Концепции социально-экономического развития Киевской Руси
Ø Основные теоретические подходы к изучению социально-экономической истории Киевской Руси
В современной историографии существуют две основные трактовки социально-экономической истории Киевской Руси.
1. Киевская Русь – дофеодальное государство.
2. Киевская Русь – феодальное (раннефеодальное) государство.
Первую трактовку поддерживали Ключевский и Соловьев. Они считали, что основой социально-экономического развития Киевского государства была торговля, т.е Русь не феодальное государство. Вторую концепцию сформулировал в 30-х годах ХХ века Греков, который утверждал, что основу социально-экономического развития составляло земледелие. В 60-е годы эту концепцию дополнили Черепнин и Рыбаков.
Впервые вопрос о наличии феодальных институтов был поставлен Павловым-Сильванским. По его мнению, феодальные институты Киевской Руси возникли в 13 веке в монгольское время
Основными чертами феодального общества являются:
1.Наличие крупного частного землевладения (вотчины)
2.Земля – главный источник извлечения богатства.
3.Владение землёй – привилегия людей, несущих военную или гражданскую службу в пользу вышестоящего лица.
4.Собственник земли (вотчинник) имел право присваивать себе часть продукта, который производили зависимые от него крестьяне. Присвоение могло осуществляться тремя способами:
1. Натуральная рента (оброк)
2. Денежная рента (денежный оброк)
3. Отработочная рента (барщина)
5.Натуральный характер хозяйства
6.источником производства является мускульная сила человека и животного.
Ø ??Теория родового быта (основная дофеодальная концепция Киевской Руси)
Основой социально-экономического строя Киевской Руси являлся род. С.М. Соловьёв и Кавелин сформулировали:
а) Русское государство от родовой стадии до государства прошло без переходного этапа
б) Киевское государство – комбинация славянских родов
в) Доминирующее положение среди этих родов имел род Рюриковичей
Великий русский мыслитель и славянофил К. Аксаков в конце 19 века дополнил теорию родового быта следующим положением, что основой социально экономического порядка был не род, а община.
Ø Основные социальные категории Древнерусского общества
Древнерусское государство развивалось точно также, как европейские страны.
Основным источником социально-экономических и политических отношений на Руси являлась «Русская правда». Из неё следует, что древнерусское общество делилось на четыре социальные категории:
1.Мужи (впоследствии бояре; высшие и средние слои дружины, потомки родоплеменной знати)
2.Люди (городское население, свободное население; ед.ч.: Людин)
3.Смерды (люди с ограниченным правовым статусом)
4.Челядь (ед.ч.: челядин; с 11 века в истории применялся термин «холоп» в отношении мужчин и «раба» в отношении женщин)
В Киевской Руси было две категории рабов:
- Временное рабство (военнопленные); прекращалось после выкупа;
- Полный холоп («обельное» рабство)
Существовало три пути попадания в обельное холопство:
- Самопродажа себя в рабство
- Вступление в брак с рабом (Если при этом свободный человек не оговаривал сохранения своего свободного статуса)
- Нанимался на выполнение работ, которые выполнялись только рабами
Прекращение полного холопства:
- Отпускали на волю
- Выкуп раба
Существоваля категория полусвободных людей – отношения с господами, как отношения должников с кредиторами:
- Рядович (название полусвободного)
- Закуп (купа – это ссуда, кредит)
- Изгой (человек, который по каким-либо причинам утратил связь с привычной средой обитания)
Социальный статус каждой категории определялся штрафом, выплачиваемым за убийство. За убийство мужа – 80 гривен, за раба – 5.
Ø Феодальная и дофеодальная концепции развития Киевской Руси
1. Феодальная концепция.
Основные положения были сформулированы в 30 – 50-е годы XX века академиками Грековым, Черепниным, Рыбаковым.
· Крупное феодальное землевладение в виде княжеских и боярских вотчин складывалось в 10-11 веке
· В 50-е годы Черепнин выдвигает концепцию окняжения земли. Суть: верховный собственник земли – великий князь киевский, который дружинникам за службу выдает землю
· Вотчины обрабатывались трудом рабов и полузависимого населения (челядь, холоп, рядович, закуп)
· Основой социально-экономического развития являлось сельское хозяйство, главную роль в котором играла вотчина.
· Вотчниками являлись князья, бояре, церковь.
· Начало формирования вотчинного хозяйства относят к X веку.
· Вотчины обрабатывались трудом зависимых категорий населения.
· Верховным собственником земли являлся Великий Князь Киевский
· Великий Князь, князья и бояре раздавали землю за службу
2. Дофеодальная концепция
До 30-х годов ХХ века Киевская Русь не рассматривалась феодальным государством. Советские историки основывались на теориях историков XIX века (ТРБ, роль торговли, как основного источника существования киевской знати)
В 70-х годах часть историков возвратилась к идеям XIX века (Мавродин, Фроянов, Дворниченко).
1. Наиболее распространённой социально-экономической ячейкой древнерусского общества была не индивидуальная семья (отделённые от родителей дети), а большая семья, где дети и родители вместе. Феодальные отношения в обществе не сложились. Доминирование большой семьи – важнейшая характеристика дофеодального уклада общества.
2. В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная собственность на землю, а общинное землевладение.
3. В древнерусском государстве существовала вотчина, но вотчины не преобладали.
4. Вотчины, существовавшие в Киевской Руси, до середины XI века обрабатывались трудом рабов.
Историки, которые отдают первенство вотчине и при этом считают, что там трудились рабы, считают государство рабовладельческим.
С середины XI века появлялись зависимые вотчины, в том числе феодально-зависимые, однако рабов было больше. Киевская знать существовала за счёт внеземельных доходов, а именно дани и кормлений.
Другая концепция говорит о том, что Киевская Русь – рабовладельческое государство (проф. Горемыкин)