Попытка либеральных реформ в первой четверти 19 века.

I

Вступив на престол, Александр (1801-1825) дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. Важную роль во внутриполитической жизни России в первые годы царствования Алекса I играл так называемый Негласный комитет – неофиц. Правительственный орган при царе, в котором разрабатывались идеи преобразований,. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.(однако, что здесь оговаривалось,то и в последствии делали НиколайI и АлександрII. Напоминал Избр. Раду ИванаIV)

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

II

Новый виток реформаторской активности Алекса 1 связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839) – самый крупный гос. деятель 19 веке. Алекс 1 ставил ему задачи, а Сперанский составлял программу. Алекс 1 поручил ему составить общий план гос. преобразований. В начале октября 1809г проект реформ, названный Сперанским «Введение к Уложению гос. законов», был закончен. Приоритет в преобразованиях сперанский отдавал полит. сфере – реформа гос. устройства. В основе проекта Сперанский заложил идею разделения властей:

Законодат. власть – у Гос. Думы – новый орган

Исполнит. власть – министерства

Судебная власть – Сенат (стал преобразовывать в высшую судебную власть)

Для координации действий выс­ших государственных учреждений создавался Государствен­ный совет, его члены не избирались, а назначались импера­тором. Совет наделялся правом предварительного рассмот­рения законов до их внесения в Государственную думу. Ис­ключительное право законодательной инициативы и утвер­ждения новых законов сохранялось за императором ( высший чиновник), в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.

Систему законодательных учреждений составляли выбор­ные Думы — волостные, уездные, губернские и общегосу­дарственные. Избирательные права предоставлялись дворян­ству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне. Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.

Для депутатов Государственной думы вводился имущест­венный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, ут­верждался царем. Государственная дума рассматривала за­конопроекты, представленные министрами. Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только по­сле одобрения Думой. Она также контролировала деятель­ность исполнительных органов власти (министры были под­отчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).

Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление реформ. По его мнению, преобразова­ния следовало начать с центральной системы государст­венного управления, а затем поэтапно переносить их на другие сферы.

1 января 1810г. был учрежден Государственный совет-законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. вве­дено разработанное Сперанским «Обшее учреждение мини­стерств», которое определяло состав, пределы власти и от­ветственность министерств, а также порядок делопроизвод­ства. Таким образом, министерская реформа получила логи­ческое завершение. Кроме того, в рамках плана Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов.

Этим, по существу, и ограничился Александр 1 в реализа­ции реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем пе­реведен в Пермь.

III Крестьянский вопрос: крепостное право.

Павел1 – первый император, который начал ограничение крепостного права. Далее это развивал Алекс 1 , а отменил Алекс 2 (т.е привело к неизбежности освобождения)

В 1816г. по инициативе эстляндских дворян Алек­сандр 1 подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Однако, попугав личную свобо­ду, крестьяне при этом лишились права на землю и, таким образом, оказывались в полной зависимости от помещиков-На таких же условиях были освобождены в 1817 г. крестьяне в Курляндии, а в 1819 г. — крестьяне Лифляндской губер­нии. Попытка Александра подтолкнуть к аналогичным дей­ствиям помещиков Малороссии закончилась неудачей.

В 1818 - 1819 гг. Александр I поручил двум влиятельным сановникам— А.А.Аракчееву и министру финансов Д. А. Гурьеву— разработать проекты освобождения кресть­ян при максимальном соблюдении интересов помещиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством их выкупа у помещика и последующим наделением землей за счет казны. По мнению Гурьева, отношения между крестья­нами и помещиками следовало строить на договорной ос­нове, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован.

IV

По личному распоряжению Александра тайно, практиче­ски одновременно с разработкой проектов по крестьянско­му вопросу, велась работа над конституционными проекта­ми. 27 ноября 1815г. Александр подписал Конституцию Поль­ши (одна из самых либеральных). Польша становится конституционной монархией. Александр 1 рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правле­ния в России. В марте 1818 г- император поручил группе сво­их советников (среди них был поэт П. А. Вяземский) во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой рос­сийской администрации в царстве Польском Н. Н. Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная ус­тавная грамота Российской империи» был представлен го­сударю и одобрен им.

Конституция предусматривала создание представитель­ного органа (Государственного Сейма или Думы), состояв­шего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов императорской фамилии и сенаторов. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуж­дения в палатах он утверждался царем. Конституция про­возглашала свободу слова, печати, свободу вероисповеда­ния, равенство всех граждан перед законом, неприкосно­венность личности и собственности, независимость суда, от­ветственность чиновников. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился. Согласно «Уставной гра­моте» император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные за­конодательные прерогативы.

Конституция Новосильцева являлась шагом назад в срав­нении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако на реализацию и этого проекта Александр не решился.

Наши рекомендации