к 1928 году разрушенную двумя войнами и «военным коммунизмом» экономику и тем самым помог большевикам удержаться у власти.
раскрыть причины перехода к НЭПу;
- охарактеризовать содержание новой экономической политики (НЭПа), определить ее основные цели;
- провести анализ экономических итогов НЭПа.
Итоги НЭПа:
· НЭП показал, что плюрализм в экономике и политике, даже в таком ограниченном виде, открывает путь к повышению благосостояния людей, тем более в условиях мирного сосуществования.
· НЭП в политическом отношении способствовал сплочению двух классов - пролетариата и крестьянства, · · Политическая нестабильность, отсутствие гарантий частной собственности, слишком жесткий контроль со стороны государства над экономикой, наконец, откровенно враждебное отношение к "нэпманам" со стороны, как государства, так и со стороны значительной части нового общества · К 1925 г. стали укрепляться административно-командные начала в экономике
Билет№ 45